вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Саломатина А.А.,

при секретаре Никоновой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Меновщикова В.П. к Военному комиссариату Самарской области о взыскании суммы невыплаченной пенсии,

у с т а н о в и л:

Меновщиков В.П. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Самарской области о взыскании суммы невыплаченной пенсии, в обоснование заявленных требований указав, что проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и РФ и уволен в запас в звании подполковника ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время истец является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию через Военный комиссариат Самарской области. Приказом командующего ВВС ПриВО от ДД.ММ.ГГГГ № истец был переведен непосредственно с летной должности <данные изъяты> на должность с меньшим должностным окладом <данные изъяты> В данном приказе основанием перемещения истца было указано – «перемещается по болезни и имеет право на исчисление пенсии в соответствии с Постановлением СМ СССР от 10.11.1982г. № 986», то есть истец имел право на исчисление пенсии исходя из прежнего должностного оклада по должности «штурман эскадрильи».

Истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете ему пенсии и выплате пенсии за прошлый период, после чего ответчиком истцу была произведена доплата пенсии за прошлый период начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Истец полагал, что ответчиком нарушен порядок производства доплаты за прошлое время, поскольку Военный комиссариат Самарской области существенно и произвольно уменьшил размер подлежащей выплаты суммы. Так, истец полагал, что размер денежного довольствия для определения доплаты должен учитываться без каких-либо исключений по состоянию на день перерасчета. Истец считал, что сумма недоплаты должна быть определена путем определения разницы между уточненной и прежней пенсией, тогда как Военный комиссариат Самарской области выплатил истцу разницу в пенсии с разбивкой по периодам начисления надбавки за летную квалификацию, что по мнению истца, не основано на законе.

Истец просил суд взыскать с ответчика в его пользу сумму невыплаченной пенсии в размере 257444,62 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей и расходы на оформление доверенности в размере 520 рублей.

В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности, требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным основаниям, суду пояснил, что неправомерность действий ответчика выразилась в перерасчете пенсии истцу с учетом надбавки за классную квалификацию с разбивкой по периодам – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, тогда как размер довольствия должен был учитываться по состоянию на день перерасчета.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, полагая их не основанными на законе, суду пояснил, что перерасчет пенсии истцу произведен в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом истец проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и РФ и уволен в запас в звании подполковника ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время истец является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию через Военный комиссариат Самарской области. Приказом командующего ВВС ПриВО от ДД.ММ.ГГГГ № истец был переведен непосредственно с летной должности <данные изъяты> на должность с меньшим должностным окладом <данные изъяты>». В данном приказе основанием перемещения истца было указано – «перемещается по болезни и имеет право на исчисление пенсии в соответствии с Постановлением СМ СССР от 10.11.1982г. № 986», то есть истец имеет право на исчисление пенсии исходя из прежнего должностного оклада по должности «штурман эскадрильи».

Истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете ему пенсии и выплате пенсии за прошлый период исходя из прежнего повышенного оклада, после чего ответчиком истцу была произведена доплата пенсии за прошлый период начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Суд полагает, что при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения доводы истца о неправильности производства перерасчет его пенсии, проведенном Военным комиссариатом Самарской области.

Так, статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, при этом - государственные пенсии и социальные пособия в Российской Федерации устанавливаются Законом.

В отношении истца таким законом в настоящее время является Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в соответствии с которым ему выплачивается военным комиссариатом Самарской области пенсия за выслугу лет.

На основании статьи 43 Закона пенсия истцу, исчисляется из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Во исполнение указанного закона Советом Министров – Правительством Российской Федерации было принято постановление от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Пунктом 8 указанного Постановления установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии. Пунктом 9 Постановления, установлено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий включается:

а) уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.

Офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.

Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определены составляющие «денежного довольствия военнослужащих» (ст. 12) которое состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительные выплаты определены ст. 13 Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», к ним относятся повышение и увеличение должностных окладов, на основании нормативно-правовых актов, которые не устанавливают новые штатные должностные оклады, а повышают (увеличивают) их при определенных условиях прохождения службы военнослужащим.

В частности с 2000 года совершенствование денежного довольствия военнослужащих летного состава осуществляется путем установления им при наличии классной квалификации повышенных за эту квалификацию должностных окладов. Правительством РФ было принято 23 мая 2000 г. постановление № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации», которым утверждено «Положение» об определении квалификации летного состава государственной авиации.

В соответствии с пунктом 5 Положения военнослужащим, проходящим государственную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, оклады по воинской (занимаемой, штатной) должности увеличиваются за счет средств, выделяемых на содержание заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в следующем размере:

с 29 мая 2000 г. по 31 декабря 2005 г.

а)летчикам (штурманам) первого класса, летчикам(штурманам)-инструкторам первого класса - на 30 процентов;

с 1 января 2006 г., на основании постановления Правительства РФ от 22 декабря 2005г. №796,

а)летчикам (штурманам) первого класса, летчикам (штурманам)-инструкторам первого класса - на 45 процентов;

Указанными постановлениями определены конкретные даты применения установленных нормы увеличения летному составу окладов по воинским должностям, имеющим классную квалификацию, и не определен иной порядок увеличения должностных окладов военнослужащим, имеющим право на указанное повышение до 1 января 2006 г. и не получавших до указанной даты, в том числе и независящим от военнослужащих причинам, увеличенные должностные оклады.

Во исполнение указанного постановления Правительства РФ в Министерстве обороны РФ изданы приказы: от 27 июля 2000 г. № 394 (утративший силу с выходом приказа МО РФ от 12 июля 2007 г. № 288) и от 12 июля 2007 г. № 288 «О мерах совершенствования работы по определению квалификации летного состава государственной авиации»

В соответствии с указанными приказами Министра обороны Российской Федерации установлено, что гражданам, уволенным с воинских (штатных) должностей летного состава и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за присвоенную в установленном порядке соответствующую квалификационную категорию (классную квалификацию, классность), перерасчет пенсии производить на основании заявлений, поданных в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение по месту жительства, с представлением сведений о присвоении соответствующей квалификационной категории (классной квалификации, классности) (выписки из приказа соответствующего командира (начальника), личного дела или летной книжки), заверенных в установленном порядке.

Судом при обозрении пенсионного дела истца № установлено, что в военный комиссариат Самарской области ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление Меновщикова В.П., с приложением архивной справки Архива штаба ПУРВО от ДД.ММ.ГГГГ №- п. в которой изложена выписка из приказа Командующего войсками ПриВО от ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждающего его право на исчисление пенсии с применением оклада по летной должности. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом ошибочно пенсия исчислялась из должностного оклада по должности <данные изъяты> повышенного на 30 процентов, что не соответствовало действующему законодательству и с ДД.ММ.ГГГГ исчисление пенсии было приведено к действующим нормам с применением оклада по воинской должности в размере его штатного размера без увеличения. Переплата пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, допущенная по вине должностных лиц военного комиссариата, с пенсионера не удерживалась, что также подтверждается платежными документами, имеющимися в личном деле истцаНа основании заявления и приложенных к нему документов, Военным комиссариатом Самарской области Меновщикову В.П.. был произведен перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет, с выплатой разницы в пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с применением при перерасчете оклада по воинской должности увеличенного за классную квалификацию <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 30 %, а с ДД.ММ.ГГГГ на 45 % . Нормы увеличения оклада установлены постановлениями Правительства РФ: от 23 мая 2000 г. № 396 и от 22 декабря 2005г. №796,

В целях защиты от инфляции при определении суммы пенсии для доплаты за прошлое время были применены: оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ то есть оклады денежного довольствия, проиндексированные на день перерасчета пенсии, что соответствует требованиям статьи 43 «Закона». Доплата суммы пенсии, в связи с применением увеличенного оклада по воинской должности за классную квалификацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составила в размере 159719 руб. 77 коп.

Суд полагает не основанными на законе доводы истца о необходимости при исчислении доплаты пенсии применить норму увеличения должностного оклада за классность на 45% за период указанный в исковом заявлении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как данная норма установлена только с 1 января 2006 года постановлением Правительства РФ 22 декабря 2005г. №796, является дополнительной выплатой и не определяет штатно-должностной оклад военнослужащего. Указанное увеличение должностного оклада по своей правовой природе не является индексацией денежного довольствия. Данная правовая норма определена ст. 4 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 г. № 796 не предусмотрено распространение установленных постановлением норм увеличение окладов лицам, имеющим летную квалификацию на правоотношения, возникшие до 1 января 2006 года, в связи с чем, суд полагает, что у ответчика отсутствовало право при производстве перерасчет пенсии истца применить норму об увеличении должностного оклада за классность на 45% с 29.05.2000г., так как данный размер надбавки – 45% был установлен лишь Правительства РФ 22 декабря 2005г. №796.

В связи с отказом в удовлетворении требований о взыскании суммы пенсии, также не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика в его пользу суммы расходов на оплату услуг представителя и расходов на оформление доверенности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Меновщикова В.П. к Военному комиссариату <адрес> о взыскании суммы невыплаченной пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ