Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г.Самары в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Никоновой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Сатин А. А. к Военному комиссариату Самарской области о взыскании суммы компенсации за санаторно-курортное лечение,
у с т а н о в и л:
Сатин А.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Самарской области о взыскании суммы компенсации за санаторно-курортное лечение, в обоснование заявленных требований указав, что проходил службу в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и был уволен на основании пп. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы. Истец указал, что имеет продолжительность военной службы в льготном исчислении 31 год, общую продолжительность военной службы 14 лет. Истец обратился к ответчику с заявлением о выплате ему денежной компенсации за санаторно-курортное лечение на себя и свою жену, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении и выплате компенсации за санаторно-курортное лечение было отказано в связи с тем, что Сатин А.А. не имеет определенной выслуги лет, необходимой для назначения данной выплаты.
Истец просил суд обязать ответчика выплатить ему денежную компенсацию за санаторно-курортное лечение на него и его супругу Сатину Е.И. ДД.ММ.ГГГГ. в размере 2700 рублей, а также обязать ответчика обеспечить истца и его супругу правом на санаторно-курортное лечение и правом бесплатного проезда к месту лечения и обратно путем внесения необходимых изменений в документы личного дела истца.
В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, суду пояснила, что действующим законодательством право на получение компенсации за санаторно-курортное лечение обладают все военнослужащие, уволенные из рядов Вооруженных Сил РФ и обладающие выслугой лет в льготном исчислении 20 лет и более.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая их не основанными на законе.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требований не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, истец проходил службу в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и был уволен на основании пп. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы. Сатин А.А. имеет продолжительность военной службы в льготном исчислении 31 год, общую продолжительность военной службы 14 лет 3 месяца 19 дней. Истец обратился к ответчику с заявлением о выплате ему денежной компенсации за санаторно-курортное лечение на себя и свою жену, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении и выплате компенсации за санаторно-курортное лечение было отказано в связи с тем, что Сатин А.А. не имеет определенной выслуги лет, необходимой для назначения данной выплаты.
Суд полагает, что действующим законодательством право на получение компенсации за санаторно-курортное лечение предоставлено лицам, уволенным из рядов ВС РФ и имеющим на момент увольнения общую продолжительность военной службы 25 лет и более.
Так, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ» установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих - граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанные военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей -50 процентов стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены иные условия оплаты. При этом указанным военнослужащим ежегодно независимо от приобретения путевки выплачивается денежная компенсация в размере 600 рублей на самого военнослужащего и в размере 300 рублей на супруга военнослужащего - гражданина и каждого его несовершеннолетнего ребенка.
Указанные права распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, что предусмотрено пунктом 5 ст. 16 «Закона о статусе военнослужащих».
В силу п. 2 ст. 10 Закона № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации, (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (п.7, ст. 3) установлено, что «общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.
Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.
Действующим законодательством установлено, что в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
Таким образом, суд полагает, что общая продолжительность военной службы исчисляется в календарном исчислении и лишь в конкретно оговоренных законодателем случаях, для определенных целей (например назначении пенсии), исчисление продолжительности военной службы производится в льготном исчислении.
Кроме того, судом установлено, что истец уволен с военной службы на основании пп. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы, тогда как, согласно положениям п. 3 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» возможность применения подсчета выслуги лет в льготном исчислении для выплаты компенсации за санаторно-курортное лечение возможна лишь в случае увольнения военнослужащего в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Во всех остальных случаях, в том числе и в связи с окончанием срока контракта, назначение и выплата компенсации за санаторно-курортное лечение возможно лишь в случае наличия у бывшего военнослужащего продолжительности военной службы 25 лет (в календарном исчислении). Поскольку при рассмотрении дела установлено, что календарная выслуга лет истца составляет 14 лет, и он был уволен по иным основаниям, нежели чем перечислены в п. 3 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», суд считает, что у истца отсутствует право на получение компенсации за санаторно-курортное лечение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сатин А. А. к Военному комиссариату Самарской области о взыскании суммы компенсации за санаторно-курортное лечение отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ