кассационное определение от 19.12.2011 года по ГД без изменения



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-18808 Судья Подгорная Е.П.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 19 декабря 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Смышляевой И.Ю.

судей Вашкиной Л.И. и Белисовой О.В.

при секретаре Сперанской С.А.

рассмотрела в судебном заседании дело № 2-4953/11 по кассационной жалобе Головдинова Р.Ф. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2011 года по иску Головдинова Р.Ф. к Администрации района Санкт-Петербурга об обязании предоставить жилое помещение как нуждающемуся в улучшении жилищных условий ветерану Великой Отечественной Войны.

Заслушав доклад судьи Смышляевой И.Ю., объяснения Головдинова Р.Ф., представителя Администрации района Санкт-Петербурга – Денденковой Ю.Н.,

судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Головдинов Р.Ф. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации района Санкт-Петербурга (далее – Администрация района) об обязании обеспечить жильем как нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной Войны.

В обоснование заявленных требований истец указывал, что является ветераном Великой Отечественной Войны, зарегистрирован в квартире <адрес>. Отказ ответчика в постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец полагает неправомерным, противоречащим Указу Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», Федерального закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2011 года Головдинову Р.Ф. в удовлетворении исковых требований отказано.

Головдинов Р.Ф. с решением суда не согласен и в кассационной жалобе просит его отменить.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что Головдинов Р.Ф. зарегистрирован в отдельной Х-х комнатной квартире <адрес>, собственником которой является его супруга А.Л.А.

Согласно справке о регистрации по ф. 9 совместно с Головдиновым Р.Ф. в квартире <адрес> зарегистрированы 2 человека: дочь истца А.Л.Р. , супруга – А.Л.А.

В соответствии с характеристикой жилого помещения, квартира, в которой зарегистрирован истец, представляет собой жилое помещение, состоящее из двух комнат общей площадью ххх кв.м, жилой – ххх кв.м.

<дата> Головдинову Р.Ф. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма со ссылкой на то, что согласно Закону Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» от 30.06.2005 года № 407-65 для постановки на учет учетная норма площади жилого помещения на одного члена семьи составляет 9 кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах, уровень обеспеченности общей площадью истца превышает учетную норму, составляет на каждого члена его семьи ххх кв.м общей площади жилого помещения.

Разрешая заявленные Головдиновым Р.Ф. требования, суд первой инстанции, установив, что Головдинов Р.Ф. не относится к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Судебная коллегия полагает указанный вывод суда правильным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» от 19.07.2005 года № 407-65 учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

Согласно п. 2 ст. 1 указанного Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст. 21 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 года № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» коммунальная квартира - квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.

Жилое помещение, в котором зарегистрирован Головдинов Р.Ф., не является коммунальной квартирой, поскольку находится в собственности одного лица – супруги истца, квартира является единым объектом, в связи с чем, на каждого проживающего в указанной квартире на момент рассмотрения спора приходится по ххх кв.м (ххх кв.м : 3) общей площади, что превышает учетную норму для граждан, проживающих в отдельной квартире.

Таким образом, при превышении размера учетной нормы площади, приходящейся на Головдинова Р.Ф., установленной вышеуказанным Законом Санкт-Петербурга, основания для удовлетворения требований об обязании предоставить жилое помещение как нуждающемуся в улучшении жилищных условий ветерану ВОВ у суда отсутствовали.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация района обосновано отказала истцу в признании нуждающимся в жилых помещениях и принятии его на учет, поскольку основания для признания Головдинова Р.Ф. таковым и постановке на учет отсутствуют.

Доводы Головдинова Р.Ф. о том, что согласно Указу Президента РФ № 14 нуждаемость в жилых помещениях ветеранов определяется исходя из их обеспеченности жилой площадью 22 кв.м., правомерно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку как верно указал суд, установленная названным Указом норма общей площади жилья 22 кв.м является нормой предоставления, т.е. размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, а не учетной нормой, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях признания их нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом названный Указа Президента РФ не регулирует порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Соответственно, порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет.

В соответствии с п/п 4 п. 1 ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17- 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основанием для обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны жильем в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Суд первой инстанции, установив, что в силу действующего жилищного законодательства Головдинов Р.Ф. не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма и поставлен на учет нуждающихся, обоснованно не применил положения названного Указа Президента РФ.

Обстоятельства непроживания истца по месту регистрации в связи с болезнью его супруги и просьбой дочери не проживать по месту регистрации не имеют правового значения при разрешении спора, связанного с установлением размера учетной нормы площади, приходящейся на Головдинова Р.Ф., для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Иные доводы кассационной жалобы, в том числе о несогласии с учетной нормой площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, также правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является, других доказательств суду не представлено.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200