РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дд.мм.г г.Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи АнтоновойЕ.В.,
при секретаре БекетовойГ.А.,
с участием:
представителя заявителя ЧелноковаЮ.В. – СухининойО.Ю., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Самарской области – КолебировойЕ.А., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области – Дмитриенко Е.В., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области – ПигаревойА.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску по заявлению Челнокова Ю.В. об обжаловании действий Управления Росреестра по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
ЧелноковЮ.В. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий Управления Росреестра по Самарской области.
Заявитель указал, что он обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды на объект недвижимого имущества – лесной участок, площадью расположенный по адресу: <адрес>
дд.мм.г в государственной регистрации договора аренды отказано на том основании, что имеются противоречия относительно категории земельного участка. В сообщении об отказе в регистрации договора аренды указано, что представленный на регистрацию правоустанавливающий документ - договор № аренды лесного участка от дд.мм.г, в соответствии с которым лесной участок относится к землям лесного фонда, кадастровый паспорт земельного участка от дд.мм.г №, согласно которому земельный участок относится к землям лесного фонда, противоречит приказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Самарской области от 03.05.2001г. № кадастровый номер №, в соответствии с которым указанный кадастровый номер присвоен кадастровому району -г.Самары.
Заявитель считает отказ в государственной регистрации незаконным на том основании, что в соответствии с договором аренды ему предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности; данный договор действующий, никем не оспорен.
Заявитель просил суд признать незаконным отказ УФРС по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка № от дд.мм.г и обязать Управление Росреестра по Самарской области провести государственную регистрацию указанного договора.
В судебном заседании представитель заявителя Сухинина О.Ю. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям, суду пояснила, что земельный участок находится в черте городского округа Самара, является лесничеством и в соответствии с кадастровым учетом относится к землям лесного фонда. Договор аренды заключен на основании протокола о результатах лесного конкурса от дд.мм.г, который проведен в соответствии с действующим законодательством. Оснований полагать, что спорный земельный участок относится к землям поселений, не имеется.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области Колебирова Е.А. в судебном заседании заявление не признала, суду пояснила, что заявителю было отказано в проведении государственной регистрации в связи с невозможностью определить категорию земельного участка, заявленного на регистрацию; при условии, что земельный участок является лесным участком, для государственной регистрации договора аренды необходима государственная регистрация права собственности Российской Федерации; при условии, что земельный участок относится к землям поселений, договор аренды заключен ненадлежащим лицом, поскольку полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в городской черте Самара, собственность на которые не разграничена, обладает Министерство имущественных отношений Самарской области.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области Дмитриенко Е.В. в судебном заседании поддержала заявление по изложенным в нем, а также в письменном отзыве основаниям, суду пояснила, что Министерство природопользования является правопреемником Департамента лесного хозяйства Самарской области; договор аренды лесного участка был заключен в полном соответствии с нормами действующего законодательства; спорный участок является лесным участком.
Представитель заинтересованного лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области Пигарева А.В. суду пояснила, что при ведении кадастрового учета орган кадастрового учета не наделен полномочиями по правовой экспертизе документов; разрешение заявления оставляет на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ст. 254 ГПК РФ подлежит удовлетворению в том случае, если судом будет установлено, что оспариваемое решение, действие (бездействие) государственного органа, должностного лица, служащего не соответствует требованиям закона.
Судом установлено, что на основании решения комиссии департамента лесного хозяйства Самарской области по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ от 02.06.2008г. Департамент лесного хозяйства Самарской области и ЧелноковЮ.В. заключили договор аренды лесного участка № от дд.мм.г
Сообщением от 19.08.2010г. заявителю было отказано в проведении государственной регистрации договора аренды земельного участка в связи с тем, что из представленных на государственную регистрацию документов не представляется возможным определить категорию земельного участка.
Суд полагает отказ государственного регистратора в проведении государственной регистрации права аренды обоснованным.
В соответствии с п.2 ст. 16 и п.1 ст. 18 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно п.1 ст. 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был представлен договор аренды лесного участка от дд.мм.г №, относящегося к категории - земли лесного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный с Департаментом лесного хозяйства Самарской области.
В государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок было отказано на том основании, что из представленных на государственную регистрацию документов не представляется возможным однозначно определить категорию и местонахождение земельного участка заявленного на государственную регистрацию.
Из представленного на государственную регистрацию кадастрового паспорта земельного участка от дд.мм.г №, выданного Управлением Росреестра по Самарской области, следует, что объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер № относится к категории земель лесного фонда, с разрешенным использованием: для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Самарской области от 03.05.2001г. № 30 кадастровый номер 63:01 присвоен кадастровому району - г. Самара, следовательно, категория земельного участка, расположенного по указанному адресу, - земли населенных пунктов, на которых расположен лес (по Лесному Кодексу РФ 1997г. "городские леса"), а не земли лесного фонда.
Таким образом, выявленное противоречие относительно категории земельного участка обуславливает неопределенность относительного того органа власти, который является полномочным на предоставление в аренду заявленного на регистрацию объекта, что не позволило государственному регистратору провести государственную регистрацию договора аренды.
Согласно ст. 7 Лесного кодека РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 72 ЛК РФ.
В силу п. 1 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Таким образом, Лесной Кодекс РФ предусматривает возможность расположения лесных участков на землях иных категорий, кроме земель лесного фонда.
В соответствии с п. 3 ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Иные, помимо названных в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, категории земель законодательством не могут быть предусмотрены, за исключением случая внесения соответствующих изменений в указанную статью При этом каждый конкретный земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.
Согласно п. 2 ст. 83 ЗК РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.ные, помимо названных в п. и объектов;
матики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и з
В соответствии с п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Таким образом, суд полагает, что расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда.
Судом при рассмотрении дела установлено и материалами гражданского дела подтверждается, что спорный лесной участок, входящий в состав Самарского лесничества, расположен в границах муниципального образования «Городской округ Самара» (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет в соответствии сост. 83 ЗК РФ отнести его к землям населенных пунктов.
Кроме того, суд учитывает, что Постановлением Одиннадцатого апелляционного суда от дд.мм.г по делу № № действия Департамента лесного хозяйства Самарской области по изготовлению планов лесных участков, расположенных в том числе <адрес> признаны незаконными, Департамент лесного хозяйства обязан исключить из государственного лесного реестра запись о лесном участке по указанному адресу и прекращены разделы в ЕГРП, открытые, в том числе на указанный участок. Таким образом, указанным судебным постановлением, вступившим в законную силу, установлена незаконность отнесения земельного участка, государственная регистрация договора аренды которого является предметом спора, к землям лесного фонда.
В соответствии с п.2 ст. 8 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006г. №200-ФЗ формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О введении в действие Лесного Кодекса РФ» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п.2 ст.5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005г. №94-ГД «О земле» Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городской черте Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п.2.1. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не вязанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. №74, полномочия по предоставлению в собственность и в аренду земельных участков осуществляются Министерством имущественных отношений Самарской области.
Таким образом, государственным регистратором в сообщении об отказе в проведении государственной регистрации договора аренды обоснованно указано на отсутствие полномочий у Департамента лесного хозяйства по сдаче в аренду объекта недвижимости, расположенного на территории городского округа Самара.
С учетом вышеизложенного, суд полагает отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды, заключенного между заявителем и Департаментом лесного хозяйства Самарской области, основанным на законе, поскольку представленные на регистрацию документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 245-247, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Челнокова Ю.В. о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней.
Судья Е. В. Антонова
Мотивированное решение изготовлено дд.мм.г