решение вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Саломатина А.А.

при секретаре Никоновой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кистяева В.В. к Военному комиссариату Самарской области о перерасчете и взыскании недополученных денежных сумм возмещения вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При освидетельствовании во ВТЭК ДД.ММ.ГГГГ истец признан <данные изъяты> вследствие увечье, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанно с аварией на Чернобыльской АЭС бессрочно.

На основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ исходя из денежного довольствия в размере 1530 руб. 28 коп.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ назначенная ему ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью также составляла 1530 руб. 28 коп.

На основании части 5 статьи 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), суды вправе проиндексировать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью следующим образом: с ДД.ММ.ГГГГ – в 1,581 раза (132 руб. 00 коп.: 83 руб. 49 коп.) и с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,515 раза (200 руб.00 коп.: 132 руб. 00 коп.), то есть на коэффициенты роста минимального размера оплаты труда, указанного в статье 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Положениями части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда здоровью и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального Закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ суммы возмещения вреда здоровью подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, а на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П – пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, а если такое отсутствует – на основе данных, полученных в Федеральных органах исполнительной власти. Несмотря на то, что норма ст. 2 ФЗ от 12.02.2001г. вступила в силу 15.02.2001г., первая ежегодная индексация с учетом роста величины прожиточного минимума могла быть произведена только с января 2002 г. (об этом говорится в части 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 05.04 2005г. № 7).

Величина прожиточного минимума по Самарской области за 2000г. и по 3 квартал 2001г. не рассчитывалась, а впервые была определена только в 4 квартале 2001г. Это позволяет применить индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионеров по Российской Федерации, определенный как соотношение суммы ежеквартальных величин прожиточного минимума по Российской Федерации за 2001г. к сумме ежеквартальных величин прожиточного минимума по Российской Федерации за 2000г. – 1,258 (1144,25 : 909,32), который подлежит применению с 01.01.2002г.

После применения индекса 1,258 просит применить коэффициенты роста величины прожиточного минимума по Самарской области по тому же принципу как по Российской Федерации.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионеров по Самарской области в размере 1,205 и с ДД.ММ.ГГГГ – 1,139.

В дальнейшем применяет индексы инфляции: с ДД.ММ.ГГГГ - 1,11, с ДД.ММ.ГГГГ 1,09, с ДД.ММ.ГГГГ – 1,08, с ДД.ММ.ГГГГ1,105, с ДД.ММ.ГГГГ – 1,13, с ДД.ММ.ГГГГ 1,10 и с ДД.ММ.ГГГГ – 1,065 на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, истец полагал, что ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью в настоящее время должна составлять 12096 руб. 61 коп.

Истец также указал, что размер недополученной ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом инфляции и ранее выплаченных сумм составил 957 683 рублей 40 копеек Данную сумму истец просит взыскать с Военного комиссариата Самарской области за счет средств Федерального бюджета РФ (казны) Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ единовременно. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ и пожизненно просит обязать ответчика выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 12096 рублей 61 копеек с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель истца Калашников В.А., действующий на основании доверенности, требования поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным основания, а также просил суд взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, арифметически расчет не оспаривала.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При освидетельствовании во ВТЭК ДД.ММ.ГГГГ признан <данные изъяты> вследствие увечье, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанно с аварией на Чернобыльской АЭС бессрочно.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ назначенная ему ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью также составляла 1530 рублей 28 копеек.

Положениями части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда здоровью и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.

Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы, как относящийся к вреду реально восполнимому и неисчислимому, подлежат, возможно, более полному по объему возмещению, которое с учетом специфики обстоятельств причинения такого вреда осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

На основании ч.5 ст.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. № 35 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005г. №7), суды вправе проиндексировать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью следующим образом: с ДД.ММ.ГГГГ – в 1,581 раза (132 руб. 00 коп.: 83 руб. 49 коп.); с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,515 раза (200 руб.00 коп.: 132 руб. 00 коп.), то есть на коэффициенты роста минимального размера оплаты труда, указанного в статье 1 Федерального Закона от 19.06.2000г.№ 82 – ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Кроме того, в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. № 35, «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005г. № 7 и от 11 мая 2007г. № 23 также указано, учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации

Ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате, в установленном порядке с ДД.ММ.ГГГГ своевременно проиндексированы не были, недополученная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к причинению ему имущественного вреда (убытков).

Учитывая, что суммы возмещения вреда здоровью не были своевременно выплачены в надлежащем объеме истец обоснованно просит возместить убытки, причиненные несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда.

Данная индексация повторной не является, поскольку упомянутые коэффициенты роста МРОТ, прожиточного минимума и уровня инфляции, использованы в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности.

В пользу истца подлежит взысканию задолженность за несвоевременно проиндексированную и назначенную к выплате сумму в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 957 683 рублей 40 копеек.

Обязать ответчика выплачивать истцу с ДД.ММ.ГГГГ и пожизненно ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 12 096 рублей 61 копеек с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Кроме этого, в соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. С учетом сложности данного гражданского дела суд считает необходимым снизить сумму оплаты услуг представителя до 5000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кистяева В.В. к Военному комиссариату Самарской области о перерасчете и взыскании недополученных денежных сумм в возмещение вреда здоровью удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Самарской области за счет средств Федерального бюджета РФ (казны) РФ в пользу Кистяева В.В. задолженность за несвоевременно проиндексированную и назначенную к выплате сумму в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 957 683 рублей 40 копеек единовременно.

Взыскать с Военного комиссариата Самарской области за счет средств Федерального бюджета РФ (казны) РФ в пользу Кистяева В.В. расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей

Обязать Военный комиссариат Самарской области за счет средств Федерального бюджета РФ (казны) РФ выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ и пожизненно в пользу Кистяева В.В. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 12 096 рублей 61 копейку, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней.

Председательствующий: