вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Антоновой Е.В., при секретаре ТулановойИ.Н.,

с участием:

представителя заявителя КозловаВ.А. – Козловой А.В., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Самарской области – Найдовского П.Е., действующего на основании доверенности,

представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области – Кулиенко О.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Козлов В.А. об обжаловании действий Управления Росреестра по Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

КозловВ.А. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий Управления Росреестра по Самарской области.

Заявитель указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись была внесена ДД.ММ.ГГГГ под № <данные изъяты>. Пункт 2.1. Постановления данный участок принадлежал заявителю до ДД.ММ.ГГГГ на основании права пожизненного владения землей.

Согласно свидетельству о праве собственности на землю площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м.

Вместе с тем, на момент выдачи свидетельства площадь земельного участка была ориентировочной, поскольку межевание не проводилось, границы земельного участка не устанавливались.

На ДД.ММ.ГГГГ площадь участка <данные изъяты> кв.м. была определена как ориентировочная, а сведения об участке подлежали уточнению при межевании.

Межевание земельного участка осуществлено в <данные изъяты> году. В результате установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет 1128 кв.м. Местоположение и границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями; разногласий не имеется.

Заявитель обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., в чем ДД.ММ.ГГГГ было отказано на том основании, что не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.

Заявитель считает отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным, поскольку изменения в площади земельного участка установлены только в результате межевания, данные изменения поставлены на кадастровый учет, соответствуют закону; ранее площадь земельного участка являлась ориентировочной и подлежала уточнению. Просил признать отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным и обязать Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировать право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области заявление не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, суду пояснила, что заявитель не представил на государственную регистрацию правоустанавливающий документ на земельный участок, площадью 1128 кв.м либо документ, подтверждающий основания изменения площади земельного участка.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области суду пояснила, что учет изменений сведений о площади земельного участка осуществен в соответствии с законом о кадастре, на основании межевого дела, площадь уточнена в пределах допустимых законом норм, ранее границы и площадь земельного участка были ориентировочными. Считает заявление обосновнаным.

В соответствии со ст.ст. 255-256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного или муниципального служащего, в результате которых нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что заявитель является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о праве собственности на землю площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м.

Вместе с тем, на момент выдачи свидетельства площадь земельного участка была ориентировочной, поскольку межевание не проводилось, границы земельного участка не устанавливались, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ.

Межевание земельного участка осуществлено в <данные изъяты> году. В результате установлено, что фактическая площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. Местоположение и границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями; уточнения местоположения границ земельного участка и площади земельного участка внесены в кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявитель обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м; представил на государственную регистрацию свидетельство на право собственности на землю земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ площадью <данные изъяты> кв.м.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок на том основании, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие расхождение площади земельного участка между правоустанавливающим документом и кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, представленные на регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям закона.

Решение регистрирующего органа не основано на законе.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в случае, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел 1 Единого государственного реестра прав, уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании представленного органом кадастрового учета в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимого имущества. Уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества также могут вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества или прилагаемой кадастровой выписки о таком объекте недвижимого имущества, содержащей внесенные в государственный кадастр недвижимости новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.

В силу п. 1 ст. 45 ФЗ РФ от 24.07.2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (01.03.2008 г.) или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: в том числе и площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Согласно п. 3 ст. 45 ФЗ РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 27 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии с п. 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 года № 219, лист записи об изменениях используется для внесения в ЕГРП таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям относится, в частности, уточнение площади объекта недвижимого имущества, адреса и т.п. Согласно п. 68 Правил ведения ЕГРП в графу «Содержание изменений» вносятся сведения о произведенных изменениях, а в графе «Документы-основания» указываются реквизиты документов, послуживших основанием для внесения изменений.

В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок, площадью 829 кв.м, заявитель представил на государственную регистрацию свидетельство о праве на землю, которое полностью соответствует действующему законодательству по форме и по содержанию, содержит описание земельного участка, его площадь, адрес, кадастровый номер, категорию земель и вид разрешенного использования.

Представленный на государственную регистрацию кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ также содержит всю необходимую для государственной регистрации информацию.

Из данного документа следует, что в результате проведенного межевания была уточнена площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего заявителю на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ; уточненная площадь земельного участка – 1128 кв.м соответствует материалам межевания. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> снят с кадастрового учета, на учет поставлен образованный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

Кадастровый план соответствует правоустанавливающему документу, представленному заявителем на государственную регистрацию, и подтверждает факт изменения площади земельного участка в результате уточнения его границ.

Таким образом, государственный регистратор располагал всеми необходимыми сведениями об объекте недвижимого имущества.

Кадастровый учет земельного участка в связи с изменением его площади соответствует закону.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение в осуществлении данного кадастрового учета, если такое изменение обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

В силу п. 5 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.

В соответствии со ст. 33 Закона о кадастре предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.13 Закона Самарской области № 94-ГД от 11.03.2005 года «О Земле» минимальный размер земельного участка, находящегося в государственной, муниципальной собственности - 0,03 гектара - для садоводства.

Заявитель уточнил границы своего земельного участка в пределах норм, установленных ст. 13 Закона Самарской области «О Земле».

Учитывая, что границы спорного земельного участка уточнены впервые и в соответствии с действующим законодательством; каких-либо иных документов о межевании, имеющих одинаковую юридическую силу с кадастровым паспортом, не имеется; установленные границы не превышают установленные законом пределы и согласованы со смежными землепользователями, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на земельный участок не основан на законе и нарушает права заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Козлов В.А. об обжаловании действий Управления Росреестра по <адрес> удовлетворить.

Признать отказ Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности Козлов В.А. на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> незаконным.

Обязать Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировать право собственности Козлов В.А. на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е. В. Антонова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.