Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличенаг. Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску ФИО2 к Ответчик о взыскании недополученной суммы пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с иском к Ответчик о взыскании недополученной суммы пенсии, в обоснование заявленных требований указав, что он является пенсионером Министерства обороны РФ. Военную службу проходил на должности военного техник вооруженных сил СССР. Истцу была присвоена квалификационная категория «...», являющаяся летной военно-учетной специальностью. Истец обращался к ответчику с заявлением о перерасчете его пенсии, однако ему в этом было отказано в связи с тем, что он был уволен с военной службы и поэтому не подпадает под изменения законодательства, регламентирующее надбавки за квалификацию летного состава. Считает отказ ответчика незаконным и просит суд обязать ответчика выплачивать ему пенсию, исчисленную исходя из оклада по воинской должности, увеличенную за квалификационную категорию на 25%, а также возместить ему недоплаченную пенсию за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в размере 50 806 рублей.
В судебное заседание истец не явился о месте и времени слушания дела был надлежащим образом уведомлен, причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявил, в связи с чем, а также с учетом мнения представителя ответчика, настаивавшего на рассмотрении дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях представитель истца, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагая их не основанными на законе, настаивал на рассмотрении дела в отсутствии не явившегося представителя истца.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и приказом Главкома ВВС Номер обезличен от Дата обезличенаг. ему присвоена классность «...». Приказом главнокомандующего ВВС ПУРВО от Дата обезличенаг. истцу снижена классная квалификация до третьего класса. В дальнейшем приказом командующего ВВС ПУРВО Номер обезличен от Дата обезличенаг. истцу подтверждена классная квалификация «второй класс», что подтверждается материалами пенсионного дела истца, которые обозревались судом в судебном заседании.
Суд полагает, что присвоение истцу классной квалификации происходило в ином порядке и на иных условиях, чем предусмотрено при квалификации летного состава.
В соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 апреля 1997 г., воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, основываясь на этой норме, постановлением от 23 мая 2000 г. № 396 утвердило Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации (далее - Положение от 23 мая 2000 г. № 396). К государственной авиации согласно пункту 1 статьи 22 указанного Кодекса относится авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач.
Данное Положение в отличие от ранее действовавшего Положения о квалификации летного состава военной авиации, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1994 г. № 103 и допускало присвоение классной квалификации только военным летчикам (штурманам), находящимся на летной работе, с выплатой им с учетом имеющегося класса процентной надбавки к должностному окладу, установило также квалификационные категории «Бортовой специалист 3, 2, 1 класса, мастер» и увеличенные в зависимости от присвоенной в установленном порядке квалификационной категории размеры должностных окладов военнослужащим и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях летного состава (пункты 2, 5). Такое регулирование порядка определения квалификации летного состава государственной авиации осуществлено с учетом пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Абзацем четырнадцатым пункта 2 Положения от 23 мая 2000 г. № 396 действие этого Положения распространялось на летный состав, которому были присвоены квалификационные категории до вступления его в силу, то есть на летчиков (штурманов), имевших классную квалификацию, присвоенную им ранее в порядке и по нормативам, установленным для летного состава. Другие члены экипажей самолетов и вертолетов, относящиеся к инженерно-техническому составу авиации, классифицировались в ином порядке, по нормам и требованиям, аналогичным тем, которые были установлены для определения классности наземных специалистов в соответствии с приказом Министра обороны СССР от 20 апреля 1990 г. № 080. Эти члены экипажей не имели классной квалификации, предусмотренной для летного состава, в связи с чем на них не распространялось действие указанного Положения, впервые установившего квалификационные категории: для специалистов, относящихся к кабинному экипажу.
Вместе с тем в период с февраля 1987 г. по май 1991 г. присвоение классных квалификаций офицерам инженерно-технического состава, занимавшим должности инженера (бортового инженера) и техника (бортового техника) и входившим в состав экипажей самолетов и вертолетов, осуществлялось в порядке, применяемом для квалификации летчиков и штурманов. При этом присвоение классности «Военного инженера (техника) 2, 1 класса» присваивалось приказами главнокомандующего видами Вооруженных Сил, а «Военного инженера (техника) - мастер» приказами Министра обороны. Присвоенные им в соответствии с этими приказами классы «Военный инженер (техник) - мастер» приравнивается к квалификационным категориям «Бортовой специалист 2,1 классов» и «Бортовой специалист-мастер» соответственно.
Другие (кроме летчиков и штурманов) члены экипажей воздушных судов до 2001 г. (за исключением периода с февраля 1987 г, по май 1991г. классифицировались в порядке, по нормам и требованиям, отличающимся от применяемых при определении классности летчиков и штурманов.
Принятыми в 2000 г. нормативными правовыми актами определен единый порядок квалификации летного состава государственной авиации; на основе нормативов, установленных для летчиков и штурманов, разработаны порядок, нормы и требования к другим членам экипажей воздушных судов, для которых были введены новые квалификационные категории: «Бортовой специалист 3, 2, 1 класса», «Бортовой специалист - мастер». В зависимости от присвоенной категории, начиная со 2 класса, предусмотрена выплата увеличенных должностных окладов, в настоящее время соответственно на 25, 35, 45 процентов. Для инженерно-технического состава, входящего в состав экипажей воздушного судна, предусмотрено проведение переквалификации в соответствии с новым порядком её определения, не прошедшим такую переквалификацию выплата денежного вознаграждения за присвоенную классность осуществляется по нормативно-правовым актам, принятым для всех остальных категорий военнослужащих.
Суд полагает, что назначение и пересмотр пенсий бортовым специалистам, имеющим соответствующую квалификационную категорию, то, как усматривается из абзацев 9, 10 пункта 2 приказа МО РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен, выплата им за квалификационную категорию может производиться только с даты присвоения им квалификационной категории «бортовой специалист», исходя из вновь установленных требований.
При этом до присвоения указанной квалификационной категории за ними сохраняются соответствующие размеры и порядок выплаты денежного вознаграждения за присвоенную ранее квалификационную категорию. То есть бортовым специалистам, имевшим по состоянию на Дата обезличена г. присвоенную в установленном порядке «наземную» квалификационную категорию, должностные оклады не повышались, им с этой даты по-прежнему выплачивалась надбавка к должностному окладу в размерах и порядке, установленных для наземных специалистов.
В связи с чем, до присвоения бортовым специалистам квалификационной категории в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 396 пенсия должна исчисляться из старых (не повышенных за квалификационную категорию) должностных окладов. Соответственно, не подлежат пересмотру и пенсии бортовым специалистам, получавшим до 29 мая 2000 г. надбавку к должностному окладу в размерах и порядке, установленных для наземных специалистов.
Таким образом, судом установлено, что истцу была присвоена и последующем подтверждена классная квалификация «второй класс», но присвоение данной квалификации было произведено в ином порядке и по иным требованиям, чем применяемым при квалификации летного состава.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что у истца отсутствует право на получение надбавки за летную квалификацию.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Ответчик о взыскании недополученной суммы пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней.
Председательствующий:
....