решение вступило в законную силу 26.02.2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличенаг. Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Титовец М.В.,

при секретаре Золотых М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению прокурора ..., действующего в интересах государства, общества и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства культуры ...,

у с т а н о в и л:

Прокурор Самарской области, действующий в интересах государства, общества и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства культуры ..., в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой ... по обращению депутатов Самарской Губернской Думы четвертого созыва Матвеева М.Н., Ибрагимова Р.Р. и Андреева С.И. проведена проверка о нарушениях законодательства об охране памятников истории и культуры Министерством культуры .... Установлено, что здания, расположенные в ... по адресам: ...л.Молодогвардейская, 39; ...; ... литера А; ..., ... являются памятниками истории и культуры регионального значения. Указанные объекты культурного наследия находятся в муниципальной собственности г.о.Самара. По информации Министерства культуры ... охранные обязательства на памятники истории и культуры собственником до настоящего времени не оформлены,

Министерством культуры ... Дата обезличена года было направлено обращение прокурору ... о не оформлении органом местного самоуправления охранных обязательств без указания конкретных фактов нарушений закона.

В соответствии с ч.4 ст.9.2 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.

Таким образом, Министерство культуры ... обязано принимать самостоятельные меры по контролю за состоянием памятников истории и культуры регионального значения, по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях законов, внесении им предписаний, обращению в суд с требованием о понуждении собственника объектов культурного значения оформить охранные обязательства. Данные нарушения влекут разрушение и утрату памятников истории культуры регионального значения. Нарушают, гарантируемые законодательством, права граждан Российской Федерации на сохранность объектов культурного наследия.

В связи с этим прокурор ... просил признать бездействие Министерства культуры ... незаконными, обязать Министерство культуры ... принять меры по обеспечению сохранности указанных памятников истории и культуры регионального значения в отношении зданий расположенных в городе Самара по адресам: ...л.Молодогвардейская, 39; ...; ... литера А; ..., путем привлечения к административной ответственности собственника объектов культурного значения по ст.3.... «Об административных правонарушениях на территории ...» и обращения в суд с иском о понуждении собственника оформить охранные обязательства на указанные памятники истории и культуры.

В судебном заседании представитель заявителя Черникова Н.А. поддержала заявление по указанным в нем основаниям.

Представитель заинтересованного лица - Министерства культуры ... Кондрашов А.И., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал. Пояснил, что Министерством культуры ... принимаются все меры для того, чтобы собственник зданий-администрация г.о. Самара оформил охранные свидетельства на указанные объекты. Об этом свидетельствуют не только обращения на имя Главы г.о. Самара, но и обращения к депутатам Городской Думы, а также к прокурору .... Именно из обращений Министерства стало известно об имеющейся проблеме. Привлечь Администрацию г.о. Самара к административной ответственности по ст.3...., как предлагает прокурор, невозможно потому, что указанная норма применяется к собственникам, которые оформили охранные обязательства, но не исполняют возложенные на них в связи с этим обязательства.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов гражданского дела следует, что здания, расположенные в ... по адресам: ...л.Молодогвардейская, 39; ...; ... литера А; ..., ... являются памятниками истории и культуры регионального значения.

Указанные объекты культурного наследия находятся в муниципальной собственности г.о.Самара. Однако собственником охранные обязательства на объекты не оформлены.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Согласно п.78 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от Дата обезличена года Номер обезличен пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственности) памятника.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа.

Судом установлено, что Министерством культуры ... неоднократно в течение 2008г. в адрес Главы г.о. Самара, руководителя департамента управления имуществом г.о.Самара направлялись письма с требованием оформления соответствующих охранных документов на объекты культурного наследия и выявленные объекты культурного наследия, находящиеся в муниципальной собственности городского округа л.д.63-68, 77-79, 86-88,).

В соответствии с Уставом г.о.Самара в компетенции Думы городского округа Самара находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления городского округа Самара полномочий по решению вопросов местного значения.

В связи с тем, что обращения к Главе г.о. Самара с предложениями оформить охранные обязательства были оставлены без ответа и внимания, Министерство культуры ... неоднократно обращалось в адрес председателя Думы городского округа Самары о необходимости принять меры по выполнению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления городского округа Самара определенных действующим законодательством полномочий (являющихся вопросами местного значения), по сохранению объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, находящихся в собственности г.о.Самара, в том числе, обратиться в Министерство за оформлением охранных обязательств л.д. 80-84, 89-94).

Кроме этого, Министерство культуры ... обращалось в адрес прокурора ... и прокурора г.о.Самара с сообщением о неисполнении органами местного самоуправления г.о.Самары Закона № 131-ФЗ в части не выполнения требований по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа в связи с тем, что административная ответственность, равно как и уголовная, за не выдачу (оформление) собственником (пользователем) объекта культурного наследия соответствующего охранного документа действующим законодательством не установлена, что исключает принятие Министерством действий, направленных на применение в отношении таких лиц мер административного или уголовного характера.

Прокурором ... по обращениям Министерства культуры ... были вынесены представления об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в адрес Департамента управления имущества г.о.Самара, Главы г.о. Самара л.д. 26-31).

Однако, органами местного самоуправления г.о. Самара до настоящего времени внесенные прокурором представления по данному вопросу не исполняются.

С учетом приведенных выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что со стороны Министерства культуры ... не допускалось бездействия. В пределах своих полномочий заинтересованное лицо принимало самостоятельные меры по контролю за состоянием памятников истории и культуры регионального значения и предпринимало меры для того, чтобы собственник оформил охранные обязательства.

Предлагая обязать Министерство культуры ... принять меры по обеспечению сохранности указанных памятников, прокурор ... просит обязать его обратиться в суд с иском к собственнику об оформлении охранных обязательств и привлечь к административной ответственности по ст.3.1. ... от Дата обезличенаг. « Об административных правонарушениях на территории ...».

Суд полагает, что и в этой части требования не могут быть удовлетворены.

В соответствии со ст.3 ГПК РФ обращение в суд является правом заинтересованного лица. В силу принципа диспозитивности заинтересованное лицо само определяет-обращаться ли ему в суд за защитой. Поэтому суд не вправе обязать Министерство культуры ... обратиться с иском.

Что касается требований о привлечении собственников к административной ответственности, то и эти требования не подлежат удовлетворению. Из смысла ст.3.1. ... « Об административных правонарушениях..» следует, что субъектами указанной нормы являются лица,допускающие нарушения требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия регионального и местного значения, оформившие охранные обязательства. Таким образом, привлечение к административной ответственности по ст.3.... от Дата обезличенаг. Номер обезличенГД органа местного самоуправления, не оформившего охранный документ, не основано на законе.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 257-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора ..., действующего в интересах государства, общества и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства культуры ..., об обязывании Министерства культуры ... принять меры по обеспечению сохранности указанных памятников истории и культуры регионального значения в отношении зданий расположенных в городе Самара по адресам: ...л.Молодогвардейская, 39; ...; ... литера А; ...,путем рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности собственника объектов культурного значения по ст.3.... «Об административных правонарушениях на территории ...» и обращения в суд с иском о понуждении собственника оформить охранные обязательства на указанные памятники истории и культуры отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличенаг.