копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Судья Самарского районного суда г. Самары Сивохин Д.А. с участием представителя истца Кукавской И.В. и представителя ответчика Овчинникова А.С.,
при секретаре Беловой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску балиной Г.А. к ОАО «Самарагаз» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Балина Г.А. обратилась в суд с иском к ОАО «Самарагаз», указывая, что ее права потребителя нарушены ответчиком, ссылаясь на то, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, который отапливается природным газом. В доме имеется также газовая плита. В 1999 году в доме установлен газовый счетчик учета потребляемого газа, по показаниям которого она производила и производит оплату до настоящего времени, потребляемого газа. При заключении ДД.ММ.ГГГГ договора № на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования ответчик потребовал от нее установленный в доме газовый счетчик, для чего требуется его демонтаж. После того как она отказалась это сделать, работники СЭГКХ-4 обязали ее остановить новый счетчик, на что она также ответила отказом, так как средств на покупку нового счетчика у нее нет. Она предложила работникам СЭКХХ-4 прийти к ней домой и проверить исправность уже установленного счетчика, однако никто из них не пришел. Несмотря на ее возражения, ей были выписаны квитанции на оплату
начисленной задолженности в сумме 45983 руб. 93 коп., которую рассчитали как разницу между стоимостью потребляемого ею газа по показаниям счетчика и платы исчисленной исходя из площади дома в 399 кв.м. Действия ответчика по расчету размера платы за потребляемый газ без учета показаний прибора учета газа являются незаконными. На ее письменную жалобу начальник службы эксплуатации газового хозяйства – 4 ФИО4 дал ответ о правомерности действия своих сотрудников, однако по ее мнению это не отвечает действительности, поскольку ответчик не производил в установленные сроки проверку прибора учета потребляемого газа и не поставил ее в известность о том, что прибор учета, который и сейчас находится в исправном состоянии, требует поверки.
Просит обязать ОАО «Самарагаз» производить расчет размера платы за потребляемый ею бытовой газ по прибору учета газа, установленному в принадлежащем ей на праве собственности доме по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Кукавская И.В. иск поддержала, просила суд учесть, что истица является пенсионером и инвалидом.
В судебном заседании представитель ОАО «Самарагаз» Овчинников А.С. исковые требования Балиной Г.А. не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что
Привлеченное к участию в деле ООО «Средневолжская газовая компания», своего представителя для участия в рассмотрении дела не направило, извещено надлежаще.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит требования Балиной Г.А. удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям:
Судом установлено, что Балина Г.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, который отапливается природным газом. В доме установлена газовая плита. Для учета потребляемого природного газа в 1999 году в доме был установлен газовый счетчик, по показаниям которого истица производила оплату газа. ДД.ММ.ГГГГ контролером ООО «СВГК» был выявлен факт истечения срока государственной поверки прибора учета газа, установленного в доме, принадлежащем истице, о чем был составлен Акт обследования учета газа. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ОАО «Самарагаз» производит начисления оплаты за газ исходя из нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденных Распоряжением Главы администрации <адрес> и Постановлением губернатора Самарской области.
Балиной Г.А. ОАО «Самарагаз» была начислена задолженность в сумме 45983 руб. 93 коп., рассчитанная как разница между стоимостью потребляемого газа по показаниям счетчика и платы за газ исчисленной исходя из площади дома в 399 кв.м. по нормативам потребления газа при отсутствии приборов учета.
Не согласившись с таким механизмом расчета потребляемого газа, Балина Г.А. обратилась с жалобой к начальнику службы эксплуатации газового хозяйства – 4 ОАО «Самарагаз» ФИО4, который своим письменным ответом от 17/53 от ДД.ММ.ГГГГ сообщил истице о том, что обжалуемые ею действия являются законными и обоснованными.
Оспариваемые действия ответчика являются законными и обоснованными по следующим основаниям:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 Правил. Подпунктом "б" пункта 19 Правил закреплено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за газоснабжение определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, согласно которому исчисление платы осуществляется исходя из: общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); - норматива потребления газа на отопление жилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома, в том числе подсобных помещений жилого дома, включая помещения для содержания домашнего скота, бани и теплицы, установленный на единицу площади помещения (куб. м/кв. м в месяц); - количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, коммунальной квартире, жилом доме) (чел.); - нормативов потребления газа на приготовление пищи (куб. м в месяц на 1 чел.); - нормативов потребления газа на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (куб. м в месяц на 1 чел.); - тарифов (цены) на газ, установленных в соответствии законодательством Российской Федерации (руб./куб. м).
Балиной Г.А. фактически оспаривается пункт 31 Правил незаконным в части исчисления платы за газоснабжение по нормативам потребления в случае истечения срока поверки индивидуального прибора учета газа. Истица считает, что Правила в оспариваемой части противоречат нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и неправомерно возлагают на потребителя коммунальной услуги обязанность по снятию и доставке индивидуального прибора учета газа для проведения его поверки у исполнителя, предоставляющего данную услугу.
Из преамбулы Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, которым утверждены Правила, видно, что оно принято в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в первоначальной редакции, предусматривалось, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что Правительство Российской Федерации имело полномочия на принятие Правил.
Оспариваемая Балиной Г.А. норма предписывает производить расчеты за газоснабжение по истечении срока поверки индивидуального прибора учета, установленного изготовителем, исходя из нормативов газопотребления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, непосредственно федеральным законом установлено, что при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в связи с чем доводы представителя истца о неправомерности применения ответчиком такого порядка расчета за поставляемый газ ошибочен.
Нельзя признать обоснованным и довод истицы и ее представителя о том, что истечение срока поверки индивидуального прибора учета, установленного изготовителем, не может служить основанием для расчета размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления. Как уже отмечено, законом регламентировано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, и, следовательно, свидетельствует о законности оспариваемой нормы Правил о расчетах в таких случаях исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При этом в силу пункта 32 Правил в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
Также необоснован и довод истицы и ее представителя о неправомерном возложении на потребителя обязанности по снятию и доставке индивидуального прибора учета газа для проведения его поверки у исполнителя, предоставляющего услугу по газоснабжению, поскольку данного предписания пункт 31 Правил не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
балиной Г.А. в иске к ОАО «Самарагаз» о защите прав потребителей отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья: подпись Д.А. Сивохин
Копия верна
Судья:
Секретарь: