РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Самара Самарский районный суд г.Самары в состав судьи АнтоновойЕ.В., при секретаре ТулановойИ.Н., с участием: истца заместителя Куйбышевской транспортной прокуратуры – ЛитвинаМ.Ю., представившего удостоверение, представителя ответчика Средневолжского ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО – МакаровойС.Ю., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Управление РЖД и Управление на транспорте МВД по ПФО – ВаулинаА.В., действующего на основании доверенности, представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора – ШарлаеваА.В., представившего удостоверение, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №/2011 по иску заместителя Куйбышевского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Средневолжскому линейному управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу об устранении нарушений закона в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, у с т а но в и л: Заместитель Куйбышевского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к УВДТ УТ МВД России по ПФО об устранении нарушений закона в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Истец указал, что Куйбышевской транспортной прокуратурой совместно с сотрудниками Управления Роспотребнадзора г.о.Самара проведена проверка соблюдения правил санитарно-эпидемиологических правил в ИВС СЛУВДТ, расположенного по адресу: <адрес>. Проверкой установлено, что в нарушение ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ и п.1.3. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» изолятор осуществляет медицинскую деятельность по доврачебной медицинской помощи по лечебному делу, не имея лицензию. Истец просил суд обязать Средневолжское Линейное Управление внутренних дел на транспорте УТ МВД России по ПФО в лице начальника ФИО1 получить лицензию на медицинскую деятельность по доврачебной медицинской помощи по лечебному делу; обязать начальника Средневолжского Линейного Управления внутренних дел на транспорте УТ МВД России по ПФО ФИО1 о результатах устранения нарушений сообщить в Центр Государственного санитарно-эпидемиологиского надзора в Самарской области и Куйбышевскую транспортную прокуратуру. В судебном заседании истец требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО в судебном заседании иск не признала по тем основаниям, что ЛУВДТ УТ МВД России по ПФО не осуществляет медицинскую деятельность, в штате имеется фельдшер, который осуществляет медицинский осмотр поступающих в ИВС обвиняемых и подозреваемых, а также оказывает первую медицинскую помощь при травмах. Данная деятельность осуществляется с рамках ФЗ РФ « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Представитель ответчика Управление РЖД и Управление на транспорте МВД по ПФО просил принять решение на усмотрение суда, пояснил, что на основании договора от 20.01.2011 года ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») передало ГУ Средневолжское ЛУВДТ УТ МВД в безвозмездное пользование здание, в котором осуществляет свою деятельность ответчик. Представитель привлеченного к участию в деле Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, что подтверждается распиской; об отложении судебного заседания не просил, о причинах неявки суду не сообщил. Представитель третьего лица – Управления Роспотребнадзора суду сообщил, что в ходе проведенной проверки было установлено, что в штате Средневолжского ЛУВДТ УТ МВД имеется медицинский работник, в функции которого входит доврачебная медицинская помощь, медицинские осмотры. Данная деятельность является медицинской, поэтому в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» она подлежит лицензированию. Средневолжское ЛУВДТ УТ МВД не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, что является нарушением закона. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично. Согласно ст. 23 Федерального закона РФ № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Деятельность изолятора временного содержания Средневолжского ЛУВДТ УТ МВД регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, утвержденным Приказом МВД России от 7.03.2006 года № 140дсп, Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950. Главой 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, утверждено медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых, а также действия медицинских работников и должностных лиц ИВС по медико-санитарной работе. В соответствии с п.122 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, медицинские работники изолятора осуществляют проведение обязательных медицинских осмотров с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования. Деятельность медицинских работников ИВС осуществляется на основании совместного приказа МВД РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 года № 1115/475 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел». В соответствии с п.8.1 Инструкции медицинские работники ИВС осуществляют активное выявление инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний путем проведения медицинских осмотров: при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС. В соответствии с п.9 Инструкции в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС. В соответствии с п.1.3. Постановления от 18 мая 2010 г. N 58 Об утверждении СаНПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 96 ст. 17 Федерального закона от 22.01.2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи, в том числе, доврачебной медицинской помощи, в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности и медицинские осмотры. Таким образом, законодателем установлено, что медицинские сотрудники ИВС осуществляют медицинский осмотр, выявляют наличие инфекционных заболеваний, больных, нуждающихся в первой медицинской помощи, оказывают первую медицинскую помощь. Данная деятельность относится к медицинской и потому подлежит лицензированию. Судом установлено, что Средневолжское ЛУВДТ УТ МВД имеет изолятор временного содержания – ИВС, в котором содержатся обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений. В целях оказания первой доврачебной помощи, проведения медицинских осмотров поступающих и содержащихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в штате имеется фельдшер, что не оспаривается ответчиком. Следовательно, Средневолжское ЛУВДТ УТ МВД осуществляет медицинскую деятельность. Довод представителя ответчика о том, что медицинская деятельность не является основной и ее лицензирование необязательно, несостоятелен, поскольку указанные выше нормативные акты не предусматривают каких-либо исключений и распространяются на любых лиц, осуществляющих медицинскую деятельность вне зависимости от того, является ли данная деятельность основной или сопутствующей. Таким образом, осуществление ответчиком медицинской деятельности без лицензии является нарушением закона, которое подлежит устранению. Требование истца об обязании ответчика уведомить о предпринятых мерах прокурора и Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Самарской области необоснованно, поскольку гражданским законодательством не предусмотрен такой способ защиты нарушенного права. Истец вправе участвовать в исполнительном производстве, обращаться за исполнительным листом, предъявлять его к исполнению и знать об исполнении решения суда, в связи с чем иск в указанной части не подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск заместителя Куйбышевского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Средневолжскому линейному управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу об устранении нарушений закона в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения удовлетворить частично. Обязать Средневолжское Линейное Управление внутренних дел на транспорте УТ МВД России по ПФО получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по доврачебной медицинской помощи. В остальной части в удовлетворении иска отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья: Е. В. Антонова Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ