кассационное определение от 26 октября 2011 года



Санкт-Петербургский городской суд

Рег. № 33-16023 Судья: Корсакова Ю.М.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 26 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего судьи Белисовой О.В.

судей Вашкиной Л.И.

Чуфистова И.В.

при секретаре Сперанской С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3318/11 по кассационной жалобе Военного комиссариата города Санкт-Петербург на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 22 сентября 2011 года по иску Азарьева В.А. к Военному комиссариату города Санкт-Петербург о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании образовавшейся задолженности.

Заслушав доклад судьи Белисовой О.В.,

судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Азарьев В.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Санкт-Петербург об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством, выплатить задолженность, образовавшуюся за период с 10 августа 2011 года.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является инвалидом второй группы, ветераном подразделений особого риска, получившим заболевание в связи с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска, однако ответчик отказывает в назначении и выплате ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью.

Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 22 сентября 2011 года исковые требования Азарьева В.А. удовлетворены.

Военный комиссариат города Санкт-Петербург обязан выплачивать Азарьеву В.А. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, как инвалиду 2 группы с 10 августа 2011 года в сумме 6 594 руб. 41 коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке.

В кассационной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требованиях, указывает, что в силу ч.1 п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действующей с 01 января 2005 года, на граждан-инвалидов из подразделений особого риска не распространены льготы, предусмотренные п. 15 ч. 1 ст. 14 закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

Стороны в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, доказательств наличия уважительных причин неявки суду не представили. Согласно п. 2 ст. 354 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде кассационной инстанции. В данном случае суд вправе, но не обязан откладывать разбирательство дела. Исходя из того, что представитель ответчика достаточно подробно изложил свои доводы в кассационной жалобе, стороны надлежаще извещены, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» действие Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространено на непосредственных участников ликвидации радиационных аварий.

Пунктом 2 указанного Постановления Верховного Совета РФ, в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, предусматривалось, что лицам, ставшим инвалидами, указанным в п. 1 настоящего Постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных статьей 14, частями 1 - 3, 7 статьи 24, статьей 29, частью 1 статьи 31 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, гражданам, перенесшим или получившим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью, путем выплаты ежемесячной денежной компенсации.

В соответствии с пунктом 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ от 07 октября 2005 года № 385-О положения п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» (в редакции ст. 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и ст. 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении на основании ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанных нормативных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 186-О положения п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 в редакции ст. 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и, соответственно, положения самой этой статьи не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 (п. 1 резолютивной части).

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2010 года № 296-О-П «По жалобе гражданина Бучнева Геннадия Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», на основании ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, признанными инвалидами после 1 января 2005 года, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-Г.

Соответственно, все граждане из подразделений особого риска, которые до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» от 27 декабря 1991 года № 2123-1 подверглись радиационному воздействию в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска и впоследствии были признаны инвалидами вследствие радиационного воздействия, в равной мере обладают правом на возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с радиационным воздействием, в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действовавшей на момент признания их инвалидами, в том числе на получение ежемесячной денежной компенсации.

Это вытекает из обязанности государства по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, который относится к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, а также из конституционного принципа равенства, который предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Истец является пенсионером Министерства обороны РФ, 10 августа 2011 года ему была установлена инвалидность второй группы бессрочно и связь его заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, воздействием радиационных факторов. С заявлением о назначении ежемесячной компенсации вреда, причиненного здоровью, истец обратился к ответчику 12 августа 2011 года.

Принимая во внимание вышеизложенное, следует полагать правомерным вывод суда первой инстанции о наличии у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.

Также верным является и вывод суда о выплате ежемесячной денежной компенсации с момента установления инвалидности, а именно с 10 августа 2011 года.

К правоотношениям, возникшим в связи с возмещением вреда здоровью лицам из подразделений особого риска, применяются нормы Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающего, в том числе, выплату компенсаций в возмещение вреда здоровью в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 вышеназванного Закона.

До внесения изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.02.2001 года размер возмещения вреда определялся в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

В настоящее время вопросы возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, регулирует Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 года № 125-ФЗ.

Тот факт, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», подтверждается вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 17 июля 2001 года по заявлению К. о признании незаконным абзаца 1 пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ № 6 «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)».

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются за весь период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты профессиональной трудоспособности.

В силу статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» днем обращения за возмещением вреда считается день подачи заявления.

Таким образом, анализ законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, позволяет сделать вывод о том, что выплаты сумм в возмещение вреда здоровью лицам, на которых распространяется действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в части возмещения вреда здоровью, должны производиться с момента подачи ими заявления со всеми необходимыми документами, но за весь период с момента назначения инвалидности, поскольку при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба государство обязано гарантировать стабильность, которая в сфере конституционно-правовых отношений между государством и гражданами не должна быть меньшей по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства.

Таким образом, как верно указал суд, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью Азарьева В.А., подлежит назначению и выплате с даты установления инвалидности и связи ее возникновения с действиями в подразделениях особого риска, а именно с 10 августа 2011 года.

Кассационная жалоба ответчика не содержит доводов, по которым ответчик не согласен с решением суда в указанной части.

Постановлением Правительства РФ 21.12.2010 № 1079 с 01 января 2011 года ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (предусмотренные п. 15 части первой статьи 14 Закона), инвалидам II группы, к которой относится истец, предусмотрена в размере 6594 руб. 41 коп.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы кассационной жалобы ответчика не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной представителем ответчика в суд первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих обстоятельства дела, которым соответствуют выводы суда, постановленные при правильном определении значимых для разрешения спора обстоятельств и правильном применении норм материального и процессуального права.

При таком положении обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 22 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200