РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Самара Дата обезличена года
Судья Самарского районного суда г. Самары Сивохин Д.А. с участием представителя заявителя ФИО0 и представителя заинтересованного лица ФИО5,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению прокурора ... о признании незаконными приказов ФИО8 «О решении вопроса о принятии выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории городского округа ... на государственный учет как памятников истории и культуры» Номер обезличен от Дата обезличена и Номер обезличен от Дата обезличена,
УСТАНОВИЛ:
... обратился в суд с заявлениями о признании незаконными приказов ФИО9 «О решении вопроса о принятии выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории городского округа ... на государственный учет как памятников истории и культуры» Номер обезличен от Дата обезличена и Номер обезличен от Дата обезличена.
В обоснование своих требований прокурор ... ссылался на то, что указанными приказами ФИО10 сняты с регистрации в Сводном списке выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории ..., выявленные объекты культурного наследия /согласно приложения к приказам/ и не приняты на государственный учет как памятники истории и культуры. Данные объекты согласно распоряжения Главы администрации ... от Дата обезличена г. Номер обезличенр «Об утверждении результатов инвентаризации историко-культурного и природного наследия на территории ...» являются памятниками и ценными объектами .... В соответствии со ст. 40 Закона РФ от 05.03.92 №2449-1 «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», действовавшего на период принятия указанного распоряжения, руководитель органа областной администрации издает приказы в пределах своей компетенции. Согласно ст. 55 указанного Закона областная администрации вносит на рассмотрение и утверждение краевого, областного Совета предложения об объявлении находящихся на территории края, области природных и иных объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную или научную ценность, охраняемыми памятниками истории, природы и культуры; содействует контролю в сфере охраны и использования памятников культуры и истории. Таким образом, статус памятников и ценных объектов культурного наследия был установлен полномочным должностным лицом.
ФИО11 в соответствии с Положением о ФИО12, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от Дата обезличена г. Номер обезличен в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным законодательством, ..., законами ..., постановлениями и распоряжениями ... и ..., нормативными правовыми актами ФИО13, вышеуказанным Положением, а также Регламентом своей деятельности. В функции ФИО14 входит содействие процессу сохранения и приумножения культурных ценностей, а также сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с действующим законодательством. Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом ФИО15 СССР от Дата обезличена г. Номер обезличен государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны. Местные государственные ораны обязаны вести учет всех находящихся на их территории недвижимых памятников и принимать меры к обеспечению соблюдения правил их охраны и использования. В этих целях они могут вести сводные списки памятников и использовать иные виды учета. Объекты, указанные в приложении к оспариваемым приказам были отнесены к памятникам и ценным объектам архитектуры и градостроительства ... распоряжением Главы администрации ... и соответственно не могут быть сняты с регистрации в Сводном списке выявленных объектов культурного наследия приказом ФИО16, поскольку министерство культуры обязано исполнять нормативные акты высшего должностного лица .... Таким образом, оспариваемые приказы о несоответствии их федеральному законодательству. ФИО17 Дата обезличена было отказано в удовлетворении протеста прокуратуры ... от Дата обезличена на приказы Номер обезличен от Дата обезличена и Номер обезличен от Дата обезличена.
Указанные заявления были приняты к производству суда определением суда от Дата обезличена и по ним были возбуждены гражданские дела, которые определением суда от Дата обезличена были объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО0 заявления поддержала по изложенных в них доводам и пояснила, что прокурором ... не оспариваются приказы министра культуры ... по существу. Им оспаривается сам факт принятия решения именно ФИО18 области относительно выявленных объектов культурного наследия, поскольку данный вопрос не входит в его компетенцию, а является прерогативой губернатора ....
Представитель заинтересованного лица ФИО5 просил в удовлетворении заявлений прокурора отказать, пояснив, что ФИО20 является органом исполнительной власти ... и обладает всеми необходимыми полномочиями по принятию решения о включении либо не включении в соответствующий государственный список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Согласно Положения об охране и использования памятников истории и культуры Номер обезличен, утвержденными Постановлением Совмина СССР от Дата обезличенаг. /пункт 18/ вновь выявленные объекты при установлении государственными органами охраны памятников до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов. То есть вновь выявленные памятники, перечисленные в распоряжении Номер обезличенр, были зарегистрированы в Сводном списке вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Пунктом 20 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от Дата обезличена Номер обезличен вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников культуры и истории в зависимости от вида и категории его охраны. Решений о включении вновь выявленных памятников и ценных объектов археологии, архитектуры и градостроительства, гражданской истории, перечисленных в распоряжении Номер обезличенр, в государственный список недвижимых памятников истории и культуры, до настоящего времени не принималось. Поскольку п.п. «а» п.7 Положения Номер обезличен ведение учета памятников истории и культуры отнесено к компетенции государственных органов охраны памятников, то, следовательно, и предусмотренное п.18 Положения Номер обезличен решение вопроса о принятии вновь выявленных объектов на государственный учет как памятников истории и культуры, также является прерогативой государственных органов охраны памятников. ФИО21 на основании историко-культурной экспертизы в отношении вновь выявленных памятников и ценных объектов археологии, архитектуры и градостроительства, гражданской истории, перечисленных в распоряжении Номер обезличенр было решено не принимать на государственный учет как памятники истории и культуры, выявленные объекты культурного наследия /согласно Приложения/ в связи с отсутствием историко-культурной ценности. Решений об исключении из государственного списка объектов культурного наследия «имеющихся» /то есть в отношении которых в распоряжении Номер обезличенр содержится ссылка на документ об охране/ памятников истории и культуры /в соответствии со ст. 64 Закона Номер обезличенФЗ – объектов культурного наследия/, перечисленных в распоряжении 426-р, ФИО22 не принималось.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит заявления прокурора ... не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Пунктом 13 Постановления №2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено право прокурора на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Пунктом 28 Постановления №2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установлено, что исходя из положения ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что приказами ФИО23 «О решении вопроса о принятии выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории городского округа ... на государственный учет как памятников истории и культуры» Номер обезличен от Дата обезличена и Номер обезличен от Дата обезличена в связи с отсутствием культурной ценности не были приняты на государственный учет как памятники истории и культуры, выявленные объекты культурного наследия, расположенные на территории городского округа ... /указаны в Приложениях к указанным приказам, всего 55 объектов/ и они же сняты с регистрации в Сводном списке выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории ....
В соответствии с ... от Дата обезличена Номер обезличенГД «О культуре в ...» к полномочиям органа исполнительной власти ... по вопросам культуры относится организация и осуществление предусмотренных законодательством мероприятий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности ..., государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, реализации функций уполномоченного государственного органа исполнительной власти ... в области государственной охраны культурного наследия.
По Положению о ФИО24, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от Дата обезличена года Номер обезличен ФИО25 (далее - Министерство) является органом исполнительной власти ..., осуществляющим функции по разработке и обеспечению реализации государственной политики в сфере культуры на территории ....
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, ..., законами ..., постановлениями и распоряжениями ... и ..., нормативными правовыми актами Министерства культуры Российской Федерации, иными правовыми актами, настоящим Положением, а также Регламентом деятельности Министерства.
В рамках закрепленных предметов ведения Министерство осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с федеральным законодательством.
До принятия ФЗ «Об объектах культурного наследия» в законодательстве использовался термин «государственные списки памятников истории и культуры». Учет памятников и ведение указанных списков осуществлялись согласно Постановлению СМ СССР от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры».
При этом согласно ФЗ «Об объектах культурного наследия» правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РФ, установленные указанным Положением, сохраняются и применяются в части, не противоречащей упомянутому Закону, до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов (в частности, Положения о Едином государственном реестре объектов культурного наследия), но не позднее Дата обезличена г.
Порядок ведения этих списков был установлен в Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от Дата обезличена Номер обезличен. Согласно ст. 21 Инструкции государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников, а включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны.
После вступления в силу ФЗ «Об объектах культурного наследия» появилось новое правовое понятие - Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Информация, которая должна содержаться в Реестре намного полнее отражает состояние включенного в Реестр объекта, нежели это делают государственные списки. Так, в списки включались только наименование памятника, его местонахождение, дата сооружения и автор, а в Реестре предполагается фиксировать максимально возможную информацию об объекте.
Приведенное количество объектов не может оставаться фиксированным на длительный период времени. Выявление новых памятников архитектуры и включение их в реестр либо исключение из него по каким-либо основаниям уже внесенных объектов приведут к изменению реестра и колебанию численности включенных объектов.
Поэтому необходимо остановиться на соответствующих процедурах включения памятников в Реестр, исключения из него, а также правилах ведения Реестра.
Ст. 18 ФЗ «Об объектах культурного наследия» регулирует порядок включения объектов культурного наследия (в том числе памятников архитектуры) в данную информационную систему.
В первую очередь для включения того или иного объекта в Реестр необходимо провести определенные работы по его выявлению. Данные полномочия предоставлены Законом федеральному органу охраны объектов культурного наследия и органам исполнительной власти субъектов РФ, наделенным соответствующими полномочиями.
Критерием для выбора служит наличие у выявленного или учтенного объекта ценности с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
Согласно п. 7 ст. 18 ФЗ «Об объектах культурного наследия» в Реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента исторических событий, связанных с ними, прошло не менее 40 лет, за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией и которые считаются выявленными объектами культурного наследия непосредственно после смерти указанных лиц.
Таким образом, рассматриваемые объекты, которые могут быть внесены в Реестр, должны представлять собой историко-культурную ценность. При наличии данного условия они могут быть рекомендованы для включения в Реестр.
Для обоснования включения объекта культурного наследия в Реестр проводится государственная историко-культурная экспертиза. На основании вынесенного заключения рассматриваемый объект становится выявленным объектом культурного наследия. Выявленные объекты до принятия решения о включении их в Реестр либо об отказе включить их в Реестр подлежат государственной охране.
Тот или иной объект недвижимости приобретает статус памятника истории и культуры с момента включения его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
ФЗ «Об объектах культурного наследия» содержит ряд статей, регламентирующих порядок его ведения.
Так, например, в ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия» констатируется, что указанный Реестр должен существовать в виде государственной информационной системы, включающей в себя определенный банк данных. В Российской Федерации он уже ведется. В нем содержатся сведения об объектах культурного наследия. Эти сведения являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Реестр формируется согласно ст. 16 указанного Закона посредством:
- включения в него объектов культурного наследия;
- исключения из Реестра объектов культурного наследия.
Но Положение о нем, которое должно быть утверждено уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия»), а также Реестр как государственная информационная система до сих пор отсутствуют.
Из анализа действующего федерального законодательства и законодательства ... следует, что ФИО26 обладает полномочиями по принятию решения о включении (невключению) в соответствующий государственный список вновь выявленных объектов культурного наследия.
Распоряжением Главы администрации ... от Дата обезличена г. Номер обезличенр утверждены результаты инвентаризации природного и историко-культурного наследия, представляющие собой списки имеющихся и вновь выявленных памятников и ценных объектов археологии, архитектуры и градостроительства, гражданской истории, природы и садово-паркового искусства.
Областная администрация согласно ст. 55 действовавшего на момент принятия вышеуказанного распоряжения Закона РФ от Дата обезличена Номер обезличен «О краевом, областном Совете народных депутатов краевой и областной администрации», в том числе:
- вносила на рассмотрение и утверждение краевого, областного Совета предложения об объявлении находящихся на территории края, области природных и иных объектов, имеющих историческую, экологичекую, культурную или иную научную ценность, охраняемыми памятниками истории, природы и культуры;
- содействовала контролю в сфере охраны и использования памятников истории и культуры.
Однако, распоряжение Главы администрации ... от Дата обезличена г. Номер обезличенр не содержит указания о внесении прилагаемых к нему списков на рассмотрение областного Совета народных депутатов.
Информации о принятии решения областным Советом народных депутатов об объявлении (принятии) объектов в указанных списках памятниками истории и культуры у суда не имеется.
Глава администрации указанным распоряжением лишь утвердил результаты инвентаризации, которая явилась мероприятием по контролю в сфере охраны и использования памятников культуры и истории.
Объекты, указанные в списках, прилагаемых к распоряжению Главы администрации ... от Дата обезличена г. Номер обезличенр являются вновь выявленными памятниками истории и культуры, так как не имеют ссылку на нормативно-правовой акт, на основании которого они поставлены на государственную охрану.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором ... приказы ФИО27 приняты в соответствие действующего законодательства и в рамках его и ФИО28 компетенции.
При таких обстоятельствах заявление прокурора ... удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
... в удовлетворении заявления о признании незаконными приказов ФИО29 «О решении вопроса о принятии выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории городского округа ... на государственный учет как памятников истории и культуры» Номер обезличен от Дата обезличена и Номер обезличен от Дата обезличена отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение десяти дней со дня принятия судом в окончательной форме.
...
Судья: Сивохин Д.А.