решение вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Саломатина А.А.,

при секретаре Никоновой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Куимова Б.В. к Военному комиссариату Самарской области о взыскании суммы невыплаченной пенсии,

у с т а н о в и л:

Куимов Б.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Самарской области о взыскании суммы невыплаченной пенсии, в обоснование заявленных требований указав, что проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и РФ и уволен в запас в звании подполковника ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время истец является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию через Военный комиссариат Самарской области. Приказом начальника СВВАУЛ от ДД.ММ.ГГГГ № истец был назначен на летную должность <данные изъяты> После увольнения с военной службы истцу ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчислялась пенсия из увеличенного должностного оклада с учетом присвоенной истцу классной квалификации <данные изъяты> однако, с ДД.ММ.ГГГГ ранее назначенная истцу пенсия ответчиком самостоятельно была уменьшена и впоследствии назначалась без учета надбавки за классную квалификацию.

Истец полагал, что ответчиком нарушен исчисления пенсии, поскольку Военный комиссариат Самарской области существенно и произвольно уменьшил размер подлежащей выплаты суммы. Так, истец полагал, что размер денежного довольствия для определения доплаты должен учитываться без каких-либо исключений по состоянию на день перерасчета. Истец считал, что сумма недоплаты должна быть определена путем определения разницы между уточненной и прежней пенсией.

Истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу сумму невыплаченной пенсии в размере 350413,05 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, а также расходы на оформление доверенности в размере 520 рублей.

В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности, требования поддержал, суду пояснил, что после назначения пенсии ответчик не вправе самостоятельно ее снижать, поскольку при назначении пенсии, было учтено что должность истца являлась летной, в связи с чем, ему полагалась надбавка за классность. Также представитель истца пояснил суду, что доплата пенсии должна быть произведена исходя из денежного довольствия на день расчета, без разбивки по периодам.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, полагая их не основанными на законе. Также суду пояснил, что изначально истцу пенсия была назначена в большем размере, но ДД.ММ.ГГГГ. Военным комиссариатом Самарской области ранее назначенная пенсия истцу была снижена.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и РФ и уволен в запас в звании подполковника ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время истец является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию через Военный комиссариат Самарской области. Приказом начальника СВВАУЛ от ДД.ММ.ГГГГ № истец был назначен на летную должность <данные изъяты> После увольнения с военной службы истцу ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчислялась пенсия из увеличенного должностного оклада с учетом присвоенной истцу классной квалификации <данные изъяты> однако, с ДД.ММ.ГГГГ ранее назначенная истцу пенсия ответчиком самостоятельно была уменьшена и впоследствии назначалась без учета надбавки за классную квалификацию. Факт назначения пенсии истцу с учетом надбавки за классную квалификацию, а также дальнейшее самостоятельное снижение размера уже назначенной и выплачиваемой пенсии органом, осуществляющим пенсионное обеспечение военнослужащего, подтверждается материалами пенсионного дела истца, которое обозревалось судом при рассмотрении дела, а также не оспаривался представителем ответчика в судебном заседании.

Суд полагает не основанными на законе действия ответчика по снижению ранее назначенной и выплачиваемой истцу пенсии по следующим основаниям.

Так, статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, при этом - государственные пенсии и социальные пособия в Российской Федерации устанавливаются Законом.

В отношении истца таким законом в настоящее время является Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в соответствии с которым ему выплачивается военным комиссариатом Самарской области пенсия за выслугу лет.

На основании статьи 43 Закона пенсия истцу, исчисляется из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Во исполнение указанного закона Советом Министров – Правительством Российской Федерации было принято постановление от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Пунктом 8 Постановления установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.

Пунктом 9 Постановления, установлено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий необходимо включать:

а) уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.

С 2000 года совершенствование денежного довольствия военнослужащих летного состава осуществляется путем установления им при наличии классной квалификации повышенных за эту квалификацию должностных окладов. Правительством РФ было принято 23 мая 2000 г. постановление № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации», которым утверждено «Положение» об определении квалификации летного состава государственной авиации.

В соответствии с пунктом 5 Положения военнослужащим, проходящим государственную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, оклады по воинской (занимаемой, штатной) должности увеличиваются за счет средств, выделяемых на содержание заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в следующем размере:

с 29 мая 2000 г. по 31 декабря 2005 г.

а)летчикам (штурманам) первого класса, летчикам(штурманам)-инструкторам первого класса - на 30 процентов;

с 1 января 2006 г., на основании постановления Правительства РФ от 22 декабря 2005г. №796,

а)летчикам (штурманам) первого класса, летчикам (штурманам)-инструкторам первого класса - на 45 процентов;

Суд полагает установленным и доказанным факт прохождения истцом службы на летной должности, дающей право на получение надбавки за классную квалификацию, поскольку данное обстоятельство подтверждается, в том числе, письмом начальника СВВАУЛ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4). Кроме того, суд считает, что ранее назначенная пенсионеру пенсия, не может быть снижена самостоятельна органом пенсионного обеспечения, в связи с чем, действия Военного комиссариата Самарской области по снижению пенсии истцу не основаны на законе.

Между тем, суд полагает необоснованными доводы истца о необходимости производства перерасчета пенсии истцу с учетом должностного оклада без каких-либо исключений по состоянию на день перерасчета, поскольку данные доводы основаны на неправильном толковании норм права.

Так, вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ определены конкретные даты применения установленных нормы увеличения летному составу окладов по воинским должностям, имеющим классную квалификацию, и не определен иной порядок увеличения должностных окладов военнослужащим, имеющим право на указанное повышение до 1 января 2006 г. и не получавших до указанной даты, в том числе и независящим от военнослужащих причинам, увеличенные должностные оклады.

Во исполнение указанного постановления Правительства РФ в Министерстве обороны РФ изданы приказы: от 27 июля 2000 г. № 394 (утративший силу с выходом приказа МО РФ от 12 июля 2007 г. № 288) и от 12 июля 2007 г. № 288 «О мерах совершенствования работы по определению квалификации летного состава государственной авиации»

Суд полагает не основанными на законе доводы истца о необходимости при исчислении доплаты пенсии применить норму увеличения должностного оклада за классность на 45% за период указанный в исковом заявлении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как данная норма установлена только с 1 января 2006 года постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ №, является дополнительной выплатой и не определяет штатно-должностной оклад военнослужащего. Указанное увеличение должностного оклада по своей правовой природе не является индексацией денежного довольствия. Данная правовая норма определена ст. 4 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 г. № 796 не предусмотрено распространение установленных постановлением норм увеличение окладов лицам, имеющим летную квалификацию на правоотношения, возникшие до 1 января 2006 года, в связи с чем, суд полагает, что у ответчика отсутствовало право при производстве перерасчет пенсии истца применить норму об увеличении должностного оклада за классность на 45% с 29.05.2000г., так как данный размер надбавки – 45% был установлен лишь Правительства РФ 22 декабря 2005г. №796.

Таким образом, размер невыплаченной суммы пенсии должен учитываться исходя из размера надбавки за классную квалификацию с разбивкой по периодам - ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 30%, в дальнейшем – 45%, в связи с чем, в пользу истца подлежит взысканию сумма пенсии в размере 258757,88 рублей (л.д. 20).

Также с ответчика в пользу истца на основании положений ст. 100 ГПК РФ подлежит взысканию сумма расходов на оплату услуг представителя, которую, с учетом сложности данного гражданского дела, количества судебных заседаний по нему, суд полагает возможным снизить до 8000 рублей. Кроме того, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оформлением доверенности в размере 520 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Куимова Б.В. к Военному комиссариату <адрес> о взыскании суммы невыплаченной пенсии удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата <адрес> в пользу Куимова Б.В. за счет средств федерального бюджета (казны РФ) сумму недополученной пенсии в размере 258757,88 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 рублей, судебные расходы в размере 520 рублей, а всего 267277,88 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ