Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд <адрес> в составе судьи Кривицкой О.Г., при секретаре Тулановой И.Н., с участием представителя прокуратуры <адрес> Мирошниченко Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Болговой А.С. к Департаменту управления имуществом <адрес> о заключении договора приватизации квартиры и по встречному иску Департамента управления имуществом <адрес> к Болговой А.С., Бундову В.А, о выселении,
у с т а н о в и л:
Болгова А.С. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом <адрес> о заключении договора приватизации квартиры в обосновании своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею было получено сообщение из ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» о приостановлении действий связанных с оформлением документов по приватизации <адрес>, г/о Самара. Приостановка была вызвана тем, что Департамент управления имуществом г. Самары направил в ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» извещение об отказе ей в приватизации данной квартиры.
Отказ был мотивирован тем, что муж истицы Бундов В.А. на основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условиях, получил социальную выплату - <данные изъяты> руб. из расчёта двух членов семьи, на которые им было приобретено жилое помещение, площадью 41, 40 кв. м.
Кроме этого в письме указано, что Болгова А.С. и Бундов В.А. не изъявили желания сохранить за собой право пользования данным жилым помещением - двумя комнатами в коммунальной квартире, и согласно подписанного Болговой А.С. обязательства, она обязалась сдать занимаемое жилое помещение Департаменту управления имуществом <адрес>, так как площадь данного жилого помещения Ответчиком не учитывалась при расчёте социальной выплаты, поэтому Ответчик не усматривает законных оснований для передачи ей жилого помещения в собственность (в порядке приватизации).
Считает, что решение Департамента управления имуществом г. Самары не соответствует закону, поскольку противоречит Конституции РФ и ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ
Также считает, что Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит каких-либо ограничений и запретов по приватизации жилых помещений для граждан РФ, занимающие эти жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, на условиях социального найма, а напротив, предоставляет им право приобрести эти помещения в собственность на условиях предусмотренных настоящим Законом.
Право на бесплатную приватизацию имеют граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Однако, если установленные иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона.
Таким образом, требование Департамента, освободить и передать ему занимаемое истицей с ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, а так же запрещающее ей приватизировать его, истица считает противоречащим закону и недействительным.
Кроме этого, истица указала, что данное обязательство было подписано ей под давлением работников администрации, убедивших Болгову А.С. в том, что социальная выплата, полученная мужем Болговой А.С. по одному Закону, лишает истицу права приватизации в силу другого Закона, поэтому она была введена в заблуждение, поскольку, являясь пожилым человеком и юридически безграмотным, поверила в то, что лишена права приватизировать комнаты, в которых она зарегистрирована и проживает на протяжении долгого времени.
Бундов В. А. воспользовавшись своим правом, предоставленным <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, нотариально отказался от участия в приватизации, и Ответчиком был снят с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем истица считает, что действие данного закона не распространяется на нее, поэтому она вправе воспользоваться ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, истица считает, что решение Департамента нарушает ее право приватизировать комнаты, однако без его отмены и понуждения Ответчика заключить договор передачи квартиры в собственность она не может реализовать его.
На основании изложенного Болгова А.С. просит суд признать решение Департамента управления имуществом г. Самары недействительным, обязать Департамент управления имуществом г. Самары заключить с Болговой А.С. договор передачи <адрес> в <адрес> в собственность в порядке приватизации.
Департамент управления имуществом <адрес> обратился в суд в встречным иском к Болговой А.С., Бундову В.А, о выселении, в обоснование своих исковых требований указал, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Болгова А.С. признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан, состоящих на учете в целях получения жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма с составом семьи 2(два) человека, в том числе муж - Бундов В.А,.
Бундов В.А., как труженик тыла, включен в список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», отнесенных к ветеранам Великой Отечественной войны, как лиц, проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по городскому округу Самара. ДД.ММ.ГГГГ Бундов В.А. обратился в Администрацию городского округа Самара с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» (<адрес>) с составом семьи два человека, в том числе на жену - Болгову А.С.. В соответствии с указанным заявлением Бундов В.А. и Болгова А.С. обязуются освободить занимаемое жилое помещение и просят исключить их из очереди на улучшение жилищных условий после приобретения жилого помещения с использованием средств социальной выплаты.
Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Бундову В.А, социальной выплаты за счет средств областного бюджета на приобретение жилого помещения» Бундову В.А. предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> рубля для приобретения жилого помещения на состав семьи 2 человека. Болговой А.С. и Бундовым В.А., в том числе с использованием средств социальной выплаты в размере <данные изъяты> рубля, приобретена в общую равнодолевую собственность двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области сделана запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ (Свидетельство о государственной регистрации серия №).
Распоряжением Первого заместителя Главы городского округа Самара №-р от ДД.ММ.ГГГГ Болгова А.С., состав семьи 2 человека, очередной номер №, снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
На момент подписания Постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № статья <адрес> действовала в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД, в соответствии с которой размер социальной выплаты (субвенции) рассчитывается для каждого гражданина и (или) членов его семьи, относящихся к категориям граждан, указанных в статье 2 настоящего Закона, и зависит от: нормы стоимости одного квадратного метра общей площади строящегося или приобретаемого жилья; нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма; размера площади жилых помещений, в отношении которых граждане и (или) члены их семей являются нанимателями по договору социального найма, и (или) жилых помещений, находящихся в собственности граждан и (или) членов их семей. При расчете размера социальной выплаты гражданам и (или) членам их семей, изъявившим желание сохранить ранее занимаемую площадь на условиях найма или находящуюся в собственности граждан и (или) членов их семей, размер социальной выплаты рассчитывается на недостающую по норме предоставления жилого помещения общую площадь для всех членов семьи.
Гражданам и (или) членам их семей, не изъявившим желание сохранить ранее занимаемую жилую площадь на условиях найма или находящуюся в собственности, размер социальной выплаты рассчитывается без учета занимаемой площади, в данном случае граждане обязуются сдать занимаемое жилое помещение. Бундов В.А. не изъявил желание сохранить за собой право пользования жилым помещением - 2 комнаты коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 22,6 кв.м, и обязался освободить занимаемое жилое помещение, о чем указано в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном Бундовым В.А. и Болговой А.С.
Подтверждением обязательства освободить со всеми совместно проживающими гражданами две комнаты коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 22,6 кв.м, является обязательство от ДД.ММ.ГГГГ, подписанное Болговой А.С. и Бундовым В.А.
Таким образом, площадь данного жилого помещения не учитывалась при расчете социальной выплаты размере <данные изъяты> рубля для приобретения жилого помещения на состав семьи 2 человека. Продолжая проживать в указанном жилом помещении, ответчики Бундов В.А. и Болгова А.С. создают препятствия Департаменту управления имуществом городского округа Самара в распоряжении спорным жилым помещением.
На основании изложенного Департамент управления имуществом г. Самары просил выселить Бундова В.А. и Болгову А.С. из двух комнат коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 22,6 кв.м., без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании истица Болгова А.С. свои исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить, в удовлетворении встречного иска о выселении отказать. Также истицей было заявлено ходатайство об отложении дела в связи с занятостью представителя Смолева В.А. в другом процессе. Суд полагает, что это ходатайство удовлетворению не подлежит. При этом учитывает, что дата судебного заседания при отложении дела ДД.ММ.ГГГГ была заранее согласована с участниками процесс, в том числе, и с представителем, о назначении другого дела, в связи с которым он просит отложить рассмотрение данного иска, он узнал позже, как следует из телеграммы Приволжского окружного военного суда, после ДД.ММ.ГГГГ, более того, данное дело уже откладывалось судом по ходатайству того же представителя в связи с его болезнью, при этом суд также учитывает, что дело находится в производстве суда длительное время, процессуальный срок рассмотрения его истекает ДД.ММ.ГГГГ, и возможности назначить его рассмотрение на другую дату у суда не имеется в связи с загруженностью.
При таких обстоятельствах, учитывая, что сама истица явилась, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель Департамента управления имуществом г. Самара исковые требования Болговой А.С. не признал, требования встречного искового заявления поддержал, просил встречный иск удовлетворить, уточила требования, и просила также обязать ответчиков не чинить препятствия в пользовании жилым помещением, а в удовлетворении первоначального иска отказать.
Третье лицо Бундов В.А. исковые требования в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поддержал, просил их удовлетворить, встречный иск не признал, просил в удовлетворении встречного иска отказать. В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Болговой А.С. не подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования Департамента управления имуществом г. Самара подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Закона Самарской области действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений в редакции Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД, размер социальной выплаты (субвенции) рассчитывается для каждого гражданина и (или) членов его семьи, относящихся к категориям граждан, указанных в статье 2 настоящего Закона, и зависит от: нормы стоимости одного квадратного метра общей площади строящегося или приобретаемого жилья; нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма; размера площади жилых помещений, в отношении которых граждане и (или) члены их семей являются нанимателями по договору социального найма, и (или) жилых помещений, находящихся в собственности граждан и (или) членов их семей. При расчете размера социальной выплаты гражданам и (или) членам их семей, изъявившим желание сохранить ранее занимаемую площадь на условиях найма или находящуюся в собственности граждан и (или) членов их семей, размер социальной выплаты рассчитывается на недостающую по норме предоставления жилого помещения общую площадь для всех членов семьи.
Гражданам и (или) членам их семей, не изъявившим желание сохранить ранее занимаемую жилую площадь на условиях найма или находящуюся в собственности, размер социальной выплаты рассчитывается без учета занимаемой площади, в данном случае граждане обязуются сдать занимаемое жилое помещение.
Из представленных материалов усматривается, что Бундов В.А. не изъявил желание сохранить за собой право пользования жилым помещением - 2 комнаты коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> площадью 22,6 кв.м, и обязался освободить занимаемое жилое помещение, о чем указано в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном Бундовым В.А. и Болговой А.С.
В судебном заседании ими не оспаривался тот факт, что указанное заявление от ДД.ММ.ГГГГ действительно было ими подписано ( л.д.21). Из заявления также усматривается, что Болгова А.В. согласна была с освобождением занимаемого ею жилого помещения муниципального фонда. После чего было принято Постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № « О предоставлении Бундову В.А, социальной выплаты за счет средств областного бюджета на приобретение жилого помещения. Из постановления следует, что на двоих (Бундову и Болговой) была предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей ( л.д.27).
После получения указанной выплаты ими была приобретена двухкомнатная квартира по адресу <адрес>, на основании договора купли-продажи, с оформлением на каждого ( Бундова и Болгову) по 1\2 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру.( л.д.23,24).
Таким образом, Болгова, отказавшись от права проживания в комнатах коммунальной <адрес>, приобрела в собственность 1\2 доли двухкомнатной квартиры.
Между тем, в судебном заседании истица пояснила, что от прав на долю в двухкомнатной квартире не отказывается, а просит сделать «перерасчет» Бундову. При этом что она подразумевает под « перерасчетом» не пояснила, тем более, что Бундов в суде также пояснил, что денег на возврат части ссуды у него нет, и квартиру он возвращать не согласен.
Доводы Болговой А.С. о том, что обязательство об освобождении комнат ( л.д.9) она подписала под давлением работников администрации, являются несостоятельными. В судебном заседании главный специалиста учета и распределения жилой плщади ФИО7 пояснила, что она занималась решением вопросов, связанных с выдачей субсидий, помнит Болгову, которая просила предоставить субсидию ее мужу Бундову и ей, жаловалась при этом на своих соседей по коммунальной квартире, говорила, что они ее обижают.
Более того, из указанного обязательства следует, что Болгова А.С. согласна не только на освобождение комнат, но и указывает, что комнаты освобождает в связи с предоставлением ей субсидии. Тогда как он прав на субсидию истица не отказывается, что и подтвердила в суде.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Болговой А.С. незаконны и удовлетворению не подлежат.
Ссылка на положения Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которые дают право нанимателям жилого помещения получить в собственность бесплатно занимаемые ими жилые помещении. Основана в данном случае на неправильном толковании положений Закона. Граждане имеют право приватизировать не любое жилое помещение, а, по смыслу указанного закона, только о, на которое они имеют право. Тогда как в данном случае истица после подписания обязательства об освобождении жилого помещения и приобретения в связи с этим в собственность доли квартиры на деньги, полученные в результате предоставления субсидии, прав на ранее занимаемое ею жилое помещение не имеет, следовательно, не может его и приватизировать.
По изложенным основаниям, с учетом положений ст.304 ГК РФ, дающей основания собственнику жилого фонда требовать устранения нарушений своих прав, встречный иск Департамента управления имуществом г.о. Самара подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Болговой А.С. к Департаменту управления имуществом г. Самара о признании решения об отказе в приватизации и возложении обязанности заключить договора приватизации <адрес> отказать.
Исковые требования Департамента управления имуществом г. Самара к Болговой А.С., Бундову В.А, о выселении без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.
Выселить Бундова В.А, и Болгову А.С. из двух комнат коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 22,6 кв.м., без предоставления другого жилого помещения, обязать их не чинить препятствия в пользовании указным жилым помещением.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: О.Г. Кривицкая
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.