РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличена года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Антоновой Е.В., при секретаре ФИО0,
с участием:
истца ФИО3,
представителя ответчика – ФИО4 – ФИО2, действующего на основании доверенности от Дата обезличена года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску ФИО3 к ФИО4 о взыскании материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к ФИО4 о взыскании материального ущерба.
Истец указал, что является пенсионером военной службы с Дата обезличена года, прибыл в Россию из ... и с октября 1994 года находится на пенсионном обеспечении в ФИО4.
При постановке на учет ответчик рассчитал ему пенсию исходя из должностного оклада, указанного в расчетной книжке – 200 руб. 15 коп., и в период с октября 1994 года по июль 2002 года истец получал ежемесячно пенсию в размере 296 руб. 31 коп., что соответствовало 15 тарифному разряду.
В нарушение ФЗ РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» ответчик при расчете пенсии не произвел тарификацию его должностного оклада, который с Дата обезличена года до Дата обезличена года соответствовал 21 тарифному разряду. С Дата обезличена года ему был установлен должностной оклад, соответствующий 32 тарифному разряду.
В июле 2007 года ответчик произвел перерасчет недоплаченной пенсии за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года (за 93 месяца) и выплатил ему 55 228,05 руб.
Размер недоплаты за указанный период рассчитан ответчиком путем установления разницы между 28 и 21 тарифными разрядами, что составило 593,85 рубля (6924,68 руб. – 6330,83 руб.), умноженной на 93 месяца.
Между тем, размер должностного оклада по 21 тарифному разряду на Дата обезличена год составлял не 3019 рублей, а 3638,03 рублей, в связи с чем размер пенсии был необоснованно уменьшен на 546,63 рублей (6876,46 руб.- 6330.83 руб.).
Кроме того, ответчик применил неправильную методику расчета задолженности, рассчитал недоплаченную пенсию без помесячного перерасчета, без учета всех изменений, повышения размера должностного оклада и оклада по воинскому званию с Дата обезличена года в 1,1 раза, а также без учета инфляции.
Истец просил взыскать с ответчика в его пользу пенсию за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года с учетом инфляции на день обращения в суд в размере 210 68202 рубля, судебные расходы в размере 425 рублей.
В судебных заседаниях истец неоднократно уточнял иск.
В судебном заседании Дата обезличена года истец уточнил иск, пояснил, что размер недоплаченной пенсии за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года (за 93 месяца) должен быть рассчитан как разница между 32 тарифным разрядом, установленным ему с Дата обезличена года, и 21 или 22 тарифным разрядом, что с учетом инфляции потребительских цен и выплаченных ответчиком 55 228,05 рублей составляет соответственно 132 860,02 рубля или 122 205,45 рублей. Просил также взыскать судебные расходы в размере 425 рублей и денежную компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.
Представитель ответчика ФИО2 иск не признал, пояснив, что причиненные истцу убытки вследствие неправильного исчисления должностного оклада за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года возмещены истцу путем индексации должностного оклада и оклада по воинскому званию и разницы между 28 и 21 тарифными разрядами. Данная методика соответствует действующему законодательству. ФЗ РФ от 24.10.1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» с 01.09.2004 года утратил силу и не может применяться.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом установлено, что истец является пенсионером военной службы с Дата обезличена года, на пенсионном обеспечении в ФИО4 находится с Дата обезличена года.
Истец уволен с должности заместителя начальника Ташкентского высшего общевойскового командного училища по материально-техническому обеспечению.
Согласно ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Пенсии исчисляются в порядке, определяемом Правительством РФ, то есть оклад по должности, воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Пунктом 9 постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 года № 941 установлено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии военнослужащим, включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Поскольку истец был уволен до 01.01.1993 года, его пенсия была рассчитана согласно имеющимся в его расчетной книжке сведениям об окладе по воинской должности на день увольнения с учетом уровня увеличения денежного довольствия военнослужащих, имеющих аналогичные должностные оклады при прочих равных условиях на день назначения пенсии и составляла 296,31 рублей в месяц. Данный размер пенсии соответствовал 15 тарифному разряду единой тарифной сетки должностных окладов по должностям, комплектуемым офицерским составом.
Федеральным Законом от 07.05.2002 года № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» в действующее законодательство были внесены изменения, направленные на совершенствование системы социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и их семей.
В соответствии с указанным Федеральным законом с 1 июля 2002 года оклады по воинским должностям военнослужащих установлены не ниже размеров должностных окладов федеральных государственных служащих.
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 года № 462 установлены размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих службу по контракту, а также поручено Министру обороны Российской Федерации установить оклады по другим (нетиповым) воинским должностям.
Согласно письму Главного финансово-экономического Управления Министерства обороны РФ от 24.04.2007 года нетиповая должность истца в период с 01.01.1993 года до 01.07.2002 года была тарифицирована по 21 тарифному разряду.
На основании личного обращения истца 28.05.2007 года ответчик произвел перерасчет размера пенсии за период с 01.10.1994 года до 01.07.2002 года и выплатил ему 55 228,05 рублей.
Расчет произведен в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской федерации».
В силу ст. 15 указанного постановления в случае пересмотра ранее назначенной пенсии, связанного с повышением ее размере (при установлении более высокой группы инвалидности, увеличения выслуги лет, начисления надбавки и др.), пенсия в новом размере исчисляет из денежного довольствия, повышенного (проиндексированного) на день пересмотра с учетом п. 8 настоящего постановления, вместе с соответствующими надбавками, повышениями и увеличениями, определяемыми исходя из существующего на этот день расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона.
17.01.2007 года Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны РФ разъяснило, что в случае перерасчета пенсии в связи с увеличением должностного оклада для определения размера пенсии сопоставляются размеры пенсии, исчисленной из уточненного должностного оклада, установленного по состоянию на день ее перерасчета, и пенсии, исчисленной исходя из прежнего должностного оклада, повышенного (проиндексированного) по состоянию на этот день.
Согласно расчету, представленному ответчиком, перерасчет пенсии истца за оспариваемый период произведен с учетом индексации по должностному окладу. В результате размер должностного оклада по 15 тарифному разряду с учетом индексации на 01.01.2007 года составил 3019 рублей, что соответствовало 21 тарифному разряду, а оклад по воинской должности по 21 тарифному разряду с учетом индексации составлял 3511 рублей, что соответствовало 28 тарифному разряду. Разница в сумме составила 593,85 рубля, которая за 93 месяца (с Дата обезличена года по Дата обезличена года) составила 55 228,05 рублей, что было выплачено истцу.
Ответчик правомерно применил указанную методику, поскольку при этом были учтены все индексации оклада по должности. При этом убытки, причиненные инфляцией, возмещены в полном размере.
Требование истца о применении индексации в связи с ростом потребительских цен необоснованно, поскольку Закон РФ от 24.10.1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» утратил силу с 01.09.2004 года.
Довод истца о том, что ответчик неправильно рассчитал размер должностного оклада на Дата обезличена года в размере 3019 рублей вместо 3638,03 рублей, установленных на Дата обезличена года, несостоятелен.
Согласно пенсионному делу должностной оклад истца в размере 3638,03 рублей на Дата обезличена года соответствовал 32 тарифному разряду, установленному ФИО3 с Дата обезличена года, с учетом повышения с Дата обезличена года размера оклада в 1,1 раза, что не относится к спорному периоду.
Требование истца о перерасчете размера пенсии за спорный период с учетом разницы между 32 тарифным разрядом и 21 или 22 тарифным разрядом необоснованно, поскольку 32 тарифный разряд установлен истцу с Дата обезличена года, к спорному периоду не относится. Данный способ исчисления недоплаты противоречит разъяснениям Министерства обороны и вышеуказанному законодательству, в связи с чем не может быть применен.
Таким образом, причиненные истцу убытки в связи с несвоевременной тарификацией должностного оклада возмещены ответчиком добровольно в установленном порядке.
В силу ст. 98 ГПК РФ судебные расходы возмещаются лишь стороне, в пользу которой состоялось решение суда. Следовательно, требование о взыскании судебных расходов в размере 425 рублей не основано на законе.
Судом не установлено нарушение ответчиком личных неимущественных прав истца, в связи с чем требование о денежной компенсации морального вреда является необоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО3 о взыскании материального ущерба, денежной компенсации морального вреда и судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись Е. В. Антонова
...