САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-16344/2011 | Судья: Тумашевич Н.С. |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 02 ноября 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Красиковой И.В. |
судей | Гавриловой Н.В. |
Сальниковой В.Ю. | |
при секретаре | Присекарь С.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3106/11 по кассационному представлению природоохранного прокурора Санкт-Петербурга на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 13 сентября 2011 года по иску Природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации -- района об обязании разработать и принять правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории района, для личных и бытовых нужд,
Заслушав доклад судьи Красиковой И.В., объяснения природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга П.Ю.В.; представителя Администрации – Ч.Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации -- района об обязании разработать и принять правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории района, для личных и бытовых нужд.
Решением Василеостровского районного суда от 13 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационном представлении природоохранный прокурор Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, и принять новое решение об удовлетворении требований природоохранного прокурора.
Судебная коллегия, обсудив доводы кассационного представления, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими федеральными законами.
Частью 3 статьи 6 Водного кодекса установлено, что использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
В соответствии с абзацем два части 3 статьи 79 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от № 335-66 «О Правительстве Санкт-Петербурга», в случае вступления в силу федерального конституционного закона, федерального закона, устанавливающего полномочия органов местного самоуправления или вопросы местного значения муниципальных образований данные полномочия должны быть разграничены между Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Правительством Санкт-Петербурга посредством издания Закона Санкт-Петербурга о разграничении полномочий в соответствующей сфере либо включены в число вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определенных Законом Санкт-Петербурга от 23.06.2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге».
Законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 (ред. от 13.07.2011) "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" установление правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд не отнесено к вопросам местного значения ( ст.10).
Законом Санкт-Петербурга от 15.02.2007 N 60-13 (ред. от 24.02.2009) "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт- Петербурга в области водных отношений на территории Санкт-Петербурга" соответствующие полномочия Правительству Санкт-Петербурга не переданы ( ст.2).
Администрация -- района Санкт-Петербурга действует на основании Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 № 1078 «Об администрациях районов Санкт- Петербурга».
Указанным положением администрации района Санкт-Петербурга не предоставлены полномочия по установлению правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 25 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах и утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах" установлено, что утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с данным постановлением разработаны и утверждены Правительством Санкт-Петербурга постановлением №657 от 05.06.2008года Правила охраны жизни людей на водных объектах в Санкт-Петербурге. Данные Правила устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах и других организованных местах купания, местах массового отдыха населения, туризма и спорта на водных объектах (п.1.2).
Пунктом 1.6 данных правил установлено, что ежегодно до 20 мая каждый пляж должен быть осмотрен специально назначенными комиссиями администраций районов Санкт-Петербурга (далее - Комиссия) с участием представителей Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу (по согласованию) и Центра Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (по согласованию) после проведения обязательного водолазного осмотра. Использование водных объектов для рекреационных целей (отдых, туризм, спорт) осуществляется с учетом правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд, устанавливаемых администрациями районов Санкт-Петербурга, на основании договора водопользования или разрешения о предоставлении водного объекта в пользование. На основании результатов работы комиссий ежегодно не позднее 1 июня Правительством Санкт-Петербурга утверждается перечень пляжей, допущенных к эксплуатации.
Из содержания данных Правил следует, что Правила устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах и других организованных местах купания, местах массового отдыха населения, туризма и спорта на водных объектах, а пункт 1.6 предусматривает порядок организации пляжа, для этого администрации районов устанавливают правила использования водных объектов для рекреационных целей, в случае организации на территории района соответствующего пляжа.
Судом установлено, что на территории -- района Санкт-Петербурга пляжи отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что не имеется законных оснований для возложения на Администрацию -- района Санкт-Петербурга обязанности разработать и принять правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории данного района, для личных и бытовых нужд, поскольку администрации района Санкт-Петербурга такие полномочия не предоставлены.
Правила охраны жизни людей на водных объектах в Санкт-Петербурге, в частности пункт 1.6 Правил, на который указывает природоохранный прокурор, не определяют полномочия администрации районов Санкт-Петербурга в области разработки и принятия правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории данного района, для личных и бытовых нужд, поскольку регулируют условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах и других организованных местах купания, местах массового отдыха населения, туризма и спорта на водных объекта и не разрешают вопросы о дополнительных полномочиях администрации района Санкт-Петербурга, которые не отнесены к ее ведению специальными нормативными актами.
В материалах дела имеется также письмо Юридического комитета Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2011года №20-33-1760\11-0-1 из которого следует, что отнесение полномочий по установлению правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд к компетенции администраций районов Санкт-Петербурга возможно путем внесения изменений в законодательные акты Санкт-Петербурга и в адрес вице-губернатора Санкт-Петербурга направлено обращение с просьбой поручить Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности подготовить соответствующий проект закона Санкт- Петербурга (л.д.29-30).
Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам кассационного представления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 13 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационное представление – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: