кассационное определение от 03.11.11г.





САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 15307

Судья: Овчаров В.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Шиловской Н.Ю.

судей

Пучинина Д.А. и Савельевой М.Г.

при секретаре

Юрченко Т.А.

с участием прокурора

Кузьминой И.Д.

рассмотрела в судебном заседании 03 ноября 2011 года дело №2-915/11 по кассационным жалобам Корзухина В.И. и Якунина С.А. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 15 августа 2011 года по иску прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в интересах МО «Красное Село» и неопределенного круга лиц к Корзухину В. И. и Якунину С.А. о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., заключение прокурора Кузьминой И.Д., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга обратился с иском к Корзухину В. И. и Якунину С.А. о взыскании полученных денежных средств, а именно просил взыскать с Корзухина В. И. в пользу бюджета МО г. Красное Село денежные средства в размере <...>., а также государственную пошлину в доход государства в размере <...>., с Якунину С.А. в пользу бюджета МО г. Красное Село денежные средства в размере <...>., а так же государственную пошлину в доход государства в размере <...>.

Прокурор в обоснование своих доводов указал, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства Муниципальным советом внутригородского МО г. Красное Село при расходовании бюджетных средств на выплату компенсации расходов депутатам Муниципального совета Муниципального образования г. Красное Село Санкт-Петербурга.

В ходе данной проверки было установлено, что решением Муниципального совета Муниципального образования г. Красное Село от 30.10.2008 года №70-Ш-З, в последней редакции от 21.07.2010 года, депутатам Муниципального совета, работающим на непостоянной основе, утверждено Положение «О выплате компенсации расходов депутатов Муниципального совета внутригородского Муниципального образования «Красное Село» Санкт-Петербурга, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе».

Согласно пунктам 1.2, 2.1, 2.2, 2.3 указанного Положения, денежная компенсация выплачивается из местного бюджета МО г. Красное Село со сметы содержания Муниципального совета.

Основанием выплаты компенсации из местного бюджета является наличие первичных документов.

Денежная компенсация выплачивается ежемесячно или ежеквартально, на основании представленных документов, указанных в п. 2.1 и распоряжении главы Муниципального образования г. Красное Село.

Размер денежной компенсации расходов не может превышать в размере 12 расчетных единиц в год.

Распоряжением от 05.08.2009 года №9 ответчикам была выплачена денежная компенсация расходов депутатам, осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе за период с 01.03.2009 года по 31.08.2009 года по <...>.

Распоряжением от 08.12.2009 года №14/1 произведена выплата денежной компенсации расходов за период с 01.09.2009 года по 31.12.2009 года по <...>.

Распоряжением от 16.04.2010 года №5 произведена выплата денежной компенсации расходов за период с 01.01.2010 года по 31.03.2010 года по <...>.

Указанные денежные средства были перечислены платежными поручениями на банковские карты ответчиков.

Всего ответчиками получена сумма в размере <...>., однако, согласно доводам прокурора, указанная сумма выплачена ответчикам в отсутствие первичных учетных документов.

Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 15 августа 2011 года с Корзухина В.И. в пользу МО «Красное Село» взысканы денежные средства в размере <...>.

С Корзухина В.И. в доход государства взыскана государственная пошлина в размере <...>.

Тем же решением суда с Якунина С.А. в пользу МО «Красное Село» взысканы денежные средства в размере <...>.

С Якунина С.А. в доход государства взыскана государственная пошлина в размере <...>.

В кассационных жалобах ответчики настаивают на отмене судебного решения.

Судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя иск на основании ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, суд признал денежную сумму <...>. неосновательным обогащением, указав, что выплата произведена без законного основания, в отсутствие опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта Муниципального совета, соответствующего требованиям Закона Санкт-Петербурга №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», устава МО «Красное Село», с нарушением ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции по бюджетному учету, без документального подтверждения понесенных расходов.

Принятое МС МО «Красное Село» решение от 30.10.2008 года №70-Ш-З (в редакции от 21.07.2010 года), на основании которого произведена выплата, суд признал не отвечающим признакам нормативного правового акта в связи с отсутствием его официального опубликования.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что ответчиками безосновательно получены в 2009 и 2010 гг. денежные средства в размере по <...>., которые и взыскал с ответчиков в заявленном размере.

Между тем, с указанными выводами суда не может согласиться судебная коллегия по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 31 Закона Санкт-Петербурга №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, выплачивается денежная компенсация в связи с осуществлением им своего мандата (далее – денежная компенсация).

Размер и порядок выплаты денежной компенсации устанавливается уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом муниципального совета муниципального образования и не может превышать 12 расчетных единиц в год (размер расчетной единицы устанавливается Законом Санкт-Петербурга от 23 июня 2005 года №347-40 «О расчетной единице»).

В соответствии со ст. 14 Закона Санкт-Петербурга №537-94 «О гарантиях осуществления полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, члена выборного органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге, выборного должностного лица местного самоуправления в Санкт-Петербурге», депутату муниципального совета, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, выплачивается денежная компенсация в связи с осуществлением им своего мандата.

Решением МС МО «г. Красное Село» от 30.10.2008 года №70-Ш-З (в редакции от 21.07.2010 года) разработано и утверждено Положение «О выплате денежной компенсации расходов депутатов Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования «г. Красное Село» Санкт-Петербурга, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе», п.п. 1.2, 2.1, 2.2, 2.3 установлена выплата денежной компенсации в связи с осуществлением ими своего мандата в размере, не превышающем 12 расчетных единиц в год, размер которых устанавливается Законом Санкт-Петербурга от 23.06.2005 года №347-40 «О расчетной единице».

Выплата денежной компенсации депутатам в связи с осуществлением депутатами своего мандата производится ежемесячно или ежеквартально на основании представленных документов, указанных в п. 2.1 и распоряжений Главы МО «г. Красное Село».

Расходы на выплату вознаграждения осуществляются за счет средств, предусмотренных местным бюджетом на содержание Муниципального совета в текущем году.

Распоряжением от 05.08.2009 года №9 ответчикам была выплачена денежная компенсация расходов депутатам, осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе за период с 01.03.2009 года по 31.08.2009 года по <...>.

Распоряжением от 08.12.2009 года №14/1 произведена выплата денежной компенсации расходов за период с 01.09.2009 года по 31.12.2009 года по <...>.

Распоряжением от 16.04.2010 года №5 произведена выплата денежной компенсации расходов за период с 01.01.2010 года по 31.03.2010 года по <...>.

Указанные денежные средства были перечислены платежными поручениями на банковские карты ответчиков.

Оценивая доводы прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга, а также вышеизложенные выводы суда первой инстанции, судебная коллегия находит, что выплата компенсации расходов депутатам, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, предусмотрена законом.

Превышения предельного размера компенсации, установленного нормативным актом органа местного самоуправления и Законом Санкт-Петербурга, не допущено.

Таким образом, денежная компенсация расходов получена ответчиками правомерно, по установленному законом основанию и исходя из положений ч. 1 ст. 1104 ГК РФ не может признаваться неосновательным обогащением.

ФЗ «О бухгалтерском учете» имеет другой предмет регулирования и не содержит положений, исключающих определение размеров компенсаций в таком порядке.

Ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает порядок проведения и оформления хозяйственных операций организациями, учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства.

Учитывая, что сбор дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 15 августа 2011 года и принять по делу новое решение, которым в иске прокурору Красносельского района Санкт-Петербурга к Корзухину В. И. и Якунину С.А. о взыскании денежных средств отказать.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 15 августа 2011 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В иске прокурору Красносельского района Санкт-Петербурга к Корзухину В. И. и Якунину С.А. о взыскании денежных средств отказать.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200