решение вступило в законную силу



Копия

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Самара

Судья Самарского районного суда г.Самары Сивохин Д.А. с участием представителя заявителя Девятайкиной И.В. и представителя заинтересованного лица Шестерниной Е.С.,

при секретаре Беловой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Собрания Представителей Волжского района Самарской области об оспаривании действий и.о. прокурора Волжского района Самарской области Захарова В.А.,

УСТАНОВИЛ:

Собрание Представителей Волжского района Самарской области обратилось в суд с заявлением об оспаривании действий и.о. прокурора Волжского района Самарской области Захарова В.А. по вынесению 31 мая 2010 года в отношении Собрания Представителей Волжского района Самарской области требования о внесении изменений в Положение об Управлении социальной защиты населения администрации муниципального района Волжский Самарской области с целью исключения выявленных коррупционных факторов.

В обоснование своего заявления указало, что антикоррупционной экспертизой Положения об Управлении социальной защиты администрации муниципального района Волжский Самарской области, утв. Решением Собрания Представителей Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, проведенной прокуратурой Волжского района Самарской области выявлены следующие коррупциогенные факты: пунктами 3.5 и 3.15 Положения полномочия Управления и его руководителя определены по формулировке «иные»-установленные действующим законодательством, а также муниципальными правовыми актами.

И.о. прокурора Волжского района Самарской области обратился к Собранию Представителей Волжского района Самарской области с требованием «Об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов» от ДД.ММ.ГГГГ /исх. № от ДД.ММ.ГГГГ/, требуя внести изменения в Положение об Управлении социальной защиты населения администрации муниципального района Волжский Самарской области путем определения в указанных пунктах конкретных нормативных правовых актов в соответствии с которыми Управление и его руководитель осуществляют свои полномочия.

ДД.ММ.ГГГГ требование и.о. прокурора Волжского района Самарской области рассмотрено Собранием Представителей Волжского района Самарской области, которое в решении принятом по результатам рассмотрения не согласилось с требованием прокурора в части внесения изменений в пункт 3.5, указав, что данный пункт не содержит формулировок «иные» и изложен в следующей редакции: «в установленном законом порядке согласовывает задания на проектирование, проектную документацию на реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на территории Волжского района».

В судебном заседании представитель заявителя Девятайкина И.В. заявление поддержала по изложенным выше доводам, пояснив, что требование о внесении в изменении в пункт 3.15 Положения заявителем не оспаривается.

Представитель прокуратуры <адрес> Шестренина Е.С. против удовлетворения заявления не возражала, пояснив, что внесение в требование прокурора пункт 3.5 является технической ошибки, к содержанию указанного пункта у прокуратуры замечаний нет.

Выслушав заявителя и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Пунктом 28 Постановления № Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установлено, что исходя из положения ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

ДД.ММ.ГГГГ Решением Собрания Представителей Волжского района Самарской области №далее Собрание) утверждено Положение об Управлении муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области (далее Положение).

В силу пункта 1.1 Положения Управление является уполномоченным отраслевым органом администрации муниципального района Волжский Самарской области.

В соответствии с пунктом 3.5 раздела 3 Положения Управление в установленном законом порядке согласовывает задания на проектирование, проектную документацию на реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на территории Волжского района.

Прокуратурой Волжского района Самарской области проведена антикоррупционная экспертиза Положения. По результатам проверки и.о.прокурора Волжского района Самарской области Захаров В.А. обратился в Собрание Представителей Волжского района Самарской области с требованием об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.

По мнению прокурора, нормы пунктов 3.5 и 3.15 раздела 3 Положения содержат факторы, связанные с реализацией полномочий Управления и его руководителя, которые могут способствовать проявлениям коррупции при правоприменении, поскольку позволяют им самостоятельно устанавливать объем своих прав, вторгаться в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц.

При этом прокурор ссылался на статью 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в соответствии с которой коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения.

Прокурор также утверждал, что в силу пункта 3 утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормы пунктов 3.5 и 3.15 раздела 3 Положения содержат коррупциогенные факторы, поскольку устанавливают широкий объем дискреционных полномочий Управления и его руководителя, изложенные в них полномочия дублируют полномочия органов местного самоуправления.

Проверяя требование и.о. прокурора Волжского района Самарской области Собрание Представителей Волжского района Самарской области пришло к выводу о необоснованности утверждений в отношении пункта 3.5 и приняло Решение № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором не согласилось с требованием и.о. прокурора Волжского района Самарской области об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов и решило обжаловать данное требование в установленном порядке.

Согласно пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», принятый ГД ФС РФ 03.07.2009, указанный Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

В Постановлении Государственной Думы Для исключений Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» содержится следующие определение нормативного правового акта: нормативный правовой акт – официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме и в установленном порядке управомоченным на то органом государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение и действующий независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Положение об Управлении социальной защиты населения администрации муниципального района Волжский Самарской области, утв. Решением Собрания Представителей Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № не обладает всеми существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, приведенными выше. Указанное Положение адресовано конкретным должностным лицам и органам. По своей правовой природе, данный акт относится к индивидуальным правовым актам ненормативного характера.

В связи с тем, что Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы только нормативных правовых актов, проверка, проведенная прокуратурой Волжского района Самарской области, не основана на законе и, следовательно, незаконным является и оспариваемое требование прокурора.

Еще одним основанием для удовлетворения заявления Собрания является то, что представитель заинтересованного лица признал включение в требование пункта 3.5 технической ошибкой.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Собрания Представителей Волжского района Самарской области удовлетворить.

Признать незаконным вынесенное ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Волжского района Самарской области Захаровым В.А. в отношении Собрания Представителей Волжского района Самарской области требование о внесении изменений в Положение о социальной защиты населения администрации муниципального района Волжский Самарской области с целью исключения выявленных коррупционных факторов в пункте 3.5.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято и изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись Сивохин Д.А.

Копия верна

Судья:

Секретарь: