решение вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Саломатина А.А.,

при секретаре Никоновой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства образования и науки Самарской области об отмене представления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани,

у с т а н о в и л:

Министерство образования и науки Самарской области обратилось в суд с названным заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Сызрани (далее Роспотребнадзор) - главным государственным санитарным врачом по <адрес>, Шигонскому, <адрес>м <адрес> ФИО3 вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении министерства образования и науки <адрес>. Согласно тексту представления, в отношении Общеобразовательного учреждения Кузькинской основной общеобразовательной школы было вынесено постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ за нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Роспотребнадзор полагает, что нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии произошло по причине недостаточного финансирования школы со стороны министерства образования и науки Самарской области, как учредителя школы, на выполнение мероприятий в соответствии с требованиями санитарного законодательства, а также на капитальный ремонт и реконструкцию зданий и сооружений школы, приобретение оборудования.

В связи с чем, Роспотребнадзором в адрес заявителя вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ , с обязыванием заявителя принять меры по устранению причин административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, т.е. фактически заинтересованное лицо обязало министерство образования и науки Самарской области провести финансирование расходов школы на содержание имущества школы и в том числе на мероприятия по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

Министерство образования и науки Самарской области не согласно с вынесенным представлением, поскольку финансирование расходов на школы на содержание имущества школы и в том числе на мероприятия по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии относится к полномочиям Администрации муниципального района <адрес>, а не к полномочиям министерства. Общеобразовательное учреждение Кузькинская основная общеобразовательная школа является муниципальным образовательным учреждением. Имущество, закрепленное за школой на праве оперативного управления, является муниципальным имуществом, которое закреплено за школой Администрацией муниципального района <адрес>.

В соответствии с действующим законодательством к полномочиям министерства образования и науки Самарской области относится финансовое обеспечение образовательного процесса в школе в рамках федерального государственного образовательного стандарта, а к полномочиям Администрации муниципального района <адрес> - относится финансовое обеспечение расходов школы на содержание здания школы и коммунальных расходов. Расходы на устранение нарушений требований санитарного законодательства подлежат включению в состав расходов по содержанию здания школы и должны финансироваться Администрацией муниципального района <адрес>, а не министерством образования и науки Самарской области.

Кроме того, представлением на министерство образования и науки Самарской области возлагаются обязанности, не относящиеся к его полномочиям, чем нарушаются права и законные интересы министерства в сфере его деятельности.

Министерство образования и науки Самарской области просит суд признать незаконным и отменить представление Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании представитель заявителя Дроздова Г.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала и просила суд удовлетворить их в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в судебное заседание дважды не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ просил дело слушанием отложить в связи с занятостью в другом процессе.

Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя заинтересованного лица по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

В силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Суд учитывает, что заявленный подлежит рассмотрение в течение 10 дней с момента поступления дела в суд, ранее ДД.ММ.ГГГГ дело слушанием откладывалось по ходатайству представителя заинтересованного лица в связи с его занятостью в другом судебном заседании. Кроме того, представителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в судебное заседание не представлены доказательства, подтверждающие занятость в другом судебном заседании как на ДД.ММ.ГГГГ, так и на ДД.ММ.ГГГГ

Суд полагает, что представителем заинтересованного лица допущено злоупотребление правом в отложение рассмотрения дела в третий раз будет противоречить положениям ч. 1 ст. 257 ГПК РФ, кроме того, нарушит права заявителя на доступ к правосудию в разумный срок.

Представитель третьего лица – общеобразовательного учреждения «Кузькинская основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был надлежащим образом уведомлен.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Сызрани - главным государственным санитарным врачом по <адрес>, <адрес>м <адрес> ФИО3 вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении министерства образования и науки Самарской области. Согласно тексту представления, в отношении Общеобразовательного учреждения Кузькинской основной общеобразовательной школы было вынесено постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ за нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Согласно текста обжалуемого представления нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии произошло по причине недостаточного финансирования школы со стороны министерства образования и науки Самарской области, как учредителя школы, на выполнение мероприятий в соответствии с требованиями санитарного законодательства, а также на капитальный ремонт и реконструкцию зданий и сооружений школы, приобретение оборудования.

Обжалуемым представлением ДД.ММ.ГГГГ , заявитель обязан принять меры по устранению причин административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, т.е. фактически заинтересованное лицо обязало министерство образования и науки Самарской области провести финансирование расходов школы на содержание имущества школы и в том числе на мероприятия по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу требований ст. 255 ГПК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправлений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа, его противоправного действия (бездействия) незаконным, является одновременное наличие двух обязательных условий наступлении юридически значимых последствий в виде незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушения государственным органом прав и законных интересов, а равно создание препятствий к осуществлению прав и свобод гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием. При этом, понуждение судок государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит заявитель, в силу требований ч.4 ст. 258 ГПК РФ допустимо только в случае признания действий (бездействия) государственного органа незаконным.

Суд полагает, что должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области нарушены нормы действующего законодательства при вынесении обжалуемого представления.

Согласно п. 6.1. ч.1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям министерства, как органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится:

«6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации»

В п. 13 ч.1 статьи 29 Закона РФ «Об образовании» также указано о том, что к полномочиям министерства также относится «установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

В п. 11.ч.1.ст. 15. Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано о том, что «к вопросам местного значения муниципального района относятся:

11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время».

Согласно п.п. 8.1, 8.2 Устава общеобразовательного учреждения «Кузькинская основная общеобразовательная школа» (л.д. 44) к полномочиям <адрес> как учредителя образовательного учреждения относится финансирование школы по муниципальным программам реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, оплате коммунальный услуг, приобретению оборудования. Таким образом, суд полагает несостоятельной ссылку заинтересованного лица в обжалуемом представлении на обязанность заявителя осуществлять финансирование образовательного учреждения по данным статьям бюджета на основании положений Устава школы.

Таким образом, судом установлено, что финансирование расходов школы на содержание имущества школы и в том числе на мероприятия по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии находятся в ведении <адрес>, в связи с чем, представление с обязанием устранить выявленные нарушения в адрес заявителя вынесено незаконно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 245-247, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Министерства образования и науки Самарской области об отмене представления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани удовлетворить.

Признать незаконным представлением от ДД.ММ.ГГГГ Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани, вынесенное в отношении Министерства образования и науки Самарской области.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу отменить в полном объеме представление от ДД.ММ.ГГГГ Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Сызрани, вынесенное в отношении Министерства образования и науки Самарской области

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ