САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Рег. №33-14043/2011 Судья: Пазюченко И.Ж. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе рассмотрела в открытом судебном заседании 14 сентября 2011 года кассационную жалобу Администрации муниципального образования Смольнинское Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2011 года по гражданскому делу №2-1255/11 по заявлению Администрации муниципального образования Смольнинское Санкт-Петербурга об оспаривании решений и действий председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга. Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителя Администрации МО Смольнинское Лобанова В.Н., поддержавшего жалобу, представителя председателя Контрольно-счетной палаты Лопатникова В.С. – Данилова В.Ю., представителя Контрольно-сетной палаты адвоката Стрижаковой И.В. и представителя заинтересованного лица – прокуратуры Санкт-Петербурга – Мазиной О.Н., просивших оставить обжалуемое решение без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Администрация МО Смольнинское обратилась в суд и, уточнив заявленные требования в ходе судебного разбирательства, просила признать не соответствующими действующему законодательству положения пункта 1 приказа председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Лопатникова В.С. от 07.07.2010 г. №30 о проведении выборочной проверки формирования и исполнения бюджета МО Смольнинское за 2008-2009 гг. и признать данный приказ незаконным и недействующим полностью со дня его издания; признать незаконным и недействительным отчет контрольно-счетной палаты от 10.09.2010 г. №2-170/10-0-0 о результатах указанной проверки, за исключением результатов проверки по вопросу расходования денежных средств, поступивших из бюджета Санкт-Петербурга на выполнение отдельных государственных полномочий; признать незаконными действия председателя Контрольно-счетной палаты по изданию названного приказа, истребованию документов для проведения проверки и утверждению указанного отчета о результатах проверки, ссылаясь на то, что оспариваемые решения и действия выходят за пределы основных задач, функций и полномочий, установленных статьями 2, 7, 9-11 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.1995 г. №57-8 "О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга" и нарушают гарантированные Конституцией Российской Федерации права муниципального образования на самостоятельное решение вопросов местного значения по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета. Решением Октябрьского районного суда от 08.07.2011 г. в удовлетворении заявления Администрации МО Смольнинское отказано. В кассационной жалобе Администрация МО Смольнинское просит отменить указанное решение как незаконное и необоснованное и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения. В соответствии со статьями 2 и 10 названного Закона Санкт-Петербурга от 26.05.1995 г. №57-8 к основным задачам и контрольным полномочиям Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга (КСП) относятся: контроль за расходованием средств, поступивших в бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга; проведение ревизий бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, - получателей финансовой помощи из бюджета Санкт-Петербурга. Статьей 7 Закона определены контрольные функции КСП в отношении финансовых ресурсов Санкт-Петербурга и предусмотрено, что в процессе разработки, утверждения и исполнения городского бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов КСП контролирует расходование средств, поступивших в бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга. Из статьи 9 Закона следует, что контрольные полномочия КСП распространяются в части, касающейся контроля за расходованием средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга, - на органы, осуществляющие расходование указанных средств. Согласно ст.11 Закона исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов и органы, осуществляющие расходование средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга, обязаны предоставлять по запросам КСП всю информацию, необходимую ей для осуществления контрольных полномочий. В силу приведенных норм КСП вправе осуществлять контроль и проводить проверки расходования финансовых средств, поступивших в бюджеты муниципальных образований из бюджета Санкт-Петербурга, в порядке, установленном разделом 5 Закона, что не оспаривалось заявителем при рассмотрении дела. При этом согласно статье 13 при реализации задач, изложенных в статье 2 Закона, КСП осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности. Статьей 17 Закона предусмотрено, что КСП в пределах своей компетенции взаимодействует с городскими органами прокуратуры. В соответствии с п.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются, в частности, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Согласно п.1 ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 этого закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. В силу п.1 ст.6 данного Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Как видно из материалов дела, на основании указанных положений закона прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга в связи с проводимой ею проверкой законности формирования бюджета МО Смольнинское 05.07.2010 г. было направлено письмо председателю КСП Лопатникову В.С. о выделении специалистов для проведения совместной проверки, которое в тот же день было получено председателем КСП (л.д.195). 07.07.2010 г. председателем КСП был издан приказ №30 о проведении в соответствии с Законом «О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга» и планом работы КСП на 2010 г. выборочной проверки формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования муниципального округа Смольнинское за 2008-2009 гг. Приказом была назначена комиссия по проведению проверки, утверждена ее программа и установлены сроки ее проведения с 13 по 30.07.2010 г. с предоставлением отчета о результатах проверки до 20.09.2010 г. (л.д.114). Согласно имеющемуся в материалах дела плану работы КСП на 2010 г., утвержденному решением бюджетно-финансового комитета Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 15.03.2010 г. (л.д.219-223), на 3 квартал 2010 г. было запланировано проведение проверки бюджета МО Смольнинское, в том числе законности и целевого расходования средств, поступивших из бюджета Санкт-Петербурга (л.д.222). Из письма прокуратуры Центрального района Санкт-Петербурга на имя главы МО Смольнинское от 20.07.2010 г. также следует, что в порядке контроля прокуратурой Центрального района с 21.07.2010 г. с привлечением специалистов комиссии КСП проводилась проверка формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования муниципального округа Смольнинское за 2008-2009 гг., в связи с чем прокуратура просила главу МО Смольнинское предоставить доступ ко всей необходимой информации и документации помощнику прокурора и членам комиссии КСП и истребовала ряд нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, бухгалтерских и иных документов (л.д.134-135). Перечень указанных документов в целом совпадает с перечнем документов, истребованных КСП у МО Смольнинское письмом от 07.07.2010 г. в связи с проверкой, проводившейся на основании приказа №30 от той же даты (л.д.92-94). В материалы дела также представлен план работы прокуратуры Центрального района на 1 полугодие 2010 г., предусматривающий мероприятия по проверке целевого использования бюджетных средств органами местного самоуправления (л.д.275-280), и справка по результатам этой проверки, в которой содержится информация о проведении дополнительной проверки выявленных нарушений (л.д.281-293). Согласно ответу прокуратуры Центрального района на запрос суда дополнительная проверка администрации МО Смольнинское проводилась прокуратурой с 21.07.2010 г. по 30.07.2010 г. с привлечением в качестве экспертов специалистов КСП (л.д.240). По результатам проверки КСП был составлен отчет от 10.09.2010 г., направленный в соответствии с положениями ст.14 Закона «О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга» в прокуратуру Санкт-Петербурга и иные указанные в этой статье органы (л.д.7-22) Приведенные обстоятельства в совокупности с иными исследованными доказательствами подтверждают доводы заинтересованных лиц о том, что названный приказ о проведении проверки был издан с учетом поступившего в КСП письма прокуратуры о выделении специалистов для осуществления прокурорской проверки, при этом проверка поступивших межбюджетных трансфертов из бюджета Санкт-Петербурга проводилась в рамках утвержденного плана работы КСП на 2010 г., а проверка расходования средств бюджетов муниципального образования осуществлялась специалистами КСП в качестве экспертов, привлеченных прокуратурой Центрального района. что не опровергает отсутствие в приказе ссылки на проводимую прокуратурой проверку. С учетом изложенного суд сделал обоснованный вывод о том, что КСП при проведении оспариваемой проверки осуществляла свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ей действующим законодательством, и во исполнение требований органов прокуратуры. В ходе судебного разбирательства заявитель не оспаривал законность действий КСП, связанных с осуществлением проверки по вопросу расходования денежных средств, поступивших из бюджета Санкт-Петербурга на выполнение отдельных государственных полномочий, а также действия прокуратуры Центрального района по проведению дополнительной проверки формирования и исполнения бюджета МО Смольнинское за 2008-2009 гг. и решение, принятое по результатам проверки на основании представленного КСП отчета. При таком положении оснований для вывода о нарушении прав и законных интересов заявителя и незаконном вмешательстве в осуществление местного самоуправления у суда не имелось. Между тем, в силу ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд может удовлетворить заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) указанных органов и должностных лиц, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Учитывая, что в данном случае таких обстоятельств в рамках заявленных требований установлено не было, вывод суда об отказе в удовлетворении заявления является правильным, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Смольнинское Санкт-Петербурга – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи:председательствующего Рогачева И.А. судей Вологдиной Т.И. и Нюхтилиной А.В. при секретаре Порохневе В.И.