не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличенаг. Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Саломатина А.А.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску ФИО2 к ОРГ о взыскании недополученной суммы пенсии,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с иском к ОРГ о взыскании недополученной суммы пенсии, в обоснование заявленных требований указав, что он является пенсионером Министерства обороны РФ. Военную службу проходил в Вооруженных силах СССР. Истцу была присвоена квалификационная категория «мастер военного дела», являющаяся летной военно-учетной специальностью. Истец обращался к ответчику с заявлением о перерасчете его пенсии, однако ему в этом было отказано в связи с тем, что он был уволен с военной службы и поэтому не подпадает под изменения законодательства, регламентирующее надбавки за квалификацию летного состава. Считает отказ ответчика незаконным и просит суд (с учетом уточненных исковых требований) обязать ответчика выплачивать ему пенсию, исчисленную исходя из оклада по воинской должности, увеличенную за квалификационную категорию на 35%, а также возместить ему недоплаченную пенсию за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в размере 102 226,12 рублей.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени слушания дела был надлежащим образом уведомлен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая их не основанными на законе.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и приказом командующего ГСВГ Номер обезличен от Дата обезличенаг. ему присвоена классность «мастер военного дела», что подтверждается материалами пенсионного дела истца.

Суд полагает, что присвоение истцу классной квалификации происходило в ином порядке и на иных условиях, чем предусмотрено при квалификации летного состава.

В соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 апреля 1997 г., воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, основываясь на этой норме, постановлением от 23 мая 2000 г. № 396 утвердило Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации (далее - Положение от 23 мая 2000 г. № 396). К государственной авиации согласно пункту 1 статьи 22 указанного Кодекса относится авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач.

Данное Положение в отличие от ранее действовавшего Положения о квалификации летного состава военной авиации, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1994 г. № 103 и допускало присвоение классной квалификации только военным летчикам (штурманам), находящимся на летной работе, с выплатой им с учетом имеющегося класса процентной надбавки к должностному окладу, установило также квалификационные категории «Бортовой специалист 3, 2, 1 класса, мастер» и увеличенные в зависимости от присвоенной в установленном порядке квалификационной категории размеры должностных окладов военнослужащим и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях летного состава (пункты 2, 5). Такое регулирование порядка определения квалификации летного состава государственной авиации осуществлено с учетом пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Абзацем четырнадцатым пункта 2 Положения от 23 мая 2000 г. № 396 действие этого Положения распространялось на летный состав, которому были присвоены квалификационные категории до вступления его в силу, то есть на летчиков (штурманов), имевших классную квалификацию, присвоенную им ранее в порядке и по нормативам, установленным для летного состава. Другие члены экипажей самолетов и вертолетов, относящиеся к инженерно-техническому составу авиации, классифицировались в ином порядке, по нормам и требованиям, аналогичным тем, которые были установлены для определения классности наземных специалистов в соответствии с приказом Министра обороны СССР от 20 апреля 1990 г. № 080. Эти члены экипажей не имели классной квалификации, предусмотренной для летного состава, в связи с чем на них не распространялось действие указанного Положения, впервые установившего квалификационные категории: для специалистов, относящихся к кабинному экипажу.

Вместе с тем в период с февраля 1987 г. по май 1991 г. присвоение классных квалификаций офицерам инженерно-технического состава, занимавшим должности инженера (бортового инженера) и техника (бортового техника) и входившим в состав экипажей самолетов и вертолетов, осуществлялось в порядке, применяемом для квалификации летчиков и штурманов. При этом присвоение классности «Военного инженера (техника) 2, 1 класса» присваивалось приказами главнокомандующего видами Вооруженных Сил, а «Военного инженера (техника) - мастер» приказами Министра обороны. Присвоенные им в соответствии с этими приказами классы «Военный инженер (техник) - мастер» приравнивается к квалификационным категориям «Бортовой специалист 2,1 классов» и «Бортовой специалист-мастер» соответственно.

Другие (кроме летчиков и штурманов) члены экипажей воздушных судов до 2001 г. (за исключением периода с февраля 1987 г, по май 1991г. классифицировались в порядке, по нормам и требованиям, отличающимся от применяемых при определении классности летчиков и штурманов.

Принятыми в 2000 г. нормативными правовыми актами определен единый порядок квалификации летного состава государственной авиации; на основе нормативов, установленных для летчиков и штурманов, разработаны порядок, нормы и требования к другим членам экипажей воздушных судов, для которых были введены новые квалификационные категории: «Бортовой специалист 3, 2, 1 класса», «Бортовой специалист - мастер». В зависимости от присвоенной категории, начиная со 2 класса, предусмотрена выплата увеличенных должностных окладов, в настоящее время соответственно на 25, 35, 45 процентов. Для инженерно-технического состава, входящего в состав экипажей воздушного судна, предусмотрено проведение переквалификации в соответствии с новым порядком её определения, не прошедшим такую переквалификацию выплата денежного вознаграждения за присвоенную классность осуществляется по нормативно-правовым актам, принятым для всех остальных категорий военнослужащих.

Суд полагает, что назначение и пересмотр пенсий бортовым специалистам, имеющим соответствующую квалификационную категорию, то, как усматривается из абзацев 9, 10 пункта 2 приказа МО РФ от 27 июля 2000 г. № 394, выплата им за квалификационную категорию может производиться только с даты присвоения им квалификационной категории «бортовой специалист», исходя из вновь установленных требований.

При этом до присвоения указанной квалификационной категории за ними сохраняются соответствующие размеры и порядок выплаты денежного вознаграждения за присвоенную ранее квалификационную категорию. То есть бортовым специалистам, имевшим по состоянию на 29 мая 2000 г. присвоенную в установленном порядке «наземную» квалификационную категорию, должностные оклады не повышались, им с этой даты по-прежнему выплачивалась надбавка к должностному окладу в размерах и порядке, установленных для наземных специалистов.

В связи с чем, до присвоения бортовым специалистам квалификационной категории в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 396 пенсия должна исчисляться из старых (не повышенных за квалификационную категорию) должностных окладов. Соответственно, не подлежат пересмотру и пенсии бортовым специалистам, получавшим до 29 мая 2000 г. надбавку к должностному окладу в размерах и порядке, установленных для наземных специалистов.

Таким образом, судом установлено, что истцу была присвоена и последующем подтверждена классная квалификация «первый класс», но присвоение данной квалификации было произведено в ином порядке и по иным требованиям, чем применяемым при квалификации летного состава.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что у истца отсутствует право на получение надбавки за летную квалификацию.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ОРГ о взыскании недополученной суммы пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Председательствующий: