решение не вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Бочкова Л.Б. при секретаре Мирзоян Э.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску прокурора г. Самары в интересах Томина А.В. к Государственному учреждению «Центр занятости населения городского округа Самара» о признании приказа незаконным о взыскании пособия по безработице

Установил:

Прокурор г. Самары обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах инвалида 3-й группы Томина А.В. к Государственному учреждению «Центр занятости населения г.о. Самара» о взыскании в пользу истца пособия по безработице, указывая в исковом заявлении, что Томин А.В. был поставлен на учёт к качестве безработного в государственном учреждении «Центр занятости населения городского округа Самара» с Дата обезличена с назначением и выплатой пособия по безработице в соответствии с законодательством о занятости населения. После прохождения перерегистрации в качестве безработного Дата обезличена истцу была назначена очередная дата перерегистрации на Дата обезличена. В назначенный день истец на перерегистрацию не явился. На основании ч.3 ст. 35 Закона от Дата обезличена года Номер обезличен «О занятости населения в РФ» приказом от Дата обезличена истцу была приостановлена выплата пособия по безработице. Дата обезличена Томин А.В. обратился в комиссию по досудебному рассмотрению жалоб и претензий с заявлением о сокращении периода приостановки выплаты пособия по безработице. В качестве причины своей неявки на перерегистрацию Томиным А.В. было указано на прохождение санаторно - курортного лечения. Приказом директора ГУ «Центр занятости населения г.о. Самара» от Дата обезличена на основе решения комиссии решение о приостановке выплаты Томину А.В. на три месяца было отменено и было принято решение о приостановке выплаты пособия по безработице на 23 дня с Дата обезличена по Дата обезличена, то есть на период прохождения Томиным А.В. санаторно - курортного лечения. По мнению прокурора приостановка выплаты истцу пособия по безработице на период прохождения им санаторно-курортного лечения, предусмотренного индивидуальной программой реабилитации не соответствует требованиям закона. Поскольку данная программа является обязательной для исполнения. В соответствии с ст. 28 Закона «О занятости населения в РФ» государство гарантирует выплату такого пособия в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. По указанным основаниям прокурор просит: - признать незаконным приказ ГУ «Центр занятости населения г.о. Самара» от Дата обезличена Номер обезличен о приостановке выплаты Томину А.В. пособия по безработице с Дата обезличена по Дата обезличена; взыскать с ГУ Центр занятости населения г.о. Самара» в пользу Томина А.В. пособие по безработице за период с Дата обезличена по Дата обезличена в сумме 3656,5 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора г Самары Чикина С.Г. исковое заявление поддержала, и просила иск удовлетворить по изложенный в нём основаниям.

Истец Томин А.В. заявленные требования поддержал и просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что хотя на период прохождения лечения в рамках программы реабилитации больничный лист не выдаётся, тем не менее, реабилитационные мероприятия для него являются обязательными и соответственно в этот период для него должны сохраняться предусмотренные государством социальные гарантии в том числе и выплата пособия по безработице.

Представитель ответчика - ГУ «Центр занятости населения г.о. Самара» Норкина Г.В. исковые требования не признала, по следующим основаниям. Приостановка выплаты пособия по безработице на время отсутствия безработного в месте постоянного проживания, в связи с прохождением санаторно-курортного лечения обусловлена тем, что в этот период безработный не в состоянии исполнить предъявляемые к безработным требования своевременного прохождения перерегистрации, соблюдение которого является основанием для выплаты пособия по безработице, а также не может считаться готовым приступить к предлагаемой ему работе, как того требует статус безработного п.1 ст. 3, п.6 ст. 31 Закона «О занятости населения в РФ», п. 19 Порядка регистрации безработных граждан, утверждённого Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен. Согласно п.1 «Разъяснений о порядке оплаты периода временной нетрудоспособности граждан, признанных в установленном порядке безработными, и продления периода выплаты пособия по безработице в случае болезни безработного», утвержденного постановлением Минтруда и социального развития РФ, временная нетрудоспособность граждан, признанных в установленном порядке безработными, удостоверяется листком нетрудоспособности установленного образца, который выдаётся в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утверждённую Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от Дата обезличена года Номер обезличен и Постановлением Фонда социального страхования РФ от Дата обезличена года Номер обезличен. Согласно разъяснениям Федеральной службы по труду и занятости Номер обезличен от Дата обезличена иные документы (кроме листка временной нетрудоспособности самого безработного) могут служить лишь основанием для признания уважительности причины пропуска обязательной перерегистрации безработного в органах службы занятости. ИПР по мнению ответчика не является необходимой мерой социальной адаптации для гражданина, носит рекомендательный характер и гражданин вправе отказаться от того или иного вида формы и объёма реабилитационных мероприятий, а так же от реализации программы в целом. По мнению ответчика исходя из буквального толкования ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов» ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно - правовых форм собственности. Ответчик считает, что учреждение в полной мере исполнило свои обязательства перед Томиным в том числе в части Мероприятий профессиональной реабилитации - осуществлял подбор подходящей работы в соответствии с рекомендациями к труду. Поскольку в период прохождения реабилитационных мероприятий Томин являлся трудоспособным но не был готов приступить к труду, законные основания для выплаты ему в этот период пособия по безработице отсутствовали, и выплата пособия была на этот период приостановлена на законных основаниях.

Представители третьего лица привлеченного к участию в деле - Департамента труда и занятости населения Самарской области на основании доверенности Тотикова Д.Ю. и Гражданкин А.В. в иске просили отказать, считая требования прокурора не основанными на законе, поскольку нет оснований считать, что в отношении истца было принято незаконное решение ГУ «Центр занятости населения г.о. Самара». Данное учреждение не обязано выплачивать пособие по безработице гражданину в период, когда он не был готов приступить к работе.

Представитель привлеченного в качестве третьего лица Фонда социального страхования РФ ГУ Самарское региональное отделение, действующая на основании доверенности Анисимова Т.В. оставила удовлетворение исковых требований на усмотрение суда, пояснив, что ФСС выплачивает истцу все причитающиеся ему выплаты в соответствии с ФЗ Номер обезличен. Истцу предоставляется санаторно-курортное лечение 1 раз в год сроком на 21 день. Ему выплачиваются ежемесячные страховые выплаты. В случае если бы истец не был безработным на период рекомендованного лечения работодатель, обязан бы был предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуска на период санаторно-курортного лечения.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из пояснений сторон и материалов дела, что Томин А.В. состоит на учёте в качестве безработного в государственном учреждении Центр занятости населения городского округа Самара с Дата обезличена года. После прохождения перерегистрации в качестве безработного Дата обезличена года истцу было назначена очередная перерегистрация на Дата обезличена. В назначенный день истец на перерегистрацию не явился. На основании п.3 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в РФ» за нарушение безработным без уважительной причины условий и сроков перерегистрации в качестве безработного, истцу была приостановлена выплата пособия по безработице с Дата обезличена по Дата обезличена на основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена(л.д. 26). Дата обезличена9 года истец обратился в комиссию по досудебному рассмотрению жалоб и претензий с заявлением о сокращении периода приостановки выплаты пособия по безработице, объясняя причину неявки на перерегистрацию прохождением санаторно-курортного лечения. При этом истцом был представлен отрывной талон к санаторно-курортной путёвке и копии Ж/Д билетов. Дата обезличена года комиссией было отменено решение о приостановке выплаты по безработице на три месяца приказом 252 ДО 0903 от Дата обезличена л.д. 22) и принято решение о приостановке выплаты пособия по безработице на 23 дня, приказом Номер обезличен от Дата обезличена л.д. 25), то есть на период прохождения истцом санаторно-курортного лечения.

Из материалов дела усматривается, что Томин А.В. на основании заключения КЭК признан инвалидом третьей группы по трудовому увечью и согласно заключения КЭК Номер обезличен от Дата обезличена года в отношении него принята программа реабилитации, в которую входит в том числе ежегодное санаторно-курортное лечение заболеваний опорно-двигательной системы л.д. 27-28). Приказом ФСС РФ от Дата обезличена Номер обезличенв согласно вышеуказанного ПРП истцу выдана путёвка в санаторий «Хопровские зори» с заездом с Дата обезличена на 21 день по цене 18858 руб. л.д. 29).

Согласно п.п. 3 п. 2 ст. 16 Закона о «Социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена года застрахованный обязан выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медико-социальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика.

Таким образом, в соответствии с указанной нормой, программа реабилитации носит обязательный характер для застрахованного лица.

Ответчик в своих возражениях ссылается на то обстоятельство, что ИПР в соответствии с ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов» не носит обязательный характер, а является рекомендательным. Между тем, данный довод несостоятелен, поскольку в отношении истца разработана не ИПР на основании ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов», а программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и проф. заболевания (ПРП), которая в силу п.п. 3 п. 2 ст. 16 Закона о «Социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена является для инвалида обязательной в отличии от ИПР которая действительно носит рекомендательный характер.

Ч.1 ст. 28 Закона от Дата обезличена года Номер обезличен -1 «О занятости населения в РФ» предусмотрена государственная гарантия безработным на выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Суд приходит к выводы, что данные гарантии должны распространяться, в том числе и на период прохождения лицом санаторно-курортного лечения в рамках программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, в силу обязательности выполнения пострадавшим мероприятий предусмотренных данной программой.

Отсутствие документально подтверждённой нетрудоспособности истца (подтверждённого листком нетрудоспособности) не могло являться основанием для не выплаты ему пособия по безработице в период прохождения истцом реабилитационного мероприятия.

Действительно в соответствии с нормативными актами, на которые ссылается ответчик - п. 19 Порядка регистрации безработных граждан, утверждённого Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен; утверждённых Постановлением Минтруда и соц. развития РФ «Разъяснениям по порядке оплаты периода временной нетрудоспособности граждан, признанных в установленным порядке безработными, и продления периода выплаты пособия по безработице в случае болезни безработного», единственным документом подтверждающим нетрудоспособность безработного является листок временной нетрудоспособности самого безработного. Листок временной нетрудоспособности согласно разъяснениям Федеральной службы по труду и занятости Номер обезличен от Дата обезличена могут служить лишь основанием для признания уважительности причины пропуска обязательной перерегистрации безработного в органе службы занятости.

Однако прямое возложение на орган службы занятости оплачивать пособие по безработице в период временной нетрудоспособности безработного, подтверждённого листком временной нетрудоспособности, не означает освобождения данного органа от выплаты этого пособия в период прохождения безработным реабилитационных мероприятий в рамках ПРП, при признании причин пропуска перерегистрации по данному основанию уважительным.

Данный вывод суда следует из положений ст. 35 Закона от Дата обезличена года Номер обезличен -1 «О занятости населения в РФ» содержащей исчерпывающий перечень оснований для прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице и снижения его размера. В частности п. 3,4 названной нормы предусмотрены основания для приостановления выплаты пособия, а так же периоды не включаемые в данные выплаты, таковыми в частности являются: - отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Решение органа службы занятости о невыплате пособия по безработицы, в определённый период, может обосновываться лишь на одном из предусмотренных данной нормам основаниям и не должно расширительно толковаться этим органом. Признавая причины не явку истца на перерегистрации уважительной, то есть отмена ранее принятого решения обоснованного п.3 ст. 35 Закона от Дата обезличена года Номер обезличен -1 «О занятости населения в РФ», не могло являться основанием при пересмотре этого решения с произвольным не включением периода прохождения истцом реабилитации по ПРП в оплату пособия по безработице.

Таким образом, оспариваемый прокурором приказ ГУ «Центр занятости населения г.о. Самара» от Дата обезличена Номер обезличен Номер обезличен о приостановке выплаты Томину А.В. пособия по безработице с Дата обезличена по Дата обезличена подлежит признанию незаконным, поскольку противоречит требованиям ст. 35 Закона от Дата обезличена года Номер обезличен Номер обезличен «О занятости населения в РФ».

При этом, суд при принятии решения руководствуется п.2 ст. 11 ГПК учитывая, что ст. 35 Закона от Дата обезличена года Номер обезличен «О занятости населения в РФ» имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным актам на которые ссылается ответчик. Данная норма и предусмотренный в ней перечень оснований для прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице и снижения его размера является исчерпывающим и не может толковаться расширительно.

В соответствии с ст. 33 Закона РФ 1 «О занятости населения в РФ», постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен, приказом директора ГУ «Центр занятости населения г.о. Самара» Номер обезличен от Дата обезличена истцу выплачивается пособие по безработице в размере 4900 рублей. Таким образом, за период когда выплата незаконно не производилась в пользу истца с ответчика подлежит взысканию 3656,5 рублей. Приведённый расчёт судом признан верным и ответчиком не оспаривается,

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Самары в интересах Томина А.В. к Государственному учреждению «Центр занятости населения городского округа Самара» о признании приказа незаконным о взыскании пособия по безработице удовлетворить.

Признать незаконным приказ ГУ «Центр занятости населения г.о. Самара» от Дата обезличена Номер обезличен о приостановлении выплаты Томину А.В. пособия по безработице с Дата обезличена по Дата обезличена.

Взыскать с ГУ «Центр занятости населения г.о. Самара» в пользу Томина А.В. пособие по безработице за период с Дата обезличена по Дата обезличена. в сумме 3656,5 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Судья Бочков Л.Б.

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена года