решение вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего Саломатина А.А.,

при секретаре Никоновой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прасолова А.Ф. на действия ФГУ «Земельная кадастровая палата по Самарской области»,

у с т а н о в и л:

Прасолов А.Ф. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий ФГУ «Земельная кадастровая палата по Самарской области», в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ им был приобретен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ указанному земельному участку был присвоен почтовый адрес: <адрес>. Заявитель обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации своего права собственности, однако ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ему было отказано в связи с тем, что целевое назначение земельного участка в свидетельстве о праве собственности на землю указано «для ведения личного подсобного хозяйства», тогда как в кадастровом паспорте указана категория земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения. Прасолов А.Ф. обратился к заинтересованному лицу с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, однако, решением от ФГУ «ЗКП по Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ Прасолову А.Ф. во внесении соответствующих изменений было отказано.

Прасолов А.Ф. просил суд (с учетом уточненных требований) признать отказ во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости незаконным и обязать заинтересованное лицо поставить вышеуказанный земельный участок на кадастровый учет с указанием категории земель – земли населенных пунктов, а также взыскать в спою пользу расходы за составление искового заявления в размере <данные изъяты> и сумму в счет компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>

В судебном заседании заявитель и его представитель требования поддержали, просили суд удовлетворить из по изложенным основаниям, суду также пояснили, что границы населенного пункта <данные изъяты> утверждены приказом Министерства строительства и ЖКХ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и заявитель полагал, что на основании данного приказа заинтересованное лицо обязано внести изменения в категорию принадлежащего ему земельного участка.

Представитель заинтересованного лица, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая их не основанными на законе. Суду также пояснила, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет как учтенный без определения его границ на местности и без проведения межевания, что подтверждается соответствующей отметкой в кадастровом паспорте, в связи с чем, орган государственного кадастрового учета не мог определить данный участок на местности. Также пояснила, что отсутствие межевания земельного участка не позволяет достоверно определить то обстоятельство, что земельный участок расположен на территории земель поселения, при этом на регистрацию решение органа местного самоуправления о смене категории земельного участка предоставлено не было. Кроме того, представитель заинтересованного лица просила суд применить последствия пропуска срока на обращение в суд.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом при рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ Прасоловым А.Ф. был приобретен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю (л.д. 17-18). ДД.ММ.ГГГГ указанному земельному участку был присвоен почтовый адрес: <адрес> Заявитель обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации своего права собственности, однако ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности ему было отказано в связи с тем, что целевое назначение земельного участка в свидетельстве о праве собственности на землю указано «для ведения личного подсобного хозяйства», тогда как в кадастровом паспорте указана категория земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения. Прасолов А.Ф. обратился к заинтересованному лицу с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, однако, решением от ФГУ «ЗКП по Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ Прасолову А.Ф. во внесении соответствующих изменений было отказано.

В силу требований ст. 258 ГПК РФ допустимо только в случае признания действий (бездействия) государственного органа незаконным.

Суд полагает, что при рассмотрении заявления не нашли своего подтверждения доводы о незаконности действий ФГУ «ЗКП по Самарской области».

Так, судом при рассмотрении дела установлено, что заявителю отказано во внесении изменений в ГКН в связи с не устранением обстоятельств, послуживших ранее причиной приостановления осуществления государственного кадастрового учета.

Согласно решения ФГУ «ЗКП по Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ осуществление кадастрового учета земельного участка заявителя было приостановлено в связи с не предоставлением документов, подтверждающих принадлежность земельного участка заявителя к черте села <адрес>.

Суд полагает, что заинтересованным лицом заявителю обосновано отказано во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, поскольку им не были представлены доказательства, подтверждающие отнесение его земельного участка к землям населенных пунктов.

В силу п. 1 ст. 45 ФЗ РФ от 24.07.2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (01.03.2008 г.) или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: в том числе и площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Согласно п. 3 ст. 45 ФЗ РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 27 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Согласно пункту 9 статьи 38 Закона кадастре недвижимости, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Так, согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости, помимо иных сведений, вносятся сведения об описании местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

При этом, частью 7 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Кроме того, статьей 6 Закона о кадастре недвижимости предполагает наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о геодезической и картографической основе государственного кадастра недвижимости.

Также, в соответствии с пунктом 1 части 2 Закона о кадастре недвижимости, в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости: ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с настоящим Федеральным законом кадастрового номера, и дата присвоения тихого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке.

Судом при рассмотрении дела установлено, что земельный участок заявителя поставлен на кадастровый учет как учтенный земельный участок без определения его границ на местности и без проведения межевания, что подтверждается соответствующей отметкой в кадастровом паспорте (п. 16 кадастрового паспорта л.д. 14), в связи с чем, орган государственного кадастрового учета не мог определить данный участок на местности.

Таким образом, отсутствие межевания земельного участка не позволяет достоверно определить то обстоятельство, что земельный участок расположен на территории земель поселения, при этом на регистрацию решение органа местного самоуправления о смене категории земельного участка предоставлено не было. При этом суд полагает, что приказ Министерства строительства и ЖКХ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) сам по себе однозначно не свидетельствует об отнесении земельного участка заявителя к землям населенных пунктов, так как вопрос о месте расположения конкретного земельного участка может быть разрешен лишь при наличии его координат, свидетельствующих о вхождении земельного участка в конкретный кадастровый квартал.

Суд также считает не подлежащими удовлетворению требования заявителей в связи с пропуском ими трехмесячного срока на обращение в суд.

Так, согласно пояснениям заявителя, обжалуемое решение было им получено в июне 2010г.

Таким образом, заявителю в июне 2010г. было известно о принятом заинтересованным лицом решении об отказе в осуществлении кадастрового учета, тогда как с заявлением в суд он обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 245-247, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Прасолова А.Ф. на действия ФГУ «Земельная кадастровая палата по Самарской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ