кассационное определение от 31.10.2011г.



    

Санкт-Петербургский городской суд

Рег. №: 33-16167/11    Судья: Морозова С.Г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург    31 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Сальниковой В.Ю.

судей

Гавриловой Н.В.

Стешовиковой И.Г.

при секретаре

Присекарь С.В.

рассмотрела в судебном заседании от 31 октября 2011 года гражданское дело № 2-3334/11 по кассационной жалобе Администрации <...> района Санкт-Петербурга на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 07 сентября 2011 года по заявлению Р.Р. об оспаривании распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Заслушав доклад судьи Сальниковой В.Ю., объяснения заявительницы Р.Р. и ее представителя – адвоката Л.В.,

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

                УСТАНОВИЛА:

Р.Р. обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об обязании Главы администрации <...> района Санкт-Петербурга отменить распоряжение от <дата> №... о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований Р.Р. указывала, что в 1998г. ей с сыном на основании ордера заводом "завод" были предоставлены две комнаты в общежитии по адресу: <адрес>. Впоследствии общежитию присвоен статус жилого дома. По договору передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан от <дата> она с сыном в равных долях приобрели занимаемые ими комнаты в собственность. С <дата> она и сын Л.Е. состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. В марте 2011г. обратилась в администрацию <...> района Санкт-Петербурга с заявлением о получении социальной выплаты на оплату части стоимости жилого помещения, которое собиралась приобрести с целью улучшения жилищных условий. Однако, <дата> получила ответ из администрации, из которого следовало, что распоряжением Главы администрации <...> района Санкт-Петербурга от <дата> №... она снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Основанием для снятия ее с учета послужило то, что в собственности ее мужа находится квартира на <адрес>, вследствие чего обеспеченность их семьи составляет 15,35 кв.м на человека. Считает снятие ее с учета нуждающихся не соответствующим действующему законодательству, поскольку иного жилого помещения для проживания, кроме двух комнат в коммунальной квартире, не имеет, в квартиру, принадлежащую ее супругу, не вселялась, никогда в ней не проживала, регистрации в квартире супруга не имеет, то есть не приобрела право пользования квартирой мужа, основания, дающие ей право в соответствии с ранее действовавшим законодательством состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, к моменту принятия обжалуемого распоряжения не отпали.

Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 07 сентября 2011 года администрация <...> района Санкт-Петербурга обязана отменить распоряжение от <дата> №... о снятии Р.Р. с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

В кассационной жалобе администрация <...> района Санкт-Петербурга просит решение районного суда отменить, полагая его неправильным, и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Р.Р.

В заседание суда кассационной инстанции заинтересованные лица не явились, извещены о рассмотрении дела по правилам ст. 113 ГПК РФ (л.д. 77-80), о причинах своей неявки судебную коллегию не известили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 2 ст. 354 ГПК РФ в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения заявительницы и ее представителя, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Р.Р. с сыном Л.Е., занимающие в настоящее время две комнаты в квартире <адрес>, <дата> были приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как проживающие в общежитии.

Распоряжением Главы администрации <...> района Санкт-Петербурга №... от <дата> Р.Р. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, с учетом наличия в собственности супруга отдельной квартиры на <адрес>.

Удовлетворяя требования Р.Р., суд первой инстанции исходил из того, что заявительница право пользования квартирой супруга не приобрела, то есть какие-либо права на квартиру супруга у Р.Р. отсутствуют, вследствие чего Р.Р. не утратила оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами суда, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, при рассмотрении спора судом неверно применены нормы материального права.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Из материалов дела усматривается, что Р.Р. <дата> была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, проживающее в общежитии и не имеющее другой жилой площади, пригодной для постоянного проживания (п. 16.4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987г. № 712/6, далее – Правила № 712/6).

Также из материалов дела следует, что общежитие по <адрес> было переведено в статус жилого дома на основании распоряжения от <дата> №....

<дата> Р.Р. вступила в брак с Р.Н. (л.д. 43).

Кроме того, согласно материалам дела, <дата> в собственность супруга заявительницы - Р.Н. в порядке приватизации была передана квартира <адрес> общей площадью 51,50 кв.м (л.д. 12).

<дата> в собственность Р.Р. и ее сына Л.Е. на основании договора №... передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан переданы 30/121 долей в праве собственности на 8- комнатную коммунальную квартиру <адрес>. Жилая площадь переданных в собственность заявительницы и ее сына комнат составляет 30,6 кв.м, что соответствует общей площади 46,06 кв.м (л.д. 7-8, 23, 24).

Таким образом, на долю истицы в принадлежащей ей на праве общей долевой собственности квартире приходится 23,03 кв.м общей площади жилого помещения и 15,3 кв. м жилой площади, что превышает как учетные нормы, так и нормы предоставления, действовавшие как до, так и после 01.03.2005 года.

Судом первой инстанции сделан неправильный вывод о том, что принадлежащее супругу заявительницы жилое помещение не подлежит учету при определении наличия оснований для сохранения Р.Р. права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, поскольку закон не ставит учет жилых помещений, находящихся в пользовании семьи, в зависимость от оснований их приобретения, а также факта вселения (регистрации) в них.

В соответствии с п. 29 Правил № 712/6, действовавших до введения в действие ЖК РФ, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 12 Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.

В силу п. 12 вышеуказанных Правил, минимальный размер предоставляемой жилой площади составлял 9 квадратных метров на человека.

Согласно ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма», учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений не противоречит Конституции РФ, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства, о чем указал Конституционный Суд РФ в Определении от 28.05.2009г. № 604-О-О.

Поскольку в настоящее время супруг заявительницы имеет право собственности на квартиру <адрес> в Санкт-Петербурге общей площадью 51,50 кв.м, данная жилая площадь подлежит учету при решении вопроса о признании заявительницы нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, суммарная общая площадь жилых помещений, приходящаяся на заявительницу, составляет 23,03 + 25,75 = 48,78 кв.м.

Изложенное свидетельствует о том, что у заявительницы отпали основания, дающие ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, что в силу положений ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ, ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия ее с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Доказательств, подтверждающих, что квартира <адрес> непригодна для постоянного проживания, суду не представлено.

Довод Р.Р. о том, что она совместно с супругом не проживает, общего хозяйства не ведет, в связи с чем принадлежащая Р.Н. квартира не подлежит учету при решении вопроса о ее нуждаемости в жилых помещениях, не может быть принят во внимание, поскольку брак между супругами не расторгнут, раздельное проживание супругов не свидетельствует о прекращении прав и обязанностей супругов.

Кроме того, даже без учета площади квартиры, принадлежащей супругу Р.Р., заявительница обеспечена площадью жилого помещения выше нормы предоставления, поскольку общая площадь коммунальной квартиры, приходящаяся на заявительницу, составляет 23,03 кв.м, жилая – 15,3 кв.м, что превышает как норму предоставления, установленную ЖК РФ (18 кв.м общей площади на 1 человека), так и норму предоставления, установленную Правилами № 712/6 (9 кв.м жилой площади на человека).

Факт наличия в собственности супруга заявительницы отдельной двухкомнатной квартиры не позволяет утверждать о наличии иных оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, предусмотренных п. 16.2 Правил № 712/6.

При таких обстоятельствах распоряжение администрации <...> района Санкт-Петербурга в части снятия заявительницы с учета нуждающихся в жилых помещениях принято в соответствии с требованиями жилищного законодательства, соответствует установленным обстоятельствам, не свидетельствующим о наличии у Р.Р. оснований для сохранения права состоять на указанном учете, вследствие чего у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для признания оспариваемого распоряжения не соответствующим закону.

Таким образом, постановленное судом решение об удовлетворении требований Р.Р. не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Поскольку юридически значимые по делу обстоятельства для разрешения требования заявительницы установлены, судебная коллегия полагает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Р.Р.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 07 сентября 2011 отменить с вынесением по делу нового решения. В удовлетворении заявления Р.Р. об оспаривании распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях отказать.

    Председательствующий:

    Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200