Санкт-Петербургский городской суд Рег. №: 33-14598 Судья: Сидорова Е.Ю. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Санкт-Петербург 27 сентября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе: председательствующего судьи Смышляевой И.Ю. судей Белисовой О.В. и Вашкиной Л.И. с участием прокурора Костиной Т.В. при секретаре Сперанской С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-450/11 по кассационным жалобам Бабенко А.В. , Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, кассационному представлению Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга на решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2011 года по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга к Бабенко А.В. , Администрации района Санкт-Петербурга о признании незаконным Распоряжения Администрации района Санкт-Петербурга, признании недействительным договора передачи земельного участка в собственность, прекращении права собственности на земельный участок с внесением соответствующей записи в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Заслушав доклад судьи Смышляевой И.Ю., объяснения прокурора Костиной Т.В., Бабенко А.В., его представителя - Деревенского М.Г., представителя третьего лица – Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга – Галенкиной К.В., представителя Администрации района Санкт-Петербурга – Данилова Л.А., представителей третьих лиц ГУ «<...> – И.Л.О., Комитета <...> – Р.Е.С., Управления <...> - С.А.М. , судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда УСТАНОВИЛА: <дата> Администрацией района Санкт-Петербурга издано распоряжение № о передаче в собственность Бабенко А.В. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также земельного участка под данным домом с кадастровым номером №, площадью ххх кв.м. <дата> между Администрацией района Санкт-Петербурга и Бабенко А.В. заключен договор о передаче в собственность последнего вышеназванного земельного участка. В договоре указано, что выкупная стоимость участка в размере ххх руб. ххх коп. оплачена до заключения договора. Право собственности Бабенко А.В. на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата>. Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с иском к Бабенко А.В., Администрации района Санкт-Петербурга (далее – Администрация района) о признании незаконным распоряжения Администрации района от <дата> № в части передачи в собственность Бабенко А.В. земельного участка с кадастровым номером № площадью ххх кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; признании недействительной ничтожной сделкой договор № от <дата>, заключенный Администрацией района с Бабенко А.В. о передаче ему в собственность указанного земельного участка; применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде внесения записи о прекращении права собственности Бабенко А.В. на указанный земельный участок в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращении права собственности Бабенко А.В. на спорный земельный участок. В обоснование заявленных требований истец указал, что спорный земельный участок передан в собственность Бабенко А.В. незаконно, поскольку он находится на территории заказника «<...>» и в силу закона не может быть передан в чью-либо собственность. Решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2011 года требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга удовлетворены. Признано не соответствующим законодательству РФ распоряжение Администрации района Санкт-Петербурга от <дата> № в части передачи в собственность Бабенко А.В. земельного участка с кадастровым номером № площадью ххх кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Признан недействительным договор № от <дата>, заключенный Администрацией района Санкт-Петербурга с Бабенко А.В., о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью ххх кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу. Применены последствия недействительности ничтожной сделки: прекращено право собственности Бабенко А.В. на спорный земельный участок с внесением записи о прекращении права собственности Бабенко А.В. на указанный земельный участок в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним; данный земельный участок возвращен в собственность Санкт-Петербурга, а Бабенко А.В. постановлено возвратить из бюджета Санкт-Петербурга денежные средства, выплаченные им в качестве стоимости выкупа земельного участка в размере ххх руб.ххх коп. С Бабенко А.В. и Администрации района Санкт-Петербурга взыскана солидарно государственная пошлина в размере ххх руб. Бабенко А.В. и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с решением суда не согласны и в кассационных жалобах просят его отменить. Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга в кассационном представлении просит решение суда изменить, исключив из резолютивной части указание на взыскание с Администрации района Санкт-Петербурга государственной пошлины. Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационных жалоб и представления, судебная коллегия приходит к следующему. Федеральный закон от 14.03.1995 года № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» относит государственные природные заказники к особо охраняемым территориям. В силу статьи 6 указанного закона особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 данной статьи. В силу п. 2 той же статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий. Из материалов дела следует, что заказник «<...>», в границах которого расположен земельный участок, переданный в собственность Бабенко А.В., образован распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга и Губернатора Ленинградской области от <дата> №. Кадастрового паспорта земель заказника не имеется, однако границы его территории определены вышеуказанным распоряжением для целей сохранения и воспроизводства ценных видов лососевых рыб, охраны от исчезновения редкого вида моллюсков, занесенного в международную Красную книгу. В соответствии со ст. 58 ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, создаются особо охраняемые природные территории. Согласно п. 2 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 26.12.2005 года № 660-105 «О государственных природных заказниках и памятниках природы регионального значения» земли природных заказников и памятников природы, за исключением земельных участков, предоставленных физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование до введения в действие настоящего Закона Санкт-Петербурга, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным учреждениям (дирекциям), осуществляющим обеспечение функционирования природных заказников и памятников природы. В соответствии с п. 8 Положения «О комплексном заказнике «<...>» право собственности на территорию заказника не может быть передано полностью или частично физическим или юридическим лицам. Суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше положениями закона, установив, что спорный земельный участок находится в границах территории заказника (т. 1 л.д. 82-84), изменений в Распоряжение от <дата> №, которым утверждены границы территории заказника, не вносились, спорный земельный участок из границ территории заказника «<...>» не исключен, пришел к выводу о том, что в отношении него действуют ограничения, предусмотренные Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем спорный земельный участок не подлежал передаче в собственность Бабенко А.В., и признал оспариваемое распоряжение Администрации района Санкт-Петербурга от <дата> № не соответствующим требованиям законодательства РФ. Оспаривая постановленное судом решение, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству ссылается на то обстоятельство, что суд необоснованно применил к спорным правоотношениям п. 5 ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. При этом земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации (ч. 5 ст. 58). Федеральным законом от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлены режимы особо охраняемых природных территорий. Статьей 2 указанного Закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений установлены категории особо охраняемых природных территорий, к которым, в частности, отнесены государственные природные заказники. Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ № 33-ФЗ от 14.03.1995 года государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Как следует из п. 2 Положения о комплексном заказнике «<...>», утвержденного распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга № и Губернатора Ленинградской области № от <дата>, заказник образован с целью сохранения, воспроизводства и восстановления ценных и редких рыб и моллюсков, поддержания общего экологического баланса и является природоохранной территорией регионального значения. При этом пункт 8 указанного Положения устанавливает, что право собственности на территорию заказника, являющуюся государственной собственностью, не может быть предано полностью или частично физическим или юридическим лицам, а также муниципальным образованиям. Пункт 3 Положения о государственном природном комплексном заказнике регионального значения «<...>» на территории Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от <дата> №, также предусматривает, что государственный природный комплексный заказник «<...>» является особо охраняемой природной территорией регионального значения. Поскольку п. 5 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ не содержит исчерпывающий перечень земель, которые не подлежат приватизации, поскольку предусматривает, что не подлежат приватизации земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, принимая во внимание, что государственный природный комплексный заказник «<...>» является особо охраняемой природной территорией и создан с целью сохранения, воспроизводства и восстановления ценных и редких рыб и моллюсков, поддержания общего экологического баланса, суд обоснованно руководствовался положениями указанной нормой (ст. 58 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») и пришел к правомерному выводу о том, что спорный земельный участок не подлежал передаче в собственность Бабенко А.В., в связи с чем признал распоряжение Администрации района от <дата> № не соответствующим требованиям законодательства РФ. Разрешая исковые требования природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в части признания договора о передаче земельного участка в собственность Бабенко А.В. недействительной ничтожной сделкой, установив, что оспариваемый договор основан на распоряжении Администрации района, которое не соответствует действующему законодательству, руководствуясь ст.ст. 168, 180 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для признания договора недействительным в части передачи в собственность Бабенко А.В. земельного участка. В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Исходя из указанных положений гражданского законодательства, суд первой инстанции правомерно применил последствия недействительности ничтожной сделки по передаче спорного участка в собственность Бабенко А.В., указав, что право собственности Бабенко А.В. на земельный участок подлежит прекращению, спорный участок должен быть возвращен в собственность Санкт-Петербурга, а Бабенко А.В. подлежат возврату денежные средства в размере ххх руб., указанные в договоре передачи земельного участка в собственность, как стоимость выкупа земельного участка, внесенная в момент заключения договора. Доводы кассационной жалобы Бабенко А.В. и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга не содержат правовых оснований для отмены решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Вместе с тем доводы кассационного представления природоохранной прокуратура Санкт-Петербурга о необоснованном взыскании с Администрации района солидарно с Бабенко А.В. госпошлины в размере ххх руб. заслуживают внимания. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. Таким образом, вынесенное решение в части взыскания с ответчика Администрации района, являющегося государственным органом, госпошлины не основано на законе, в силу чего в этой части подлежит отмене. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2011 года в части взыскания с Администрации района Санкт-Петербурга государственной пошлины в размере ххх рублей отменить. В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения. Председательствующий Судьи