решение вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Грицай И.Л.,

при секретаре Намычкиной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Гондаревой Л.И. к Военному комиссариату Самарской области об обязывании выплаты недополученной пенсии,

у с т а н о в и л:

Гондарева Л.И. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Самарской области об обязывании выплаты недополученной пенсии, в обоснование заявленных требований указав, что является пенсионером МО РФ и получает пенсию в Военном комиссариате Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ по случаю потери кормильца за умершего ФИО9, участвовавшего в боевых действиях в Чеченской республики. Истица полагала, что ответчиком нарушены ее пенсионные права и Военным комиссариатом Самарской области неправомерно не производиться повышение ее пенсии в связи с повышением размера пенсий по старости, в связи с чем, истица просила суд обязать ответчика произвести ей единовременную выплату недополученной суммы повышения пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № рублей и установить выплату пенсии по случаю потери кормильца с повышением, установленным п. «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Представитель истца Хаметов М.Я., действующий на основании доверенности, заявленные требования уточнил в части взыскания с ответчика денежной суммы, как размера недоплаченной пенсии и просил суд взыскать в пользу истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежную сумму в размере № рублей.

Представитель ответчика Куляпин Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, полагая их не основанными на законе.

Выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителем ответчика, истица является пенсионером МО РФ и получает пенсию в Военном комиссариате <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по случаю потери кормильца за умершего ФИО9 участвовавшего в боевых действиях в Чеченской республики.

Судом установлено, что в период получения истицей пенсии по случаю потери кормильца по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон) в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время её исчисление производилось без учета повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона.

Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсию по случаю потери кормильца, которую в соответствии со статьей 28 данного Закона получают семьи погибших (умерших) военнослужащих. Размер же всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, т.е. от дохода, который получал сам кормилец.

Статья 45 помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитывается общее положение для всех видов пенсий. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Из этого следует вывод, что данная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии указан в статье 45 Закона, дающей право на повышение.

Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии, по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего).

На основании пункта «г» статьи 45 Закона (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 -4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 Закона.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 319-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и в соответствии с пунктом «г» статьи 45 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, с ДД.ММ.ГГГГ повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и "«и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и пересматриваются одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 6 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») исходя из этого увеличения.

С ДД.ММ.ГГГГ указанное повышение определяется в размере 32 процентов от расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренной п.п. 1 п. 1 ст. 18 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пересматривается одновременно с увеличением размера социальной пенсии.

Истец в уточненных исковых требованиях изменил порядок расчета суммы недополученного повышения пенсии, согласно которого общую сумму недоплаты исчисляет путем умножения размера повышения пенсии, установленного в ДД.ММ.ГГГГ. (№ руб.) на весь расчетный период без применения размера пенсии за каждый месяц прошедшего периода отдельно.

Суд полагает, что указанный порядок расчета сумм, подлежащих взысканию, не основан на законе.

Так, судом при рассмотрении дела установлено, что истицей заявлены требования о взыскании недополученной суммы пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Положениями пункта «г» статьи 45 Закона установлено повышение пенсии на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 Закона еждут 3ДД.ММ.ГГГГ.суммы пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ длежащих взыск.

Также судом при рассмотрении дела установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма повышения пенсии установленная указанной нормой закона изменялась 12 раз и устанавливалась в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в следующих размерах:

Дата

Сумма (руб.)

Дата

Сумма (руб.)

Дата

Сумма (руб.)

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

Указанными нормативно-правовыми актами определены конкретные даты изменения размеров повышенной пенсии.

Таким образом, суд полагает, что для возмещения имущественного вреда связанного с задержкой (несвоевременной) выплаты истцу сумм повышения (п. «г» ст. 45 «Закона») пенсии связанного с инфляцией следует применить путем индексации причитающихся к выплате по периодам сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанных органами статистики по Самарской области, поскольку иное противоречило бы принципу разумности.

Так, представителем истца фактически заявлен к применению следующий механизм расчета сумм подлежащих к выплате – размер повышенной пенсии, установленный в ДД.ММ.ГГГГ. представитель истца просит суд учитывать для определения размера задолженности за период, предшествующий ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, суд полагает, что для определения размера задолженности за прошедшие период следует в качестве основной суммы задолженности – по выплате повышенной пенсии, применять размер пенсии, которая истица должна была бы получать за конкретный период, в случае выплаты таковых сумм ей ответчиком в добровольном порядке. Применение иного порядка расчета противоречит положениям ст. 4 ГК РФ, согласно которым акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, суд полагает, что для расчета суммы повышенной пенсии необходимо применять размер таковой пенсии, установленный законодателем на конкретный временной период (с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время с изменением размера по периодам, указанным выше), в целях же защиты имущественных интересов истицы от инфляционных процессов, подлежащая взысканию сумма должна быть проиндексирована, поскольку покупательская способность несвоевременно выплаченных истице денежных сумм за указанный период снизилась и истице причинен ущерб, который должен быть в полном объеме компенсирован.

Аналогичная правовая позиция в части определения механизма подсчета и индексации своевременно невыплаченных сумма отражена в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и в п. 13 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, судом установлено, что ответчиком были нарушены пенсионные права истицы и ее пенсия начислялась ей в меньшем объеме, чем предусмотрено действующим законодательством.

Согласно имеющемуся в материалах дела расчету сумма недополученной пенсии Гондаревой Л.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет № рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гондаревой Л.И. к Военному комиссариату Самарской области об обязывании выплаты недополученной пенсии удовлетворить частично.

Обязать Военный комиссариат Самарской области произвести Гондаревой Л.И. единовременную выплату недополученной суммы повышения пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № рублей.

Обязать Военный комиссариат Самарской области производить Гондаревой Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ выплату пенсии по случаю потери кормильца с повышением, установленным п. «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Председательствующий: