Дело № 2-242/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 22 августа 2011 г. пос. Сатинка Сампурский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Байрак А.В., при секретаре Бобрак М.Е., с участием ответчика Марковой О. А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Тамбовской области к Марковой О. А. о взыскании задолженности по земельному налогу, У С Т А Н О В И Л: Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Тамбовской области (далее - Инспекция) обратилась Сампурский районный суд Тамбовской области с иском к Марковой О. А. о взыскании задолженности по земельному налогу в размере <данные изъяты> Исковое заявление обосновывает следующим. Указанные данные в исковом заявлении о принадлежности Ответчику земельных участков переданы Инспекции из органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и у Инспекции нет оснований не доверять полученной по закрытым каналам связи информации о собственниках, кадастровой стоимости земельных участков и т.д. В соответствии с п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ и Приказа Росрегистрации N 157, ФНС РФ N САЭ-3-21/556@ от 02.11.2005 "Об утверждении Порядка представления сведений о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения, из Федеральной регистрационной службы в Федеральную налоговую службу" органы Росрегистрации представляют в органы ФНС России сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения в электронном виде. Согласно сведениям, поступившим из органов Росрегистрации Ответчик является собственником земельных участков, указанных в материалах, приложенных к исковому заявлению. Следовательно, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ Ответчик является плательщиком земельного налога, так как он обладает земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. На основании ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговым периодом в соответствии со ст. 393 НК РФ признается календарный год. В соответствии с ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет. Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства: 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. На основании вышеуказанного закона, налогоплательщику Марковой О.А. начислен земельный налог за предшествующие периоды 2007 г. в сумме <данные изъяты>. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Инспекцией было направлено в адрес Ответчика налоговое уведомление на уплату земельного налога физическим лицом за вышеуказанный период. В связи с неисполнением налогоплательщиком своей обязанности, предусмотренной ст. 23 НК РФ, налогом органом, согласно ст. 69, 70 НК РФ по почте заказным письмом было направлено требование об уплате налога. Сбора, пени с указанием срока уплаты налога и предложением оплатить земельный налог. До настоящего времени сведений об уплате земельного налога в МРИ ФНС РФ № 5 по Тамбовской области не поступало. В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 75 НК РФ Ответчику были начислены пени в сумме за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П указал, что "налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате не до получения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога" (п. 5). Требование до настоящего времени не исполнено, налог не уплачен, что послужило основанием для взыскания налога и пени, согласно п. 1 ст. 45 НК РФ, в судебном порядке. В нарушение п.1 ст.45 и п.4 ст.81 НК РФ Ответчик имеет задолженность по уплате земельного налога за предшествующие периоды 2007г. в общей сумме <данные изъяты>. В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ налоговый орган взыскивает с налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями неуплаченные в установленный срок суммы налогов в судебном порядке. Пунктом 2 указанной статьи Налогового кодекса установлен предельный срок для подачи искового заявления в суд, а именно шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате соответствующего налога. Причиной пропуска установленного шестимесячного срока для направления искового заявления послужила необходимость проведения дополнительной работы по проверке сведений поступающих в налоговый орган из органов Росрегистрации в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса РФ в установленном порядке и форме. Указанная работа проводится налоговым органом постоянно и направлена в первую очередь на недопущение фактов ущемления интересов налогоплательщиков - физических лиц. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой характер. А именно, налогоплательщику, в соответствии со ст. 45 НК РФ, вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сбора Налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. В связи с вышеизложенным Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Тамбовской области просит суд: Восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу заявления о взыскании недоимки по налогам, пеня штрафам и взыскать с Марковой О. А. задолженность по земельному налогу за предшествующие периоды 2007г. в сумме <данные изъяты>. В судебное заседание представитель истца Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Тамбовской области не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, согласно поданного в суд заявления просят рассмотреть дело по существу. Ответчик Маркова О.А. в судебном заседании исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Тамбовской области не признала, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском истцом срока обращения в суд с заявлением о взыскании налога. Заслушав ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п.1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы. Пунктом 2 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. В судебном заседании установлено, что срок исполнения последнего требования истек 24.03.2008 г., Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Тамбовской области обратилась с исковыми требованиями в суд 15.07.2011 года. Таким образом Межрайонной ИФНС России № 5 по Тамбовской области был пропущен шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов. Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Тамбовской области просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу заявления о взыскании недоимки по налогам, пеням, штрафам, указывая, что причиной пропуска установленного шестимесячного срока для направления искового заявления послужила необходимость проведения дополнительной работы по проверке сведений поступающих в налоговый орган из органов Росрегистрации в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса РФ в установленном порядке и форме. Однако, суд считает, что проведение дополнительной работы по проверке сведений поступающих в налоговый орган не приостанавливает течение срока, таким образом суд не находит уважительных причин пропуска срока обращения в суд. На основании абз.3 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ - в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств. Учитывая изложенное суд считает необходимым отказать Межрайонной ИФНС России № 5 по Тамбовской области в иске в связи с пропуском им срока обращения в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов. Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Тамбовской области к Марковой О. А. о взыскании задолженности по земельному налогу отказать в связи с пропуском истцом срока обращения в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Тамбовский областной суд с подачей жалобы через Сампурский районный суд. Копия верна: Судья Сампурского районного суда А.В. Байрак