вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Антоновой Е.В., при секретаре ТулановойИ.Н.,

с участием:

представителя заявителя КозловаВ.А. – Козловой А.В., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Самарской области – Найдовского П.Е., действующего на основании доверенности,

представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области – Кулиенко О.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Козлов В.А. об обжаловании действий Управления Росреестра по Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

КозловВ.А. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий Управления Росреестра по Самарской области.

Заявитель указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись была внесена ДД.ММ.ГГГГ года под № <данные изъяты>. Пункт 2.1. Постановления данный участок принадлежал заявителю до ДД.ММ.ГГГГ на основании права пожизненного владения землей.

Согласно свидетельству о праве собственности на землю площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м.

Вместе с тем, на момент выдачи свидетельства площадь земельного участка была ориентировочной, поскольку межевание не проводилось, границы земельного участка не устанавливались.

На ДД.ММ.ГГГГ площадь участка <данные изъяты> кв.м. была определена как ориентировочная, а сведения об участке подлежали уточнению при межевании.

Межевание земельного участка осуществлено в <данные изъяты> году. В результате установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. Местоположение и границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями; разногласий не имеется.

Заявитель обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., в чем ДД.ММ.ГГГГ было отказано на том основании, что не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.

Заявитель считает отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным, поскольку изменения в площади земельного участка установлены только в результате межевания, данные изменения поставлены на кадастровый учет, соответствуют закону; ранее площадь земельного участка являлась ориентировочной и подлежала уточнению. Просил признать отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным и обязать Управление Росреестра по <адрес> зарегистрировать право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области заявление не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, суду пояснила, что заявитель не представил на государственную регистрацию правоустанавливающий документ на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м либо документ, подтверждающий основания изменения площади земельного участка.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области суду пояснила, что учет изменений сведений о площади земельного участка осуществлен в соответствии с законом о кадастре, на основании межевого дела, площадь уточнена в пределах допустимых законом норм, ранее границы и площадь земельного участка были ориентировочными. Считает заявление обоснованным.

В соответствии со ст.ст. 255-256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного или муниципального служащего, в результате которых нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что заявитель является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о праве собственности на землю площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м.

Вместе с тем, на момент выдачи свидетельства площадь земельного участка была ориентировочной, поскольку межевание не проводилось, границы земельного участка не устанавливались, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ.

Межевание земельного участка осуществлено в <данные изъяты> году. В результате установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. Местоположение и границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями; уточнения местоположения границ земельного участка и площади земельного участка внесены в кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявитель обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м; представил на государственную регистрацию свидетельство на право собственности на землю земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ площадью <данные изъяты> кв.м.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок на том основании, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие расхождение площади земельного участка между правоустанавливающим документом и кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, представленные на регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям закона.

Решение регистрирующего органа не основано на законе.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в случае, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел 1 Единого государственного реестра прав, уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании представленного органом кадастрового учета в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимого имущества. Уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества также могут вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества или прилагаемой кадастровой выписки о таком объекте недвижимого имущества, содержащей внесенные в государственный кадастр недвижимости новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.

В силу п. 1 ст. 45 ФЗ РФ от 24.07.2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (ДД.ММ.ГГГГ) или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: в том числе и площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Согласно п. 3 ст. 45 ФЗ РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 27 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии с п. 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 года № 219, лист записи об изменениях используется для внесения в ЕГРП таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям относится, в частности, уточнение площади объекта недвижимого имущества, адреса и т.п. Согласно п. 68 Правил ведения ЕГРП в графу «Содержание изменений» вносятся сведения о произведенных изменениях, а в графе «Документы-основания» указываются реквизиты документов, послуживших основанием для внесения изменений.

В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, заявитель представил на государственную регистрацию свидетельство о праве на землю, которое полностью соответствует действующему законодательству по форме и по содержанию, содержит описание земельного участка, его площадь, адрес, кадастровый номер, категорию земель и вид разрешенного использования.

Представленный на государственную регистрацию кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ также содержит всю необходимую для государственной регистрации информацию.

Из данного документа следует, что в результате проведенного межевания была уточнена площадь земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего заявителю на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ; уточненная площадь земельного участка – <данные изъяты> кв.м соответствует материалам межевания.

Кадастровый план соответствует правоустанавливающему документу, представленному заявителем на государственную регистрацию, и подтверждает факт изменения площади земельного участка в результате уточнения его границ.

Таким образом, государственный регистратор располагал всеми необходимыми сведениями об объекте недвижимого имущества.

Кадастровый учет земельного участка в связи с изменением его площади соответствует закону.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение в осуществлении данного кадастрового учета, если такое изменение обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

В силу п. 5 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

В соответствии со ст. 33 Закона о кадастре предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.13 Закона Самарской области № 94-ГД от 11.03.2005 года «О Земле» минимальный размер земельного участка, находящегося в государственной, муниципальной собственности - 0,03 гектара - для садоводства.

Заявитель уточнил границы своего земельного участка в пределах норм, установленных ст. 13 Закона Самарской области «О Земле».

Учитывая, что границы спорного земельного участка уточнены впервые и в соответствии с действующим законодательством; каких-либо иных документов о межевании, имеющих одинаковую юридическую силу с кадастровым паспортом, не имеется; установленные границы не превышают установленные законом пределы и согласованы со смежными землепользователями, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на земельный участок не основан на законе и нарушает права заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Козлов В.А. об обжаловании действий Управления Росреестра по Самарской области удовлетворить.

Признать отказ Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности Козлов В.А. на земельный участок, площадью 599 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировать право собственности Козлов В.А. на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е. В. Антонова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.