решение вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Саломатина А.А.,

при секретаре Сафиной Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Акопян Л.М. о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области,

у с т а н о в и л:

Акопян Л.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области, в обоснование заявленных требований указав, что является собственником части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о выкупе земельного участка, занимаемого частью жилого дома в собственность, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованным лицом ей было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях дорог и относится к территории общего пользования. Акопян Л.М. полагала отказ Министерства имущественных отношений необоснованным и просила суд (с учетом уточненных требований) признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений <адрес> в предоставлении Акопян Л.М. за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, площадью 345,1 кв.м., с кадастровым номером № и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес Акопян Л.М. проект договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 345,1 кв.м., с кадастровым номером №.

В судебном заседании представитель заявителя, действующий на основании доверенности, заявление поддержал, просил суд его удовлетворить по изложенным основаниям. Также пояснил, что испрашиваемый земельный участок площадью 345,1 кв.м. используется заявителем в течение более чем 10 лет, часть участка находится под домом, часть используется под приусадебный участок для размещения хозяйственных надворных построек. Каких-либо объектов общего пользования на участке Акопян Л.М. никогда не было и в настоящее время данные объекты на нем отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая их не основанными на законе. Суду пояснила, что согласно ответа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара испрашиваемый земельный участок расположен в красных линиях проектируемой улицы общегородского значения, в связи с чем, предоставление его в собственность за выкуп невозможно.

Представитель третьего лица – Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был надлежащим образом уведомлен.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, заявитель собственником части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 63-АГ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20). ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о выкупе земельного участка, занимаемого частью жилого дома в собственность, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованным лицом ей было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях дорог и относится к территории общего пользования.

В соответствии с ст. 254 ГПК РФ подлежит удовлетворению в том случае, если судом будет установлено, что оспариваемое решение, действие (бездействие) государственного органа, должностного лица, служащего не соответствует требованиям закона.

Суд считает, что обжалуемый отказ в предоставлении земельного участка не соответствует требованиям закона.

Порядок распоряжения земельными участками государственная собственность на которые не разграничена на территории г.о. Самара для целей не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006г.

Согласно п.2.4 данного Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

В силу ч. 3 п. 2.4 Порядка после получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

Пункт 2.6 вышеуказанного Порядка устанавливает, что в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.

В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.

Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка министерством может быть основан на заключении соответствующего органа местного самоуправления и должен быть направлен в адрес заявителя в течение двух недель со дня его получения министерством.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Суд полагает не основанными на законе доводы представителя о невозможности предоставления в собственность спорного земельного участка в связи с тем, что он относится к местам общего пользования, поскольку в силу положений п. 12 ст. 85 ЗК РФ не допускается приватизация земельных участков уже занятых местами общего пользования (площадями, улицами, дорогами и т.д.). Нормы Земельного кодекса РФ не содержат положений, ограничивающих право гражданина на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования. Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 27.10.2009г.

Судом при рассмотрении дела установлено, что на земельном участке Акопян Л.М. не расположены какие-либо объекты недвижимого имущества кроме принадлежащей ей части жилого дома, что представителем заинтересованного лица в судебном заседании не оспаривалось.

Кроме того, судом установлено, на основании решения Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ и определения Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок был сформирован как объект гражданско-правовых отношений, в последствии поставлен на кадастровый учет и ему присвоен индивидуальный кадастровый номер, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

С учетом вышеприведенных доводов, а также в связи с тем, что обжалуемым отказом заявителя нарушены ее права на получение в собственность за выкуп земельного участка, суд полагает заявление АкопянЛ.М. подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 245-247, 254, 206, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Акопян Л.М. о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении Акопян Л.М. за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 345,1 кв.м., с кадастровым номером №.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес Акопян Л.М. проект договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 345,1 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0807003:531.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ