решение вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Саломатина А.А..,

с участием представителя прокуратуры Самарского района г. Самары Темниковой А.Н.,

при секретаре Беловой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вязовкиной В.В. к Военному комиссариату Самарской области о признании права на возмещение имущественных потерь, связанных со смертью кормильца, обязывании совершения действий и взыскании суммы,

у с т а н о в и л:

Истица обратилась в суд с иском указав в заявлении, что она является вдовой подполковника в отставке Вооруженных Сил России З., ветерана подразделения особого риска, <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ вследствие увечья, полученного при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска. Истица указала, что с 06.01.2000г. вступил в силу ФЗ № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору. Вязовкиной В.В. также указано, что медико-социальной экспертной комиссией Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ 23.01.2001г. установлено, что заболевание, приведшее к смерти З. связано с исполнением им служебных обязанностей при непосредственном участии в действиях подразделения особого риска. Истица полагала, что указанное обстоятельство должно определяться как страховой случай, предполагающий страховое обеспечение нетрудоспособных членов семьи военнослужащих, состоящих на его иждивении, при этом обязанности страховщика возложены на Российскую Федерацию.

Также истица указала, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.10.2010г. № 18-П и Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» установлено право истицы на восполнение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца, в связи с чем, Вязовкина В.В. имеет право на получение страховой выплаты.

В силу того обстоятельства, что указанная страховая выплата Военным комиссариатом Самарской области, являющимся органом, производящим пенсионное обеспечение военнослужащих, указанная выплата не назначалась и не выплачивалась, истица полагала, что государственным органом исполнительной власти незаконно не начисляется и не выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда и тем самым ей причиняется вред.

Истица просила суд обязать Военный комиссариат Самарской области признать право истицы на восполнение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца; обязать Военный комиссариат Самарской области за счет средств казны Российской Федерации назначить ей пожизненно с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в восполнение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца в сумме 16662,85 рублей, включить истицу в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты. В дальнейшем указанную денежную выплату индексировать в соответствии с действующим законодательством, а также взыскать единовременно с Военного комиссариата Самарской области за счет средств казны в ее пользу образовавшуюся задолженность по ежемесячным выплатам в восполнение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца, с учетом сводного индекса роста потребительских цен в Самарской области в сумме 1283035,10 рублей.

В судебном заседании представитель истицы, действующий на основании доверенности, Кузнецов А.В. поддержал исковые требования просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Военного комиссариата Самарской области, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал как не основанные на законе, просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, прокурора, полагавшего заявленные требования не основанными на законе, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», в редакции, действовавшей до 22 августа 2004 года, п.1 распространяется действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.

К гражданам из подразделений особого риска относятся лица, в том числе, из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений. (п.п. «а» п.1).

В соответствии с п.2 указанного Постановления семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, предоставляются льготы и компенсации, установленные пунктами 4,12-15,19-23 статьи 14, частью второй статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Между тем, возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатами в указанных размерах, предусмотрено п.25 ст.14 базового Закона в редакции Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ. Изменявшая в дальнейшем редакции указанных законов также не предусматривала компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, семьям кормильцев.

Членам семьи граждан из подразделений особого риска были установлены льготы и компенсации в том объеме, как об этом указано в Постановлении ВС РФ от 27.12.1991года № 2123-1, в том числе и право на пенсию по случаю потери кормильца, которую получает истица.

Кроме того, решениями <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, вступившими в законную силу установлено, что истица не имела право на получение компенсации за вред здоровью умершего мужа, являвшегося участником подразделений особого риска на основании закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также на основании Закона № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Суд также полагает, что доводы истицы и ее представителя в части наличия у истицы права на получение указанного возмещения на основании Закона № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992г. № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» не основаны на законе.

Так, Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определен правовой статус военнослужащих, лиц уволенных с военной службы и членов их семей. В пункте 1 статьи 18 определяется, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовое регулирование страховых правоотношений военнослужащих осуществляется специальным нормативно-правовым актом – Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».

Указанный Федеральный закон определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции. Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц в период мобилизации, военного положения и в военное время определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исправительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» определен порядок организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.

- в пункте 1 статьи 2 определяется, что страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователями договоры обязательного государственного страхования. Следовательно военный комиссариат Самарской области не может быть ответчиком по данному иску, т. к. не является страховщиком.

- статья 4 определяет страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются:

•        гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

•        установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

•        получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);

•        досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе или не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Суд полагает несостоятельной ссылку истца на Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», поскольку данным законом установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

В пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ определяются лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

•        физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

•        физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

•        физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Суд полагает, что данный Федеральный закон не распространяется свое действие на военнослужащих, поскольку, как было отмечено выше, правовое регулирование страхования военнослужащих определено специальным нормативно-правовым актом.

Также суд приходит к выводу о невозможности применения норм Закона № 125-ФЗ, а также положений Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исправительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» к рассматриваемому гражданскому делу, поскольку судом установлено, что З. умер ДД.ММ.ГГГГ, будучи пенсионером МО РФ, пенсия назначена ему была с ДД.ММ.ГГГГ и З. ДД.ММ.ГГГГ была установлена <данные изъяты>

Суд также полагает необоснованными доводы представителя истца о применении к спорным правоотношениям норм, содержащихся в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992г. № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», поскольку данный нормативно-правовой акт по своему содержанию повторяет положения Закона РФ № 125-ФЗ, кроме того, утратил силу в связи с принятием Федерального Закона № 90-ФЗ от 30.06.2006г.

Также не может быть принята во внимание ссылка представителя истца на положения ФЗ «О статусе военнослужащих», а также на Постановление Конституционного Суда РФ от 18.10.2010г. № 18-П, поскольку, как было отмечено выше, супруг истицы умер не при исполнении обязанностей военной службы, будучи пенсионером Министерства обороны РФ, в связи с чем, нормы указанного закона свое действие на спорные правоотношения не распространяют, вопрос о пенсионном обеспечении истицы подлежит правовому регулированию Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», а также Законом «О пенсионном обеспечении военнослужащих»

Доводы представителя истицы о том, что члены семьи граждан, из подразделений особого риска поставлены в неравное положение в части предоставления льгот и компенсаций по сравнению с лицами, находящимися на иждивении граждан, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской аварии либо вследствие несчастного случая на производстве, правового значения при рассмотрении данного конкретного дела не имеет, поскольку судом при рассмотрении споров применяются правовые нормы, установленные законодателем.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Вязовкиной В.В. к Военному комиссариату Самарской области о признании права на возмещение имущественных потерь, связанных со смертью кормильца, обязывании совершения действий и взыскании суммы отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ