Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г.Самары в составе судьи Кривицкой О.Г., при секретаре Мантровой С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Касимовой В.Н. об обжаловании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области),
У С Т А Н О В И Л:
Касимова В.Н. обратилась в суд с заявлением об обжаловании решения Управления Росреестра по Самарской области, в обосновании своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Касимова В.Н., обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с целью внесения изменения в ЕГРП с целью уточнения площади земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок №. На государственную регистрацию для внесения изменения в ЕГРП заявительница, согласно Федеральному закону № 122, предъявила следующие документы: квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, кадастровый паспорт земельного участка с уточненной площадью 900 кв.м, свидетельство о государственной регистрации на 600 кв.м (ориентировочная площадь). Никаких других документов от нее не потребовали, о возможной приостановке не предупредили. Однако, ДД.ММ.ГГГГ Касимова В.Н. получила Уведомление о приостановлении государственной регистрации.
Сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ Касимову В.Н. уведомили о приостановлении Государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, участок №, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям: «...На государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие правомерность расхождения площади земельного участка в правоустанавливающем документе и кадастровом паспорте, а именно не представлен документ, подтверждающий, что кадастровые сведения о данном земельном участке не соответствовали требованиям к описанию местоположения земельного участка, установленного нормами ФЗ № 221 от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости», в связи с чем при постановке на кадастровый учет данного земельного участка было уточнено описание местоположения его границ.... Однако, на государственную регистрацию не был представлен правоустанавливающий документ на земельный участок площадью 900 кв.м....»
Касимова В.Н. полагает, что приостановление Государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, является незаконным, так как правоустанавливающим документом на земельный участок площадью 900 кв.м является кадастровый паспорт земельного участка с уточненной площадью, соответствующей материалам межевания, выданный на основании межевого плана на данный земельная участок, хранящегося в госфонде данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Согласно ст. 3 ФЗ-93, «Уточненные данные об объекте недвижимого имущества, в. том числе о площади земельного участка и местоположении его границ, вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества и плана такого объекта недвижимого имущества или иного документа, предусмотренного настоящим Федеральным законом для государственной регистрации права собственности на такой объект недвижимого имущества и содержащего описание такого объекта недвижимого имущества, либо в случае, если таким объектом недвижимого имущества является земельный участок, на основании заявления правообладателя земельного участка и кадастрового плана этого земельного участка».
. При геодезической съемке участка Касимовой В.Н. межевики измеряли площадь исходя из его естественных границ (забора). На участке расположены садовые деревья, которые растут даже не с ДД.ММ.ГГГГ а с момента предоставления Касимовой В.Н. участка <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ поэтому ее участок был изначально больше 600 кв.м., и самозахвата не было. С соседями границы согласованы, на замер также выезжал представитель администрации г.п. <адрес>. <адрес>, о чем имеется акт согласования границ. Кроме того, «излишки» площади участка Касимовой В.Н. в размере 300 кв.м, согласно Решения Собрания представителей м.р. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и Закона Самарской области «О земле» ГД-94 от 11.03.2005 г. не выходят за пределы дозволенного.
На основании изложенного Касимова В.Н. просила суд признать действия государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области незаконными.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области внести изменения в ЕГРП в части указания площади земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок №.
В судебном заседании представитель заявителя Купцова Т.Ю., действующая на основании доверенности, поддержала требования заявления и просила суд удовлетворить их.
Представитель заинтересованного лица Зарифов И.Р. действующий на основании доверенности, не признал требования заявления, предоставив суду отзыв на заявление, в котором просил суд отказать в его удовлетворении.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены из права и свободы.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Касимова В.Н. обратилась в Управление с заявлением о внесении изменений в ЕГРП относительно площади объекта недвижимости - земельного участка, расположенной по указанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ на основании п.1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» внесение изменений в ЕГРП было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ (уведомление №).
Согласно п.2 ст. 16 и п.1 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Согласно сведениям ЕГРП Касимовой В.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №.
Государственная регистрация проведена на основании свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно данному документу Касимовой В.Н. предоставлялся земельный участок площадью 600 кв.м.
Для внесения в ЕГРП заявленных изменений на регистрацию представлен кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой земельный участок с кадастровым номером № имеет площадь 900 кв.м.
Согласно п. 3 ст.25 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Таким образом, изменение площади земельного участка возможно в случае, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют требованиям к описанию местоположения земельного участка, установленного Законом о кадастре.
Согласно п.9 ст.38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Однако на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие правомерность расхождения площади земельного участка между правоустанавливающим документом и кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно, не представлен документ, подтверждающий, что кадастровые сведения о данном земельном участке не соответствовали требованиям к описанию местоположения земельного участка, установленным нормами Закона о кадастре, в связи с чем при постановке на кадастровый учет данного земельного участка было уточнено описание местоположения его границ. Поэтому государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственной регистрации права на 1 месяц с целью предоставления дополнительных документов.
Статья 17 Закона о регистрации содержит перечень оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Однако на государственную регистрацию не был представлен правоустанавливающий документ на земельный участок площадью 900 кв.м.
Согласно ст. 16 Закон о регистрации государственная регистрация прав проводится путем подачи заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
По результатам рассмотрения документов в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона о регистрации, регистрирующий орган принимает решение о проведении государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации заявленного права.
. В п. 1 ст. 45 Закона о кадастре указано, что государственный кадастровый учет или государственный технических учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (01.03.2008 г.) или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но право собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Более того, согласно п. 2 ст. 47 Закона о кадастре кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Таким образом, данный земельный участок относится к ранее учтенным объектам недвижимого имущества.
При повторном обращении заявителя в адрес регистрирующего органа, с просьбой о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на земельный участок, в части площади земельного участка и кадастрового номера, государственный орган обоснованно отказал в осуществлении государственной регистрации изменений, сведений о кадастровом номере и площади земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, поскольку такой объект недвижимости ранее уже был учтен регистрирующим органом.
Ссылка заявителя на положения ч.3 ст.25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», позволяющей внести изменения в кадастровый учет в связи с изменением описания границ, основана на неправильном толковании закона. Указанная норма закона подлежит применению в совокупности с положениями ст.45 того же Закона о юридической действительности ранее проведенного кадастрового учета объектов недвижимости. По смыслу указанных норм, внесение изменений в кадастровый учет возможно в отношении объектов, ранее поставленных на кадастровый учет, но права в отношении которых не зарегистрированы в ЕГРП.
В данном же случае возникший спор о праве на земельный участок определенной площади подлежит разрешению в порядке искового производства путем подачи иска о защите нарушенного права в соответствии со ст.12 ГК РФ как иска о признании права собственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 245-247, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Касимовой В.Н. об обжаловании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области) о приостановлении государсвтенной регистрации права и возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области внести изменения в ЕГРП в части указания площади земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок №. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья О.Г. Кривицкая
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.