Копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Самара
Судья Самарского районного суда г.Самары Сивохин Д.А. с участием представителя заявителя Девятайкиной И.В. и представителя заинтересованного лица Шестерниной Е.С.,
при секретаре Беловой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Собрания Представителей Волжского района Самарской области об оспаривании действий и.о. прокурора Волжского района Самарской области Захарова В.А.,
УСТАНОВИЛ:
Собрание Представителей Волжского района Самарской области обратилось в суд с заявлением об оспаривании действий и.о. прокурора Волжского района Самарской области Захарова В.А. по вынесению ДД.ММ.ГГГГ в отношении Собрания Представителей Волжского района Самарской области требования о внесении изменений в Положение об управлении муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области с целью исключения выявленных коррупционных факторов.
В обоснование своего заявления указало, что антикоррупционной экспертизой Положения об Управлении муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области, утв. Решением Собрания Представителей Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, проведенной прокуратурой Волжского района Самарской области выявлены следующие коррупциогенные факты: пунктами 3.28 и ДД.ММ.ГГГГ Положения полномочия Управления и его руководителя определены по формулировке «иные»-установленные действующим законодательством, а также муниципальными правовыми актами.
И.о. прокурора Волжского района Самарской области обратился к Собранию Представителей Волжского района Самарской области с требованием «Об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов» от ДД.ММ.ГГГГ /исх. № от ДД.ММ.ГГГГ/, требуя внести изменения в Положение об Управлении муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области путем определения в указанных пунктах конкретных нормативных правовых актов в соответствии с которыми Управление и его руководитель осуществляют свои полномочия.
ДД.ММ.ГГГГ требование и.о. прокурора Волжского района Самарской области рассмотрено Собранием Представителей Волжского района Самарской области, которое в решении принятом по результатам рассмотрения не согласилось с требованием прокурора, указав следующие:
Согласно Положения об Управлении муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области, утв. Решением Собрания Представителей Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области является уполномоченным отраслевым органом администрации муниципального района Волжский Самарской области по организации и обеспечению реализации полномочий по управлению и распоряжению имуществом, в том числе, по вопросам распоряжения земельными участками.
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений определены земельным законодательством РФ, которое не содержит исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Так, например, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территории городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 6 Закона Самарской области «О земле», к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся иные полномочия, предоставленные им федеральным законодательством, законодательством Самарской области, уставами муниципальных образований в Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Следовательно, невозможно внести изменения в Положение об Управлении муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области путем определения в пунктах 3.28 и 4.2.12 конкретных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми Управление и его руководитель осуществляют свои полномочия.
Действия прокурора, по мнению заявителя, нарушают единообразие в токовании и применении норм права, так как прокурором при проведении аникоррупционной экспертизы Положения об Управлении культуры и молодежной политики администрации муниципального района Волжский Самарской области не было усмотрено коррупциогенного фактора в содержании пункта 3.1.6, согласно которому к основным функциям Управления также отнесено выполнение иных функций в сфере культуры и молодежной политики в соответствии с законодательством РФ, законодательством Самарской области, нормативными правовыми актами Волжского района.
В судебном заседании представитель заявителя Девятайкина И.В. заявление поддержала по изложенным выше доводам, просила суд учесть, что Положение об Управлении муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области не обладает признаками нормативного правового акта.
Представитель прокуратуры Волжского района Самарской области Шестренина Е.С. просила в удовлетворении заявления отказать. В обоснование своих возражений ссылалась на то, что в Положении выявлены такие коррупциогенные факторы как наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт. Нормы земельного кодекса РФ и Закона Самарской области «О земле» приняты ранее ФЗ «О противодействие коррупции» и поэтому не могут быть проверены на коррупциогенность. Представитель заинтересованного лица как пример дублирования Управлением полномочий органов местного самоуправления сослалась на пункт 3.1.6 Положения, определяющих его основные функции, который дублирует пункт 5 части 1 статьи 26 Устава муниципального района Волжский Самарской области, который определяет объем исключительной компетенции Собрания Представителей.
Выслушав заявителя и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Пунктом 28 Постановления №2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установлено, что исходя из положения ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
25 февраля 2010 года Решением Собрания Представителей Волжского района Самарской области N807 (далее Собрание) утверждено Положение об Управлении муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области (далее Положение).
В силу пункта 1.1 Положения Управление является уполномоченным отраслевым органом администрации муниципального района Волжский Самарской области по организации ее полномочий по вопросам управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района Волжский Самарской области, а также иным имуществом на основании и в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 3.28 разделом 4 Положения Управление в целях выполнения возложенных на него задач среди прочих функций обладает иными полномочиями в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами Волжского района.
Согласно пункта 4.2.12 раздела 4 Положения руководитель Управления назначается на должность и освобождается от должности Главой района, осуществляет другие полномочия согласно действующему законодательству, муниципальным правовым актам Волжского района и Положению.
Прокуратурой Волжского района Самарской области проведена антикоррупционная экспертиза Положения. По результатам проверки и.о.прокурора Волжского района Самарской области Захаров В.А. обратился в Собрание Представителей Волжского района Самарской области с требованием об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
По мнению прокурора, нормы пункта 3.28 раздела 3 и пункта 4.2.12 раздела 4 Положения содержат факторы, связанные с реализацией полномочий Управления и его руководителя, которые могут способствовать проявлениям коррупции при правоприменении, поскольку позволяют им самостоятельно устанавливать объем своих прав, вторгаться в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц.
При этом прокурор ссылался на статью 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в соответствии с которой коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения.
Прокурор также утверждал, что в силу пункта 3 утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормы пункта 3.28 раздела 3 и пункта 4.2.12 раздела 4 Положения содержат коррупциогенные факторы, поскольку устанавливают широкий объем дискреционных полномочий Управления и его руководителя, изложенные в них полномочия дублируют полномочия органов местного самоуправления.
Проверяя требование и.о. прокурора Волжского района Самарской области Собрание Представителей Волжского района Самарской области пришло к выводу о необоснованности подобных утверждений и приняло Решение № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором не согласилось с требованием и.о. прокурора Волжского района Самарской области об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов и решило обжаловать данное требование в установленном порядке.
Согласно пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», принятый ГД ФС РФ 03.07.2009, указанный Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» установлены следующие существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений.
В Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 №781-11ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» содержится следующие определение нормативного правового акта: нормативный правовой акт – официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме и в установленном порядке управомоченным на то органом государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение и действующий независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Положение об Управлении муниципальным имуществом и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области, утв. Решением Собрания Представителей Волжского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № не обладает всеми существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, приведенными выше. Указанное Положение адресовано конкретным должностным лицам и органам. По своей правовой природе, данный акт относится к индивидуальным правовым актам ненормативного характера.
В связи с тем, что Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы только нормативных правовых актов, проверка, проведенная прокуратурой Волжского района Самарской области, не основана на законе и, следовательно, незаконным является и оспариваемое требование прокурора.
Еще одним основанием для удовлетворения заявления Собрания является то, что земельное законодательство РФ не содержит исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений, что исключает возможность внести изменения в Положение путем определения в пунктах 3.28 и 4.2.12 конкретных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми Управление и его руководитель осуществляет свои полномочия.
Проверяя утверждения представителя заинтересованного лица о наличии у Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области полномочий, дублирующих полномочия Собрания Представителей Волжского района Самарской области, суд, проанализировав положения, закрепляющие статус и полномочия Управления и ФИО1 в их взаимосвязи, приходит к выводу о необоснованности подобных утверждений.
Как уже отмечалось выше в силу пункта 1.1 Положения Управление является уполномоченным отраслевым органом администрации муниципального района Волжский Самарской области по организации ее полномочий по вопросам управления и распоряжения имуществом, находящемся в муниципальной собственности муниципального района Волжский Самарской области, а также иным имуществом на основании и в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
При таких обстоятельствах, указания в пункте 3.10 Положения на участие Управления в организации и обеспечении реализации приватизации муниципального имущества в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством Самарской области, а также решениями Собрания представителей Волжского района Самарской области само по себе о наличии у него полномочий, дублирующих полномочия каких-либо иных органов местного самоуправления Волжского района, не свидетельствует, так как подлежит толкованию в совокупности с иными нормами Положения, устанавливающими задачи и полномочия Управления.
С учетом изложенного, какой-либо правовой неопределенности в сфере деятельности, установлении задач и полномочий Управления и его руководителя не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
Заявление Собрания Представителей Волжского района Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным вынесенное 31 мая 2010 года и.о. прокурора Волжского района Самарской области Захаровым В.А. в отношении Собрания Представителей Волжского района Самарской области требование о внесении изменений в Положение об управлении муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области с целью исключения выявленных коррупционных факторов.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г.Самары в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято и изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись Сивохин Д.А.
Копия верна
Судья:
Секретарь: