об обязании выделить бюджетные средства для приобретения жилого помещения





САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-7608/2012 Судья: Грибиненко Н.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Мелешко Н.В.,

судей

Вашкиной Л.И.,

Чуфистова И.В.,

при секретаре

Бесшапошниковой О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 мая 2012 г. дело № 2-113/12 по апелляционной жалобе Тарасовой Н. А. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 г. по делу по иску Тарасовой Н. А. к Правительству Ленинградской области, Комитету финансов Ленинградской области об обязании выделить бюджетные средства для приобретения жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В., объяснения представителя истца Тарасовой Н.Ф. – Сонина Д.Н., возражения представителя ответчика Правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н., представителя третьего лица Комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области Дегтярева А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Тарасова Н.А. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Правительству Ленинградской области, Комитету финансов Ленинградской области об обязании выделить бюджетные средства в сумме, необходимой для приобретения благоустроенного жилья, не ниже установленных социальных норм.

В обоснование иска истец ссылался на то обстоятельство, что с <дата> она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, как ветеран Великой Отечественной войны, имеет право на получение жилья как лицо, награжденное знаком «Житель блокадного Ленинграда». В состав её семьи включена дочь Та., которая страдает тяжелой формой хронического заболевания, дающего право на дополнительную жилую площадь. Письмом администрации Гатчинского муниципального района от <дата> уведомлена о том, что ей отказано в предоставлении бюджетных средств для приобретения жилья. Полагала, что поскольку имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма по нескольким основаниям, установленным законом, она имеет право на получение бюджетных средств для приобретения жилья на основании Федерального закона «О ветеранах».

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 г. в удовлетворении заявления Тарасовой Н.А. отказано.

Тарасова Н.А. в апелляционной жалобе просит решение суда от 28 февраля 2012 г. отменить как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права.

Представитель Комитета финансов Ленинградской области на рассмотрение дела не явился, о его слушании извещены надлежащим образом, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав мнение явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Тарасова Н.А. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 18 Федерального закона «О ветеранах», поскольку награждена знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

На основании договора социального найма Тарасова Н.А. совместно с дочерью Та. и внучкой Т. занимает однокомнатную квартиру общей площадью 30,99 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.

На основании постановления администрации МО «Город Гатчина» №... от <дата> Тарасова Н.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма с учетом дочери Та. по спискам малоимущих граждан и семей, имеющих в своем составе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, дающего право на получение жилого помещения вне очереди, также Тарасова Н.В. включена в список граждан, нуждающихся в жилье, меры социальной поддержки которым установлены Федеральным законом «О ветеранах».

Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 28 октября 2010 г. по протоколу №... Тарасовой Н.А. отказано в предоставлении бюджетных средств на основании Указа Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 г., поскольку принята на учет в качестве нуждающееся в жилом помещении в нарушение ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, ввиду представления не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а именно: не сообщила, что дочь Та. является собственником 1/3 доли жилого дома, имеющего общую площадь 68,6 кв.м.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Тарасова Н.А. фактически оспаривает решение рабочей группы при Правительстве Ленинградской области, поэтому спор подлежит разрешению в порядке главы 25 ГПК РФ. Право на реализацию льгот на основании Федерального закона «О ветеранах» возникает только в случае признания гражданина в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях. Семья Тарасовой Н.А. с учетом 1/3 доли жилого дома, принадлежащей дочери истца – Та., обеспечена общей жилой площадью на одного члена семьи более 17 кв.м, что более учетной нормы, установленной в г. Гатчина в 12 кв.м, в связи с чем, Тарасова Н.А. не подлежала принятию на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и ей обоснованно отказано в предоставлении бюджетных средств для приобретения жилого помещения на основании Указа Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 г.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.

Так, в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» № 714 от 7 мая 2008 г. в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 г.

Федеральным законом «О ветеранах» уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем.

Статьей 18 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. установлены меры социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», в числе которых предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета должна быть установлена нуждаемость ветерана Великой Отечественной войны в улучшении жилищных условий.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

На основании договора социального найма Тарасова Н.А. с дочерью Та. и внучкой Т. занимает жилое помещение общей площадью 30,99 кв.м.

Дочь истца Та. является собственником 1/3 доли жилого дома площадью 68,6 кв.м, соответственно на её долю приходится 22,87 кв.м обще площади дома.

Исходя из общей площади квартиры, занимаемой истцом, и доли Та. в праве собственности на дом, на долю каждого члена семьи истца приходится по 17,95 кв.м ((30,99 кв.м + 22,87 кв.м) / 3 чел.) общей площади занимаемых жилых помещений, в связи с чем, в настоящее время в соответствии с учетной нормой жилой площади, действующей в МО «Город Гатчина», где истец состоит на учете нуждающихся, равной 12 кв.м, Тарасова Н.А. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, рабочей группой при Правительстве Ленинградской области принято обоснованное решение об отказе Тарасовой Н.А. в предоставлении бюджетных средств для приобретения жилья в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 г.

В обоснование иска и апелляционной жалобы Тарасова Н.А. ссылается на то, что её дочь Та. является инвалидом, страдает заболеванием, включенным в утвержденный постановлением Правительства РФ № 817 от 21 декабря 2004 г. Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается справкой выданной Та. <дата> МУЗ

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Таким образом, из положений вышеуказанной правовой нормы следует, что для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях необходимо наличие одновременно трех условий, а именно: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, а также проживают в квартире, занятой несколькими семьями.

Поскольку Тарасова Н.А., Та. и Т. зарегистрированы в одной квартире, на основании договора социального найма от <дата> Та. и Т. являются членами семьи нанимателя Тарасовой Н.А., то есть занимают жилое помещение в качестве членов единой семьи, то оснований полагать, что квартира <адрес> стала жилым помещением, в котором проживают лица, не являющиеся членами одной семьи, не имеется.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку семья Тарасовой Н.А. не соответствует критериям определения наличия оснований состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, в рамках действия п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, то вывод суда об отсутствии оснований для признания истца нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма и выделения бюджетных средств для приобретения жилья является законным и обоснованным.

Поскольку Тарасова Н.А. просила выделить бюджетные средства для приобретения жилья, при этом ею получено решение рабочей группы при Правительстве Ленинградской области об отказе в предоставлении бюджетных средств, заявленные Тарасовой Н.А. требования могли быть рассмотрены по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Учитывая, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, установил их в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не представлены доказательства нарушения его прав, а действия ответчиков не противоречили нормам действующего законодательства, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200