Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г.Самары в составе судьи Кривицкой О.Г., при секретаре Мантровой С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Прокурора Самарской области об обжаловании бездействия Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области (ГУФСИН России по Самарской области) и Федерального бюджетного учреждения следственный изолятор №5 (ФБУ ИЗ-63/5) ГУФСИН России по Самарской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением об обжаловании бездействия ГУФСИН России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области, в обосновании своих требований указал, что Приказом Министра юстиции РФ № 188 от 13.10.2005 на свободных площадях учреждения УР-65/29 создан следственный изолятор № 5 с условным наименованием ИЗ-63/5 и установлен лимит наполнения 164 места.
Согласно п. 1.1, 1.3 «Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ», утвержденного приказом Министерства юстиции РФ № 20 от 25.01.1999, следственный изолятор уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации предназначен для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.
Правовую основу деятельности следственного изолятора составляют:
Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституция или устав, а также иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, территориального органа уголовно-исполнительной системы и настоящее Положение.
В ходе неоднократных проверок прокуратуры области ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области выявляются нарушения правовых норм в части оборудования в указанном учреждении медицинской части для оказания необходимой медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым. По данному факту начальнику ГУФСИН России по Самарской области 09.06.2010 вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона, однако действенных мер по их устранению до настоящего времени не принято.
Согласно ответу начальника ГУФСИН России по Самарской области № 64/17-1483 от 11.08.2010, нарушение действующего законодательства РФ в сфере охраны здоровья граждан имеет место, т.к. в штатном расписании ФБУ ИЗ-63/5 не предусмотрена медицинская служба. Медицинское обеспечение ФБУ ИЗ-63/5 осуществляется медико-санитарной частью ФБУ ИК-29, которая имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Вместе с тем, штат медсанчасти ФБУ ИК-29 укомплектован на 78 %. Указанная штатная численность и состав сотрудников медицинской части ФБУ ИК-29 не соответствует требованиям Приказа № 154 даже без учета потребностей ФБУ ИЗ-63/5. Согласно ответу начальника ГУФСИН России по Самарской области № 64/1-1198 от 01.07.2010 ГУФСИН России по Самарской области не имеет возможности ввести в штатное расписание МСЧ ИК-29 дополнительные ставки медицинских работников.
В соответствии с п.п.3 п. 13 раздела 4 Положения о ГУФСИН России по Самарской области, утвержденного приказом ФСИН России от 15.03.2005 № 113, начальник Главного управления имеет право утверждать положения о структурных подразделениях аппарата Главного управления, а также структуру и штатные расписания учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений в соответствии с примерными структурами и штатами, установленными ФСИН России.
Приказами начальника ГУФСИН России по Самарской области «Об организационно-штатных вопросах» от 30.05.2006 № 209, от 02.06.2006 № 210, от 24.10.2006 № 406, от 13.03.2007 № 114, от 20.04.2007 № 179, от 18.05.2007 № 203, от 22.06.2007 № 254, от 14.11.2007 № 450 утверждено штатное расписание ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области, вместе с тем в нарушение п.п. 1.5, 2.5 Приказа №154, п. 129 ПВР СИ медицинская часть в СИЗО не создана, медицинские сотрудники в штат учреждение не зачислены.
Таким образом, бездействие начальника ГУФСИН России по Самарской области в части организации МСЧ в ФБУ ИЗ-63/5 нарушает законные права лиц, содержащихся под стражей в указанном учреждении, на оказание им необходимой и квалифицированной медицинской помощи, а кроме того, нарушает полноценное функционирование работы медицинской части ФБУ ИК-29.
Несмотря на акты прокурорского реагирования, допускаемые нарушения начальником ГУФСИН России по Самарской области до настоящего времени не устранены.
Бездействие начальника ГУФСИН России по Самарской области по устранению выявленных прокуратурой области недостатков нарушает права лиц, содержащихся под стражей в ФБУ ИЗ-63/5, на оказание необходимой медицинской помощи.
На основании изложенного Прокурор Самарской области просил суд признать незаконным бездействие Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области по выполнению требований ст.24 Федерального закона №103-Ф3 от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. 126 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов», утвержденных приказом Минюста РФ №189 от 14.10.2005, п. 13 совместного приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ № 640/190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказания в местах лишения свободы и заключенным под стражу», в части создания в ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области медицинской части (здравпункта) со стационаром для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым.
Обязать ГУФСИН России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области создать в ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области медицинскую часть (здравпункт) со стационаром для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым.
В судебном заседании представитель заявителя Ишутин А.В. действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить их.
Представитель заинтересованного лица ГУФСИН России по Самарской области Сураева Е.В., действующая на основании доверенности, не признала требования заявления, предоставив суду отзыв на заявление, в котором просила суд отказать в его удовлетворении.
Представитель ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области Яковенко не признал заявленные требования и просил суд отказать в их удовлетворении.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает удовлетворить заявление по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены из права и свободы.
Судом установлено, что основными функциями и задачами администрации СИЗО в силу п.п.2.4 и 3.11 Положения является обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и нормами, установленными законодательством Российской Федерации.
Однако в ходе неоднократных проверок прокуратуры области ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области выявляются нарушения в части оборудования в указанном учреждении медицинской части для оказания необходимой медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым.
По данному факту начальнику ГУФСИН России по Самарской области 09.06.2010 вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона, однако действенных мер по их устранению до настоящего времени не принято.
Согласно ответу начальника ГУФСИН России по Самарской области № 64/17-1483 от 11.08.2010, нарушение действующего законодательства РФ в сфере охраны здоровья граждан имеет место, т.к. в штатном расписании ФБУ ИЗ-63/5 не предусмотрена медицинская служба. Медицинское обеспечение ФБУ ИЗ-63/5 осуществляется медико-санитарной частью ФБУ ИК-29, которая имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Вместе с тем, штат медсанчасти ФБУ ИК-29 укомплектован на 78 %. Указанная штатная численность и состав сотрудников медицинской части ФБУ ИК-29 не соответствует требованиям Приказа № 154 даже без учета потребностей ФБУ ИЗ-63/5.
Согласно ответу начальника ГУФСИН России по Самарской области № 64/1-1198 от 01.07.2010 ГУФСИН России по Самарской области не имеет возможности ввести в штатное расписание МСЧ ИК-29 дополнительные ставки медицинских работников.
Суд считает, что наличие здравпункта с определенной штатной численностью медицинского персонала в ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области непосредственно предусмотрено нормативными актами.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона №103-Ф3 от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 126 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов», утвержденных приказом Минюста РФ №189 от 14.10.2005, а также п. 13 совместного приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ № 640/190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказания в местах лишения свободы и заключенным под стражу», для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым в следственных изоляторах организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением следственного изолятора.
Согласно ст.ст.12, 29 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.07.1993, в государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Лица, заключенные под стражу, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов. Порядок организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В силу п.п.14-17 Приказа № 640/190, основными принципами и задачами деятельности медицинской части следственного изолятора является гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в СИЗО; оказание неотложной медицинской помощи; оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи; организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризации; организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; гигиеническое обучение и пропаганда здорового образа жизни.
Амбулатория медицинской части предназначена для оказания амбулаторной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждении. В состав амбулатории входят кабинеты начальника медицинской части, врачебного приема (терапевта, фтизиатра, психиатра, психиатра-нарколога, стоматолога и другие кабинеты), доврачебного приема (фельдшера, медсестры), физиотерапевтический, процедурный, вспомогательные диагностические, в т.ч. функциональной диагностики, рентгенологический, флюорографический. В амбулатории выделяются и оборудуются помещения для лаборатории, перевязочных, для хранения лекарств, для ожидания приема.
Согласно п. 1.1 Приказа Директора ФСИН России № 154 от 17.03.2008 «Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний», в медицинских частях (здравпунктах) следственных изоляторов с лимитом наполнения менее 471 человека вводятся 3 должности врачей, в том числе 1 должность врача-психиатра (психотерапевта) и 0,5 должности врача-стоматолога (зубного врача).
Лимит наполнения ФБУ ИЗ-63/5 согласно приказу Минюста РФ № 111 от 23.05.2008 составляет 164 человек.
Согласно п.2.4, 3.1 Приказа № 154 для обслуживания стационаров (изоляторов) медицинских частей СИЗО организуется круглосуточный пост, дополнительно вводятся 4,5 должности медицинских сестер и, при наличии, до 20 коек - 1 должность санитарки. Должность заведующего аптекой вводится в каждом учреждении.
Доводы представителей заинтересованного лица о том, что в настоящее время решается вопрос о реорганизации СИЗО № 5, изменения его статуса как следственного изолятора, в связи с чем отпадет необходимость в исполнении указанных требований прокуратуры и создании здравпункта, правового значения для разрешения спора не имеют.
На данный момент учреждение СИЗО № 5 функционирует как следственный изолятор, поэтому в отношении него должны быть соблюдены требования закона об оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в нем.
Ссылка на отсутствие должного финансирования, необходимого для выполнения указанных требований закона, также не является основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора.
Доводы об оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в следственном изоляторе, средствами больницы, обслуживающей колонию, также не являются основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку наличие такой ситуации не освобождает должностных лиц от исполнения требований закона.
Таким образом, суд считает, что деятельность ГУФСИН России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области без наличия здравпункта противоречит требованиям закона, и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – подследственных содержащих в данном учреждении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Прокурора Самарской области об обжаловании бездействия ГУФСИН России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области по выполнению требований ст. 24 Федерального закона №103-Ф3 от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. 126 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов», утвержденных приказом Минюста РФ №189 от 14.10.2005, п. 13 совместного приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ № 640/190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказания в местах лишения свободы и заключенным под стражу», в части создания в ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области медицинской части (здравпункта) со стационаром для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым.
Обязать ГУФСИН России по Самарской области и ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области создать в ФБУ ИЗ-63/5 ГУФСИН России по Самарской области медицинскую часть (здравпункт) со стационаром для организации медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья О.Г. Кривицкая
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.