вступило в силу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Самара

Самарский районный суд г.Самары в состав судьи АнтоновойЕ.В., при секретаре ТулановойИ.Н.,

с участием:

представителя истца прокуратуры Самарского района г.Самары – ЧужойЕ.В.,

представителя ответчика – заведующей МДОУ детский сад №144 – ЗолотовойН.М.,

представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара – Белозерской Н.Н., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Администрации г.о. Самара – ПоповойЕ.С., действующей на основании доверенности,

представителя отдела надзорной деятельности Самарского района г.о.Самара – СалиховойГ.К.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Самарского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад № 144, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара об устранении нарушений закона в области пожарной безопасности, лицензирования медицинской деятельности, санитарно-эпидемиологической безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Самарского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МДОУ детский сад № 144, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара об устранении нарушений закона в области пожарной безопасности, лицензирования медицинской деятельности, санитарно-эпидемиологической безопасности.

Истец указал, что прокуратурой Самарского района г.Самары проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МДОУ детский сад №144 законодательства об образовании. Проведенной проверкой выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.03 № 313, Закона РФ «Об образовании». В нарушение требований Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения по адресу: г.Самара, ул. Максима Горького, 107 имеются следующие нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации:

- на путях эвакуации (полы коридоров) применяется горючий материал (линолеум) с высокой пожарной опасностью. ППБ 01-03 п. 53, п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.25; ППБ 101-89 п. 2.1.21

-ширина горизонтальных участков путей эвакуации не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, менее 1.2м (фактически 92 см, 88 см). Двери из помещений в коридоры расположены двусторонне, что уменьшает путь эвакуации надверное полотно. ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.26*, п. 6.27;

-пути эвакуации, размещение, нахождение средств пожарной безопасности, не в полном объеме обозначены знаками пожарной безопасности, ППБ 01-03 п.п. 27, 51;

-выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации не осуществлен по выделенному радиоканалу на ЦУС («01») Государственной службы, ППБ 01-03 п.З, НПБ 88-2001 п. 13.4, НПБ 110-03 п. 12.

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов согласно ст. 19 Федерального Закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Система противопожарной защиты здания МДОУ детский сад №144 (являющегося муниципальной собственностью) не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости. Источником формирования финансовых ресурсов МДОУ детский сад №144 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ. Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара №707 от 26.03.09, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений. Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О техническом регулировании», и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера. Выявленные в МДОУ детский сад №144 нарушения пожарной безопасности, допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности МДОУ является объектом постоянного контроля ОГПН района, в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить МДОУ средства на устранение нарушений пожарной безопасности. Без привлечения дополнительных средств МДОУ детский сад №144 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.

Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение ст. 32 ФЗ РФ «Об образовании», ст. 4, ст. 7 ФЗ РФ от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» МДОУ детский сад № 144 г.о. Самара, осуществляющий медицинскую деятельность, не имеет лицензии на данный вид деятельности.

Истец просил суд признать бездействие администрации городского округа Самара, Департамента образования администрации городского округа Самара в части непринятия мер к устранению нарушений пожарной безопасности МДОУ детский сад №144 незаконным; обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МДОУ детский сад №144 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания в соответствие с действующим законодательством, а именно: выполнить ни путях эвакуации (полы коридоров) в соответствии с требованиями ППБ 01-03; выполнить ширину эвакуационного пути по коридору не менее 1.2 м; обозначить знаками пожарной безопасности пути эвакуации, размещение, нахождение средств пожарной безопасности; осуществить выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному радиоканалу на ЦУС («01») Государственной службы; обязать администрацию г.о. Самара, МДОУ детский сад №418 предоставить помещение для работы медицинских работников, соответствующее установленным санитарным правилам и нормам, оснащенное медицинским оборудованием и инструментарием; обязать МОУ детский сад №144 получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

В судебном заседании представитель истца требования уточнила и просила суд признать бездействие администрации городского округа Самара, Департамента образования администрации городского округа Самара в части непринятия мер к устранению нарушений пожарной безопасности МДОУ детский сад №144 незаконным; обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации т.о. Самара. МДОУ детский сад №144 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания в соответствие с действующим законодательством, а именно: выполнить ширину эвакуационного пути по коридору не менее 1,2 м; осуществить выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному радиоканалу на ЦУС («01») Государственной службы. В остальной части от первоначального иска отказалась.

Представитель Администрации городского округа Самара иск не признала по тем основаниям, что устранение нарушений законодательства в области пожарной безопасности не относится к полномочиям органа местного самоуправления; финансирование детского сада осуществляется в пределах лимитов бюджетных ассигнований, утвержденных решением Думы г.о. Самара; на 2011 год в бюджете г.о. Самара предусмотрены ассигнования на обеспечение деятельности школ и детских садов в объеме 1143101,8 рублей.

Представитель Департамента образования Администрации городского округа Самара иск не признала на том основании, что привести ширину эвакуационного пути по коридору в соответствии с правилами пожарной безопасности технически не представляется возможным, поскольку для устранения указанного нарушения необходима реконструкция всего здания; в 2009 году детский сад получил лицензию, которой подтверждается соответствие здания требованиям пожарной безопасности; вывод сигнала о срабатывании сигнала пожарной безопасности является рекомендованным и не является обязательным.

Заведующая детским садом № 144 иск признала в части наличия выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, суду пояснила, что двери в коридоре, ширина которого не соответствует требованиям пожарной безопасности, являются распашными и открываются в коридор, переставить данные двери невозможно, равно как невозможно и расширить коридор. Для выхода сигнала оборудование установлено, детский сад готов заключить договор для принятия сигнала.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья мучающихся, воспитанников.

Система противопожарной защиты здания детского сада № 144, являющегося муниципальной собственностью, не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности.

Согласно акту № 180 от 19.06.2008 года и предписанию № 144 от 18.06.2008 года в МДОУ № 144 Самарского района г.о. Самара выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности.

Срок исполнения предписания – 1 квартал 2009г., однако, до настоящего времени не устранены следующие нарушения:

-ширина горизонтальных участков путей эвакуации не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, менее 1.2м (фактически 92 см, 88 см). Двери из помещений в коридоры расположены двусторонне, что уменьшает путь эвакуации надверное полотно. ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.26*, п. 6.27;

-выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации не осуществлен по выделенному радиоканалу на ЦУС («01») Государственной службы, ППБ 01-03 п.З, НПБ 88-2001 п. 13.4, НПБ 110-03 п. 12.

Доводы представителей администрации г.о. Самара и Департамента об образовании г.о. Самара в части отсутствия у них полномочий на проведение организационно-хозяйственных мероприятий и отсутствие бездействия несостоятельны.

Источником формирования финансовых ресурсов детского сада № 144 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары № 294 от 10.07.06, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится:

1)                         обеспечивает составление проекта бюджета городского округа и разрабатывает и представляет документы и материалы, составляемые одновременно с проектом бюджета;

2)                         готовит предложения по внесению изменений в решение о бюджете городского округа.

Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации городского округа Самара.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара. Решение вопросов местного значения в соответствии со ст. 25 Устава относится к компетенции администрации г.о. Самара.

На основании п. 3.9 Положения о Департаменте образования администрации города Самары, утвержденного постановлением Главы города Самара от 20.02.04г. №33, Департамент образования учреждает, реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные учреждения, а также иные организации муниципальной системы образования от имени муниципального образования города Самара, утверждает их учредительные документы, изменения и дополнения в них. Согласно п. 3.16 названного Положения в функции Департамента входят также прогноз потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений и иных организаций муниципальной системы образования.

Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п.l 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара № 707 от 26.03.09, является «отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О техническом регулировании», и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.

Допрошенный судом в качестве специалиста государственный инспектор г.о. Самара по пожарному надзору подтвердила, что указанные в предписании нарушения требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 144 не устранены. Принимая во внимание, что детский сад является дошкольным образовательным учреждением, орган пожарного надзора считает необходимым установить выход сигнала в целях своевременного и непосредственного оповещения о возникшей пожарной опасности и предотвращения угрозы жизни и здоровью детей. Возможность подключения выхода и принятия сигнала имеется с середины 2010 года, однако, до настоящего времени детский сад не заключил соответствующий договор. Ширину коридора также необходимо привести в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности.

С учетом исследованных доказательств суд считает несостоятельным довод представителей Департамента образования администрации г.о. Самара и Администрации г.о. Самара о необязательности исполнения требования об установлении выхода сигнала.

Принимая во внимание, что государственный орган в области надзора за соблюдение пожарной безопасности с учетом конкретных обстоятельств (массовость пребывания в здании людей, малолетний возраст детей, посещающих детский сад), принял решение о необходимости установления выхода сигнала, данное требование подлежит исполнению ответчиками независимо от того, что в соответствии с п. 13.4 НПБ 88-01, НПБ 110-03 выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному каналу на ЦУС («01») Государственной службы является рекомендованным или целесообразным. В данном случае установление выхода сигнала целесообразно в целях предотвращения пожара и причинения вреда здоровью детей.

Довод представителей ответчиков о технической невозможности приведения ширины коридора в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности не может быть принят во внимание, поскольку ответчики не представили доказательств, подтверждающих совершение ими действий, направленных на принятие компенсирующих мер, а наличие данного нарушение свидетельствует о сохранении пожарной опасности, что недопустимо в детском учреждении.

Довод представителей ответчиков о том, что на 2011 год предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности школ, не влияет на вывод суда о необходимости устранения имеющихся нарушений пожарной безопасности в МДОУ № 144.

С учетом изложенного иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Самарского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад № 144, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара об устранении нарушений закона в области пожарной безопасности, удовлетворить полностью.

Признать бездействие администрации городского округа Самара, Департамента образования администрации городского округа Самара в части непринятия мер к устранению нарушений пожарной безопасности МДОУ детский сад №144 незаконным.

Обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации т.о. Самара. МДОУ детский сад №144 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания в соответствие с действующим законодательством, а именно: выполнить ширину эвакуационного пути по коридору не менее 1,2 м; осуществить выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному радиоканалу на ЦУС («01») Государственной службы.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е. В. Антонова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ