решение вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Самара

Самарский районный суд г.Самары в составе судьи АнтоновойЕ.В.,

с участием представителя истца – прокуратуры Самарского района г. Самары Маниной Е.Е.,

представителя ответчика Администрации городского округа Самара – Жданович А.С., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Департамента образования Администрации городского округа Самара – Ботанова А.А., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика МОУ СОШ №15 <адрес> - Павловой И.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре БекетовойГ.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Самарского района города Самары в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению средняя образовательная школа №15 городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департаменту образования Администрации городского округа Самара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Самарского района г.Самары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МОУ СОШ №15 городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департаменту образования Администрации городского округа Самара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

Прокурор указал, что прокуратурой Самарского района г.Самары проверено соблюдение МОУ СОШ №15 по адресу: <адрес> законодательства об образовании. Проведенной проверкой выявлены нарушения требований Конституции РФ, ФЗ №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313, Закона РФ «Об образовании», а именно:

- батареи отопления расположены на высоте менее 2,2 м от уровня пола (запасная лестничная клетка 1 этаж), чем нарушен 1ТПБ01-03 п. 3; СНиП 21-01-97*, п.6.32*)

- отсутствуют план-схемы эвакуации людей в случае возникновения пожара -(Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, п. 16; ГОСТ Р 12.2.143-2002)

- высота второго эвакуационного выхода из помещения столовой в свету не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 19м) (Нарушение-ППБ 01-03 п. 3,СНиП 21-01-97* п. 6.16)

- отсутствуют двери, отделяющие запасную лестничную клетку от общего, коридора (2 этаж правое крыло); (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97*п. 6.18*).

-на путях эвакуации для отделки стен (основная лестничная клетка) допускается -фименение материала (масляная краска) с более высокой пожарной опасностью, чем: П, В1, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах.; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; п.53 СНиП 21-01-97* 25*)

- на путях эвакуации для отделки стен (коридор ведущий в актовый зал) допускаете; применение материала (обои) с более высокой пожарной опасностью, чем: Г2, В2, ДЗ, Т: или 33, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков общих коридорах, холлах и фойе.; (Нарушение: ППБ 01-03 п.З; п.53 СНиП 21-01-97* п.6.25*)

- отсутствует дверь эвакуационного выхода из коридора, отделяющая лестничную клетку от общего коридора; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п.6.18*)

- ширина запасного эвакуационного выхода из актового акта не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 1,2 м), Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.16)

-высота ступеней лестницы запасного эвакуационного выхода из актового зала более 22 l : (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.30*) –уклонлестницы на путях эвакуации атасного эвакуационного выхода из актового зала более, чем 1:1.; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.30*)

- на путях эвакуации (запасной эвакуационный выход из актового зала) в пределах марша лестницы и лестничной клетки допускается устройство ступеней различной высоты; Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.28*)

- высота запасного эвакуационного выхода лестничной клетки из помещений актового зала в свету не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности менее 1,9 метра).; (Нарушение: ППБ 01-03 п.З СНиП 21-01-97* п. 6.16 )

-ширина запасного эвакуационного выхода из запасной лестничной клетки из актового зала не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности менее 1,2 м (выход во двор).; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.16)

- отсутствует ограждение с перилами на лестнице запасного эвакуационного выхода крыльцо).; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.28*)

- Ширина лестничной площадки (между 2-м и 3-м этажом) запасной лестничной клетки менее ширины марша лестницы, (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП21-01-97* п.6.31*)

- высота горизонтального участка пути эвакуации в столовой в свету менее 2 метров. (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.27)

- отсутствует ограждение с перилами на лестнице запасного эвакуационного выхода (выход из столовой); (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.28*)

- отсутствует ограждение с перилами на лестничной клетке запасного эвакуационного выхода (лит. АА1).; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.28*)

- высота эвакуационного выхода из коридора (библиотеки) 1-го этажа в лестничную клетку в свету не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 1,9 м). (Нарушение: ППБ 01-" 03 п. 3,СНиП 21-01-97* п. 6.16 )

- в полу на путях эвакуации на первом этаже (коридор, коридор в библиотеку) пандусы выполнены с уклоном более чем 1:6.; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.28*)

- отсутствуют проезды для пожарных подразделений в центральный двор учебного заведения для возможности эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара (имеющаяся арка не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности - менее 3,5м.); (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п.4.1 ;8.1;8.2;СНиП 2.07.01-89* прил.1)

- дверь выхода в чердачное помещение выполнена не противопожарной (сертифицированный) (не 2-го типа с размерами не менее 0,75х 1,5 м) (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, ППБ 01-03 п.З; СНиП 21-01-97* п.8.4*; СНиП 2.08.02-89* п. 1.82)

- зазор между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей менее 75 мм (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п.8.9),

- металлический лестничный марш, ведущий в подвальное помещение не доведен до требуемого предела огнестойкости (Нарушение: ППБ 01-03 п. СНиП 21-01-97* п.5.18; п.6.25*)

- в подвальном помещении имеются нарушения огнезащитного покрытия (штукатурки, обмазки) Нарушение: ППБ 01-03 п. 36)

- не доведены до требуемого предела огнестойкости металлические балки междуэтажного перекрытия (подвального помещения) (Нарушение:-ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п.5.18)

- в здании имеются пустотные деревянные перегородки и перекрытия, способствующие быстрому распространению пожара; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п.7.8),

- в подвальном помещении отсутствуют два окна с приямками шириной 0,9 м и высотой.: (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, п 44, ППБ 101-89 п.2.1.20)

- пожарные шкафы пожарных кранов не сертифицированы в области пожарной опасности (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, Приказ МЧС РФ № 320 от 08.07.2002 г. п. 1.3.5, 141.3.7,1.3.8,1.3.9

В здании, расположенном по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- высота запасного эвакуационного выхода из помещений второго этажа в свету не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 1,9 м.) нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-. 01-97* п. 6.16)

-ширина запасных эвакуационных выходов из помещений второго этажа не соответствует г: званиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 1,2 м.); (Нарушение :~5 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.16).

-высота горизонтального участка пути эвакуации в коридоре второго этажа в свету не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 2 м.) нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.27)

- высота запасного эвакуационного выхода из помещения спортивного зала не ответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 1,9 м.); Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.27)

. - ширина запасного эвакуационного выхода из помещения столовой не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 1,2 м.); (Нарушение "ПБ01-03 п. 3,СНиП21-01-97*п. 6.16)

-число ступеней центральной лестницы основного эвакуационного выхода и запасного эвакуационного выхода составляет более 18; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02 - 89* п. 1.90),

- помещения школы не отделены от помещений жилой части дома противопожарных перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, (помещения не изолирован; от жилой части здания, имеют общий вход выход); (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 31-С 2003 7.1.12, п. 7.2.15).

- в здании имеются пустотные деревянные перегородки и перекрытия, способствующая скрытому распространению пожара; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п.7.8),

- не доведены до требуемого предела огнестойкости металлические косоуры лестничной марша, ведущего в спортивный зал; (Нарушение: ППБ 01-03. п. 3; СНиП 21-01-97* п.5.18).

В силу ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья мучающихся, воспитанников. Система противопожарной защиты зданий школы № 15, являющихся муниципальной собственностью, не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности, как для самого здания, так и для находящихся в нем воспитанников, педагогов, лиц, случайно оказавшихся в детском саду, а также поблизости. Источником формирования финансовых ресурсов МОУ СОШ №15 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары № 294 от 10.07.06, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится:

1) обеспечение составления проекта бюджета городского округа представление документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета;

2) подготовка предложений по внесению изменений в решение о бюджете городского округа.

Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации городского округа Самара.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара. Решение вопросов местного значения в соответствии со ст. 25 Устава относится к компетенции администрации г.о. Самара.

Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п.l 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара № 707 от 26.03.09, является «отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений. Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О техническом регулировании», и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера. Выявленные в МОУ СОШ №15 нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности зданий школы является объектом постоянного контроля ОГПН района, в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить школе средства на устранение нарушений пожарной безопасности. Без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ №15 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.

С учетом уточнений истец просил суд признать бездействие администрации городского округа Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара в части непринятия мер к устранению нарушений пожарной безопасности в МОУ СОШ №15 по адресу: <адрес>, незаконным, обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МОУ СОШ №15 в здании по <адрес> выполнить следующие виды работ: расположить батареи отопления на высоте менее 2,2 м. от уровня пола (запасная лестничная клетка 1 этаж); выполнить высоту ступеней лестницы запасного эвакуационного выхода из актового зала не более 22 см.; выполнить уклон лестницы на путях эвакуации запасного эвакуационного выхода из актового зала не более, чем 1:1.; на путях эвакуации (запасной эвакуационный выход из актового зала) в пределах марша лестницы и лестничной клетки не допускать устройство ступеней различной высоты; выполнить ширину лестничной площадки (между 2-м и 3-м этажом) запасной лестничной клетки не менее ширины марша лестницы; выполнить ограждение с перилами на лестничной клетке запасного эвакуационного выхода (лит. АА1); установить проезды для пожарных подразделений в центральный двор учебного заведения для возможности эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара (имеющаяся арка не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности - менее 3,5м.); выполнить зазор между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей менее 75 мм; металлический лестничный марш, ведущий в подвальное помещение довести до требуемого предела огнестойкости.

в здании, расположенном по адресу: <адрес>: высоту запасного эвакуационного выхода из помещений второго этажа в свету выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (не менее 1,9 м.); ширину запасных эвакуационных выходов из помещений второго этажа привести в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (не менее 1,2 м.); высоту горизонтального участка пути эвакуации в коридоре второго этажа в свету выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (не менее 2 м.); высоту запасного эвакуационного выхода из помещения спортивного зала выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (не менее 1,9 м.); ширину запасного эвакуационного выхода из помещения столовой выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (не менее 1,2 м.); выполнить число ступеней центральной лестницы основного эвакуационного выхода и запасного эвакуационного выхода не более 18; помещения школы не отделены от помещений жилой части дома противопожарных перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, довести до требуемого предела огнестойкости металлические косоуры лестничной марша, ведущего в спортивный зал.

В судебном заседании представитель прокуратуры поддержала заявленные требования, просила суд удовлетворить заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель Администрации городского округа Самара иск не признала по тем основаниям, что устранение нарушений законодательства в области пожарной безопасности не относится к полномочиям органа местного самоуправления; меры по обеспечению пожарной безопасности предпринимаются, расходование бюджетных средств осуществляется в рамках установленных лимитов, предусмотренных бюджетным законодательством, главным распорядителем средств бюджета является Департамент образования г.о. Самара. Просит в иске отказать.

Представитель Департамента образования Администрации городского округа иск не признал на том основании, что в компетенцию Департамента образования Администрации г.о. Самара не входит проведение организационно-хозяйственных мероприятий в МОУ СОШ №15, указал, что все требования прокурора касаются изменений строительных конструкций здания, а проведение реконструкции зданий образовательных учреждений не входит в компетенцию Департамента образования, внеплановые проверки в школе не проводились. Все маленькие дети переведены в школу №125, обещали закрыть школу на реконструкцию. В соответствии с независимой оценкой пожарного риска здание школы на <адрес>, в котором ведется учебный процесс, соответствует требованиям пожарной безопасности.

Представителя ответчика МОУ СОШ №15 <адрес> в судебном заседании заявленные требования не поддержала, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 37,38 Федерального Закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации, учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья мучающихся, воспитанников.

Система противопожарной защиты здания МОУ СОШ №15 <адрес>, являющегося муниципальной собственностью, не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности.

Проведенной прокуратурой самарского района г. Самары проверкой установлены нарушения требований пожарной безопасности в здании школы по адресу: <адрес>:

- батареи отопления расположены на высоте менее 2,2 м от уровня пола (запасная лестничная клетка 1 этаж), чем нарушен 1ТПБ01-03 п. 3; СНиП 21-01-97*, п.6.32*);

- высота ступеней лестницы запасного эвакуационного выхода из актового зала более 22 см.; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.30*)

-уклон лестницы на путях эвакуации запасного эвакуационного выхода из актового зала более, чем 1:1.; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.30*)

- на путях эвакуации (запасной эвакуационный выход из актового зала) в пределах марша лестницы и лестничной клетки допускается устройство ступеней различной высоты; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.28*)

- высота запасного эвакуационного выхода лестничной клетки из помещений актового зала в свету не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 1,9 метра).; (Нарушение: ППБ 01-03 п.З СНиП 21-01-97* п. 6.16)

- ширина лестничной площадки (между 2-м и 3-м этажом) запасной лестничной клетки менее ширины марша лестницы, (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиГО 1-01-97* п.6.31*)

- отсутствует ограждение с перилами на лестничной клетке запасного эвакуационного выхода (лит. АА1).; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.28*)

- отсутствуют проезды для пожарных подразделений в центральный двор учебного заведения для возможности эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара (имеющаяся арка не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности - менее 3,5м.); (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п.4.1 ;8.1;8.2;СНиП 2.07.01-89* прил.1)

- зазор между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей менее 75 мм (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п.8.9),

- металлический лестничный марш, ведущий в подвальное помещение не доведен до требуемого предела огнестойкости (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п.5.18; таблица 4; п.6.25*).

В здании школы по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- высота запасного эвакуационного выхода из помещений второго этажа в свету не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 1,9 м.) (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-. 01-97* п. 6.16)

- ширина запасных эвакуационных выходов из помещений второго этажа не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 1,2 м.); (Нарушение ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.16).

-высота горизонтального участка пути эвакуации в коридоре второго этажа в свету не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 2 м.) (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.27)

- высота запасного эвакуационного выхода из помещения спортивного зала не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 1,9 м.); (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.6.27)

-ширина запасного эвакуационного выхода из помещения столовой не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (менее 1,2 м.); (Нарушение ППБ01-03 п. 3,СНиП21-01-97*п. 6.16)

- число ступеней центральной лестницы основного эвакуационного выхода и запасного эвакуационного выхода составляет более 18; (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02 - 89* п. 1.90),

- помещения школы не отделены от помещений жилой части дома
противопожарных перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, помещения не изолирован; от жилой части здания, имеют общий вход выход); (Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 31-С 2003 7.1.12, п. 7.2.15).

- не доведены до требуемого предела огнестойкости металлические косоуры
лестничной марша, ведущего в спортивный зал; (Нарушение: ППБ 01-03. п. 3; СНиП 21- 01-97* п.5.18).

Постановлением <...> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением в зданиях школы № 15 требований пожарной безопасности деятельность школы № 15 приостанавливалась на 30 суток.

Ответчиками были предприняты меры по устранению нарушений закона, однако, при проведении прокурорской проверки было установлено, что часть нарушений, указанных выше, не устранены.

Свидетель М. – <...> суду пояснил, что в здании на <адрес> ни одно нарушение не устранено, в здании на <адрес> из 40 нарушений устранено 20, в том числе одно из тех, которые были выявлены в ходе прокурорской проверки – высота запасного эвакуационного выхода лестничной клетки из помещений актового зала в свету выполнена в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Таким образом, в отношении иных нарушений требований пожарной безопасности ответчики бездействуют. Для устранения данных нарушений необходимы значительные денежные средства, а также выбор альтернативных вариантов с учетом особенностей размещения помещений, однако, ответчики не предпринимают никаких мер к разрешению указанных вопросов.

Доводы представителей администрации г.о. Самара и Департамента об образовании г.о. Самара в части отсутствия у них полномочий на проведение организационно-хозяйственных мероприятий и отсутствие бездействия несостоятельны.

Источником формирования финансовых ресурсов МОУ СОШ №15 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары № 294 от 10.07.06, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится обеспечение составления бюджета городского округа Самара, предоставление документов и материалов, составляемых одновременно с проектом; подготовка предложений по внесению изменений в решение о бюджете городского округа Самара.

Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации городского округа Самара.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара. Решение вопросов местного значения в соответствии со ст. 25 Устава относится к компетенции администрации г.о. Самара.

На основании п. 3.9 Положения о Департаменте образования администрации города Самары, утвержденного постановлением Главы города Самара от 20.02.2004г. №33, Департамент образования учреждает, реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные учреждения, а также иные организации муниципальной системы образования от имени муниципального образования города Самара, утверждает их учредительные документы, изменения и дополнения в них. Согласно п. 3.16 названного Положения в функции Департамента входят также прогноз потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений и иных организаций муниципальной системы образования.

Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п.l 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара № 707 от 26.03.09, является «отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О техническом регулировании», и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.

С учетом устранения ответчиками нарушения, указанного свидетелем М., и отказом прокурора от иска в указанной части (высоту запасного эвакуационного выхода лестничной клетки из помещений актового зала в свету выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности ( не менее 1,9 метра), иск подлежит удовлетворению в остальной части требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Самарского района города Самары в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ №15 городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департаменту образования Администрации городского округа Самара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности удовлетворить полностью.

Признать бездействие администрации городского округа Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара в части непринятия мер к устранению нарушений пожарной безопасности в МОУ СОШ №15 незаконным.

Обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МОУ СОШ №15 по <адрес> провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания школы в соответствие с действующим законодательством:

расположить батареи отопления на высоте менее 2,2 м. от уровня пола (запасная лестничная клетка 1 этаж); выполнить высоту ступеней лестницы запасного эвакуационного выхода из актового зала не более 22 см.; выполнить уклон лестницы на путях эвакуации запасного эвакуационного выхода из актового зала не более, чем 1:1.; на путях эвакуации (запасной эвакуационный выход из актового зала) в пределах марша лестницы и лестничной клетки не допускать устройство ступеней различной высоты; выполнить ширину лестничной площадки (между 2-м и 3-м этажом) запасной лестничной клетки не менее ширины марша лестницы; выполнить ограждение с перилами на лестничной клетке запасного эвакуационного выхода (лит. АА1); установить проезды для пожарных подразделений в центральный двор учебного заведения для возможности эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара (имеющаяся арка не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности - менее 3,5м.); выполнить зазор между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей менее 75 мм; металлический лестничный марш, ведущий в подвальное помещение довести до требуемого предела огнестойкости.

Обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МОУ СОШ №15 по <адрес> провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания школы в соответствие с действующим законодательством:

высоту запасного эвакуационного выхода из помещений второго этажа в свету выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (не менее 1,9 м.); ширину запасных эвакуационных выходов из помещений второго этажа привести в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (не менее 1,2 м.); высоту горизонтального участка пути эвакуации в коридоре второго этажа в свету выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (не менее 2 м.); высоту запасного эвакуационного выхода из помещения спортивного зала выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (не менее 1,9 м.); ширину запасного эвакуационного выхода из помещения столовой выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (не менее 1,2 м.); выполнить число ступеней центральной лестницы основного эвакуационного выхода и запасного эвакуационного выхода не более 18; помещения школы не отделены от помещений жилой части дома противопожарных перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, довести до требуемого предела огнестойкости металлические косоуры лестничной марша, ведущего в спортивный зал.

В части требования о приведении в соответствии с законодательством высоты запасного эвакуационного выхода лестничной клетки из помещений актового зала в здании школы на <адрес> производство по делу прекратить в связи с отказом истца от иска в данной части.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е. В. Антонова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.