САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-462 | Судья: Новикова И.Ф. |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Шиловской Н.Ю. |
судей | Кудасовой Т.А. и Ильинской Л.В. |
при секретаре | Юрченко Т.А. |
рассмотрела в судебном заседании 19 января 2012 года дело №2-6567/11 по кассационной жалобе Мироненко С.Ф. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по иску Мироненко С.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга об обязании включить в специальный стаж спорный период, признать право на пенсию, назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 18.12.2010 года.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга - С.., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Мироненко С.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга об обязании включить спорный период работы с 01.09.1995 года по 16.07.1996 года, с 21.08.1996 года по 31.08.1998 года в должности музыкального воспитателя в детском саду в специальный трудовой стаж, признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначить пенсию с 18.12.2010 года.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03 ноября 2011 года суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы Мироненко С.Ф. с 01.09.1995 года по 16.07.1996 года, с 21.08.1996 года по 31.08.1998 года в должности музыкального воспитателя в ГДОУ детский сад №128; досрочно назначить Мироненко С.Ф. трудовую пенсию по старости с 03 ноября 2011 года. Отказал Мироненко С.Ф. в удовлетворении других исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга.
В кассационной жалобе Мироненко С.Ф. просит отменить решение суда в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты возникновения права на досрочную пенсию по старости, ссылаясь на то, что оно вынесено с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, Мироненко С.Ф. обратилась 03.09.2010 года в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту своего жительства с заявлением №12/823 о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ. Однако решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Приморском районе Санкт-Петербурга от 19.04.2011 года № 12/823 (л.д. 10-13) в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Мироненко С.Ф. отказано ввиду отсутствия 25 лет требуемого стажа педагогической деятельности. При этом в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ, не включены, в частности, периоды нахождения истицы с 03.01.1986 года по 02.09.1988 года в должности инструктора во Дворце культуры им. В.И. Ленина, поскольку наименование учреждения и наименование должности не предусмотрено Списками; с 26.07.1993 года по 31.08.1993 года, с 16.07.1994 года по 19.08.1994 года, с 14.08.1995 года по 31.08.1995 года, с 14.08.2000 года по 18.08.2000 года, с 21.12.2009 года по 31.12.2009 года, с 19.04.2010 года по 30.04.2010 года – отпуск без сохранения заработной платы; с 01.09.1995 года по 31.08.1998 года в должности музыкального воспитателя в ГДОУ д/с № 128, поскольку наименование должности не предусмотрено Списками.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на рудовые пенсии регламентированы Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001 года.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001 года в ред. от 22.12.2008 года (ранее - пп. 10 п. 1 ст. 28), трудовая пенсия назначается ранее достижения мужчинами возраста 60 лет и женщинами - 55 лет лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, либо согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правилам исчисления указанных периодов работы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.
Как следует из трудовой книжки Мироненко С.Ф. (л.д. 6-9), 24.08.1982 года истица принята на работу по классу теоретических дисциплин при Новокузнецкой детской музыкальной школе на должность музыкального воспитателя; 26.08.1985 года уволена в связи с переменой места жительства; 28.07.1985 года назначена учителем музыки в Артемоновской школе-интернате № 1; 06.12.1985 года освобождена от занимаемой должности в связи с переменой места жительства; 03.01.1986 года принята на должность инструктора п/просветительского отдела Ленинградского Дворца культуры им. В.И, Ленина; 02.09.1988 года уволена по переводу в детский ясли-сад № 76; 03.09.1988 года принята по переводу в ясли-сад 76 Невского РОНО на должность воспитателя; 17.08.1990 года уволена по переводу в ясли-сад № 128; 20.08.1990 года принята в отдел 175 воспитателем по переводу из ясли-сада № 76; 08.04.1993 года уволена по переводу в детский сад невского РОНО; 09.04.1993 года принята по переводу в ясли-сад № 128 Невского РОНО на должность воспитателя; 01.09.1995 года переведена на должность музыкального руководителя; 01.09.1998 года переведена на должность музыкального руководителя.
Указанные обстоятельства в судебном заседании участвующими в деле лицами и их представителями не опровергались.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Как установлено материалами дела, в спорные периоды с 01.09.1995 года по 16.07.1996 года, с 21.08.1996 года по 31.08.1998 года истица работала в ясли-саду №128 Невского РОНО; при этом согласно записи № 14 она приказом №11-к от 22.08.1995 года с 01.09.1995 года переведена на должность музыкального воспитателя. В трудовой книжке указано, что 23.01.2006 года запись за №14 признана недействительной: 01.09.1995 года переведена приказом № 11-к от 21.08.1995 года на должность музыкального руководителя, основание: штатное расписание, должностная инструкция (л.д. 8).
Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года, такое дошкольное образовательное учреждение как «ясли-сад» поименовано, однако должность «музыкальный воспитатель» в указанном Списке отсутствует; в данный Список включена должность «музыкальный руководитель». При таком положении суд обоснованно признал правомерными действия ответчика, не включившего в специальный стаж истицы спорные периоды работы в должности музыкального воспитателя.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу, что внесенные в трудовую книжку истицы записи о недействительности перевода на должность музыкального воспитателя не опровергают вышеуказанный вывод суда, поскольку из первичных документов следует, что приказом от 22.08.1995 года (л.д. 81) истица с 01.09.1995 года переведена на должность именно музыкального воспитателя на 1 ставку; при этом штатным расписанием как на 1994 год, так и на 1991 год предусмотрена должность именно музыкального воспитателя (л.д. 69-71). Кроме того, заведующий ГДОУ детский сад №128 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга, несущий в силу прямого указания федерального законодателя ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, в своем сообщении от 01.08.2011 года прямо указывает, что занимаемая истицей должность в штатных расписаниях за 1995-1996 годы именовалась как «музыкальный воспитатель» (л.д. 63).
Анализируя представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд, разрешая дело в пределах заявленных требований, пришел к верному выводу о том, что в спорные периоды времени истица фактически занимала предусмотренную Министерствам должность музыкального руководителя. То обстоятельство, что в некоторых приказах, лицевых счетах и тарификационных списках должность истицы указана как музыкальный воспитатель не опровергает вывод суда, а свидетельствует о том, что работодатель истицы, указавший в некоторых документах в трудовой деятельности должность «музыкальный воспитатель», допустил нарушение норм трудового законодательства, обязывающих работодателя указывать должность работника в соответствии с Единой номенклатурой должностей служащих.
По мнению судебной коллегии, при определении стажа истицы следует учитывать, что право на досрочное пенсионное обеспечение у работников, работающих в должности музыкальный руководитель, было признано на основании постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим до 22.09.1993 года, и разъяснением государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 года за № 662 данного постановления.
При этом, следует отметить, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала.
В то же время пунктом 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», но с 01 октября 1993 года указанный пункт признан утратившим силу.
Затем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, период с 01 октября 1993 года по 01 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда об удовлетворении исковых требований Мироненко С.Ф. об обязании ответчика включить спорный период с 01.09.1995 года по 16.07.1996 года, с 21.08.1996 года по 31.08.1998 года общей продолжительностью 02 года 10 месяцев 25 дней в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку истица работала на полную ставку (в соответствии с типовым штатным расписанием на 1 группу детей в детском саду устанавливается 0,25 ставки должности музыкального руководителя).
Вместе с тем, нельзя признать законным вывод суда об обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга досрочно назначить Мироненко С.Ф. трудовую пенсию по старости с 03 ноября 2011 года по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 361 ГПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.
Судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания для направления дела на новое судебное рассмотрение, поскольку материалы дела содержат все доказательства для правильного разрешения спора.
Поскольку право Мироненко С.Ф. на назначение досрочной трудовой пенсии с учетом необходимого 25 летнего педагогического стажа, возникло 18.12.2010 года, а в соответствии со статьей 19 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на досрочную пенсию, суд кассационной инстанции полагает возможным обязать ответчика назначить пенсию с момента возникновения такого права – с 18.12.2010 года.
Принимая во внимание вышеизложенное, кассационная инстанция полагает, что решение суда в части назначения Мироненко С.Ф. досрочно трудовой пенсии с 03.11.2011 года подлежит отмене, а заявленные Мироненко С.Ф. требования о назначении ей досрочно трудовую пенсию по возрасту по правилам п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», начиная с даты возникновения права на досрочную трудовую пенсию по старости, а именно с 18.12.2010 года – удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 2 Федерального закона от 09.12.2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в ГПК РФ», статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03 ноября 2011 года в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты возникновения права на такую пенсию отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга назначить Мироненко С.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с даты возникновения права на досрочную трудовую пенсию по старости с 18.12.2010 года.
Председательствующий
Судьи