решение вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Антоновой Е.В.. с участием:

заявителя Устиновой О.Е., ее представителя Тушкарова Р.А., действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области – Блинковой Е.А., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица Департамента здравоохранения администрации г. Самара – Бочкаревой Е.Н., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица ММУ «Городская поликлиника № 10» - Поповой О.А., действующей на основании доверенности,

при секретаре Бекетовой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № № по заявлению Устиновой О.Е. об обжаловании бездействия Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, Департамента здравоохранения администрации г. Самары, муниципального медицинского учреждения «Городская поликлиника № 10» в бесплатном обеспечении лекарственными средствами и средствами диагностики,

УСТАНОВИЛ:

Устинова О.Е. обратилась в суд с заявлением об обжаловании бездействия Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, Департамента здравоохранения администрации г. Самары, муниципального медицинского учреждения «Городская поликлиника № 10» в бесплатном обеспечении лекарственными средствами и средствами диагностики.

Заявитель указала, что с 2002 года <данные изъяты>, состоит на учете в ММУ «Городская поликлиника № 10» г. Самары.

В соответствии с законом она имеет право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения, расходными материалами.

На протяжении периода 2002-2010 года медицинские учреждения не обеспечивают ее лекарствами и средствами диагностики в полном объеме. Лишь в июле 2010 года, после обращения в Министерство здравоохранения и социального развития ей выдали <данные изъяты> и небольшое количество <данные изъяты>.

Отсутствие в достаточном количестве лекарств ставит ее жизнь под угрозу.

Заявитель просила признать незаконным отказ министерства здравоохранения и социального развития Самарской области и Департамента здравоохранения администрации г. Самары в бесплатном обеспечении инсулином, средствами диагностики (<данные изъяты>) и расходными материалами; обязать департамент здравоохранения администрации г. Самары через подведомственные лечебно-профилактические учреждения обеспечить ее <данные изъяты> соответствующего наименования, средствами диагностики и расходными материалами.

В судебном заседании заявитель неоднократно уточняла требования по мере того, как она получала от медицинских учреждений необходимые лекарственные средства и средства диагностики.

Окончательно заявитель просила признать незаконным бездействие заинтересованных лиц в несвоевременном обеспечении ее лекарствами «<данные изъяты>; обязать заинтересованных лиц на весь период <данные изъяты> ежемесячно обеспечивать ее бесплатно лекарственными средствамаи и средствами диагностики, предусмотренными действующим федеральным и областным законодательством. Заявитель пояснила, за ноябрь к последнему судебному заседанию она обеспечена <данные изъяты>, никогда не получала <данные изъяты>.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области Блинкова Е.А. заявление не признала на том основании, что как уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации министерство надлежаще исполняет полномочие в области организации обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам. По заключенным контрактам обязанность обеспечения наличия лекарственных средств в пунктах отпуска, своевременного отпуска лекарственных средств гражданам по рецептам, отсроченного отпуска лекарственного средства в течение 10 дней возлагается на фармацевтические организации. В соответствии со ст. 6.5. ФЗ РФ от 01.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 641 рубль в месяц. За период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Устиновой получены <данные изъяты> лекарственные средства на сумму <данные изъяты>; в 2009 году – на <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – на сумму <данные изъяты>. Полагает, что министерством не нарушены права и свободы заявителя.

Представитель Департамента здравоохранения и социального развития г. Самара Бочкарева О.Н. заявление не признала, суду пояснила, что вопросы обеспечения граждан льготными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения относятся к компетенции медицинского учреждения, в данном случае ММУ «Городская поликлиника № 10»; департамент не обладает полномочиями в этой области. После обращения Устиновой О.Е. в министерство здравоохранения и направлении ее жалобы в департамент вопрос льготного обеспечения Устиновой лекарственными препаратами решался, данный вопрос взят на контроль ММУ «Городская поликлиника № 10». Просила отказать в удовлетворении заявления.

Представитель ММУ «Городская поликлиника № 10» Попова О.А. заявление не признала, суду пояснила, что Устинова О.Е. обеспечивается лекарственными средствами, в 2009 году она получила их на сумму <данные изъяты>, в 2010 году она с апреля по октябрь 2010 года получала <данные изъяты>. При невозможности обеспечения лекарствами аптека поликлиники принимает рецепт на отсроченное обслуживание в соответствии с распоряжением министра здравоохранения и социального развития Самарской области от 06.06.2007 года № 2498 «Об организации отсроченного обеспечения необходимыми лекарственными средствами граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение». Представитель признала, что заявитель никогда не обеспечивалась <данные изъяты>.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Заявитель Устинова О.Е. является <данные изъяты>, что подтверждается справкой БМСЭ №, страдает <данные изъяты>, что не оспаривается сторонами, подтверждается выписками из истории болезни.

В соответствии со ст. 6.1. ФЗ РФ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи.

Согласно ст. 6.2. указанного Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.

Согласно постановлению Правительства РФ ОТ 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (в редакции постановления Правительства РФ от 21.09.2000 года № 707) инвалиды 1 группы, неработающие инвалиды 2 группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются лекарственными средствами бесплатно.

Приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.01.2007 года № 1 утвержден Перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача(фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категория граждан, имеющим право на получение государственной помощи. Согласно Перечню указанные граждане должны бесплатно обеспечиваться иглами инсулиновыми, тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и шприц-ручками.

Согласно пункту 8 Порядка обеспечения отдельных категорий жителей Самарской области за счет средств областного бюджета лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно, утвержденного Приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 15.10.2007 года № 473 граждане, имеющие, в том числе, право на набор социальных услуг за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами, отсутствующими в Перечнях, утвержденных в установленном порядке Минздравсоцразвитиея Российской Федерации и/или Росздравнадзором, на основании перечня лекарственных средств, утвержденного Минздравсоцразвития области.

Данные нормативные акты опровергают утверждение представителей заинтересованных лиц о том, что заявитель имеет право на льготное обеспечение лекарственными средствами и средствами диагностики только в соответствии с федеральным перечнем.

Согласно Приложению № 1 к изложенному выше Порядку обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения <данные изъяты>

В соответствии с п. 3.3. Порядка дополнительного лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 23.03.2005 года № 95, в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства.

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации отсроченного обеспечения необходимыми лекарственными средствами граждан, имеющих право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение, утвержденными распоряжением министра здравоохранения и социального развития Самарской области от 06.06.2007 года № 249-р, отпуск лекарственных средств по рецептам отсроченного обслуживания должен осуществляться в течение срока действия рецепта, который для таких рецептов увеличивается в два раза по сравнению с рецептами обычного обслуживания и составляет 2 месяца со дня выписки. Срок действия не увеличивается для рецептов на лекарственные средства, подлежащие предметно-0количественному учету, анаболические стероиды и составляет 10 дней.

<данные изъяты>

Довод заявителя о том, что <данные изъяты> ранее использовался и находится в нерабочем состоянии, доказательствами не подтвержден.

Свидетели Ж.. – <данные изъяты>, П. – врач подтвердили, что заявитель обеспечивается бесплатно <данные изъяты> никогда не выдавались; в случае невозможности обеспечения лекарствами выписывается отсроченный рецепт.

Довод заявителя о том, что лекарственные средства предоставляются ей несвоевременно, нашел свое подтверждение. Так, лекарственное средство «<данные изъяты>», назначенное врачом ДД.ММ.ГГГГ без отсрочки рецепта (амбулаторная карта), заявитель получила только ДД.ММ.ГГГГ; «<данные изъяты>», назначенную врачом ДД.ММ.ГГГГ с отсрочкой на 1 месяц, заявитель получила после ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока отсрочки, что противоречит закону.

Кроме того, отсрочка рецепта свидетельствует только о возможности получить лекарственное средство по выданному рецепту в течение периода отсрочки и сама по себе не подтверждает своевременность обеспечения лекарственным средством.

Довод свидетеля Ж. о том, что заявителю сообщали по телефону о поставке лекарственного средства, но она не отвечала, заинтересованными лицами, на которых возложена обязанность доказать законность оспариваемого бездействия, не доказан.

На день вынесения решения заявитель получила <данные изъяты> на ноябрь, <данные изъяты>, что не оспаривается заинтересованными лицами.

В соответствии со Стандартом медицинской помощи больным с <данные изъяты>, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, <данные изъяты>

В нарушение данных стандартов заявитель в 2010 году получила 30 штук игл (в ноябре 2010 года) и 150 тест-полосок в июне и в ноябре 2010 года), что подтверждается анализом рецептов за 2010 год, и никогда не получала спирт (100 г в месяц).

Таким образом, суд приходит к выводу, что право заявителя на бесплатное и своевременное обеспечение лекарственными средствами и средствами диагностики, расходными материалами не обеспечивается в полной мере.

Согласно выпискам из истории болезни, письменным сообщениям ММУ «Городская поликлиника № 10» заявитель Устинова О.Е., 1987 <данные изъяты>.

Таким образом, суд полагает, что своевременное и в полном объеме обеспечение лекарственными средствами и средствами диагностики жизненно важно Устиновой О.Е.

Доводы представителей министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, а также департамента здравоохранения и социального развития о том, что свои полномочия они исполняют надлежаще и не нарушают права заявителя, несостоятельны.

В силу п.4 Порядка обеспечения отдельных категорий жителей Самарской области за счет средств областного бюджета лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно организация льготного лекарственного обеспечения осуществляется на основании государственного контракта, заключенного министерством здравоохранения и социального развития Самарской области с уполномоченной организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность. Льготное лекарственное обеспечение осуществляется через аптечные учреждения, снабжение которых лекарственными средствами производиться уполномоченной организацией на основании заявок, ежемесячно направляемых ЛПУ.

Следовательно, министерство обязано контролировать своевременность исполнения обязательств стороной, осуществляющей фармацевтическую деятельность в целях исключения несвоевременного предоставления гражданам необходимых лекарственных средств и средств диагностики.

В соответствии с п. 3.3. Положения о Департаменте здравоохранения Администрации г.о. Самара, утвержденным Решением Думы г.о. Самара от 25.09.2008 года № 643, в целях выполнения возложенных задач Департамент контролирует обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории.

Таким образом, именно департамент здравоохранения и социального развития г. Самара обязан осуществлять контроль за реализацией лечебными учреждениями, в том числе ММУ «Городская поликлиника № 10» прав граждан на бесплатное и своевременное получение необходимых лекарственных средств и средств диагностики.

Бездействием заинтересованных лиц нарушены права заявителя на бесплатное получение в необходимом объеме тест-полосок, игл и спирта.

Учитывая, что инсулины за ноябрь заявитель получила в полном объеме, в указанной части заявление не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПРК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Министертсва здравоохранения и социального развития Самарской области, Департамента здравоохранения и социального развития г. Самары, ММУ «Городская поликлиника № 10» в части несвоевременного и неполного обеспечения заявителя Устиновой О.Е. бесплатно лекарственными средствами и средствами диагностики незаконным.

Обязать Департамент здравоохранения и социального развития г.Самары, ММУ «Городская поликлиника № 10» обеспечить Устинову О.Е. <данные изъяты> в соответствии со стандартами, установленными законом; обеспечить Устинову О.Е. на весь период <данные изъяты> бесплатными лекарственными средствами и средствами диагностики в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через самарский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е. В. Антонова

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.