РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд в составе: председательствующего судьи Титовец М.В., при секретаре Беловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Самарского района г.Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ СОШ №39, Администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно - эпидемиологического законодательства, у с т а н о в и л: Прокурор Самарского района г.Самары обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ №39, Администрации городского округа Самара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно - эпидемиологического законодательства и обязании лицензирования медицинской деятельности, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Самарского района г.Самары проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МОУ СОШ №39 законодательства об образовании. В результате проверки установлено, что в нарушение требований установленного законодательства, а также ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ в МОУ СОШ №39 медицинский кабинет состоит из 1-го кабинета. В нарушение требований ст. 4 Федерального Закона от 08.08.01 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» МОУ СОШ №39 осуществляет медицинскую деятельность без специальной лицензии, получение которой обязательно. Просил суд обязать администрацию г.о. Самара, МОУ СОШ №39 предоставить помещение для работы медицинских работников, соответствующее установленным санитарным правилам и нормам, оснащенное медицинским оборудованием и инструментарием; признать незаконными действия МОУ СОШ №39 по осуществлению медицинской деятельности в отсутствие лицензии и обязать МОУ СОШ №39 получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. В судебном заседании представитель прокуратуры Самарского района г.Самары Мирошниченко Е.Б. исковые требования уточнила. Просит суд обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МОУ СОШ №39 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью предоставления помещения для работы медицинских работников, соответствующее действующему санитарно-эпидемиологическому законодательству, оснащенное медицинским оборудованием и инструментарием. Суду показала, что необходимо выделить дополнительное помещение для врача, так как отсутствует процедурный кабинет, оснащенный медицинским оборудованием и инструментами. Представитель ответчика Администрации г.о.Самара Раджабова М.Ш., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель ответчика Департамента образования администрации г.о. Самара Семенов А.В., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление. Представитель ответчика МОУ СОШ №39 Окуленко Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования признал частично. Согласен, что должен быть процедурный кабинет, пока нет помещения, но оборудование все есть, которое находится в медицинском кабинете. Помещение, которое примыкает к медицинскому кабинету, находится в аварийном состоянии, которому требуется капитальный ремонт. Заявка подается ежегодно, но денежные средства не выделяются и возможности привести данное помещение в порядок, нет. Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно ст. 10 ФЗ от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» обязательным является обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка. В п. 1 ст. 9 данного закона устанавливается, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении, социальном учебно-воспитательном учреждении не могут ущемляться права ребенка. В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Статьей 28 Федерального закона 52-ФЗ от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Согласно ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 44 от 28.11.2002 года, все общеобразовательные учреждения должны укомплектовываться квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиаторов. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. В комплекс оздоровлении включается также психолого-педагогическая коррекция. В соответствии с п. 1.19 устава МОУ СОШ №39 медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается специально закрепленным медицинским персоналом, для работы которого школа предоставляет необходимые помещения с соответствующими условиями и который наряду с администрацией и педагогическим составом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение медицинских и санитарно-гигиенических норм, режима питания обучающихся. Согласно п. 2.8.5 СанПиН медицинский пункт располагается на первом этаже и включает кабинет врача и процедурную. Судом установлено, что прокуратурой Самарского района г.Самары проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МОУ СОШ №39 законодательства об образовании. В результате проверки установлено, что в нарушение требований установленного законодательства, а также ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ в МОУ СОШ №39 медицинский кабинет состоит из 1-го кабинета. Директор школы не оспаривает данные нарушения. В соответствии с требованиями п.п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары № 294 от 10.07.06, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: 1) обеспечивает составление проекта бюджета городского округа и разрабатывает и представляет документы и материалы, составляемые одновременно с проектом бюджета; 2) готовит предложения по внесению изменений в решение о бюджете городского округа. Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации городского округа Самара. На основании п. 3.9 Положения о Департаменте образования администрации города Самары, утвержденного постановлением Главы города Самара от 20.02.04г. №33, Департамент образования Учреждает, реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные учреждения, а также иные организации муниципальной системы образования от имени муниципального образования города Самара, утверждает их учредительные документы, изменения и дополнения в них. Согласно п. 3.16 названного Положения в функции Департамента входят также прогноз потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений и иных организаций муниципальной системы образования. Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара №707 от 26.03.09, является отраслевым функциональным органом администрации г.о, Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений. Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О техническом регулировании». Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, техническая безопасность, а также безопасности в целях защиты жизни или здоровья граждан. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера. Учредителем МОУ СОШ №39 являются муниципальное образование городского округа Самара. Учредитель осуществляет полномочия по финансированию затрат на коммунальные услуги, ремонт зданий, приобретение оборудования длительного пользования. Без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ №39 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Сам факт наличия нарушений СанПиН, влекущих невозможность использования медицинского кабинета в целях оздоровления детей, обучающихся в МОУ СОШ № 39, свидетельствует о недостаточном финансировании образовательного учреждения и недостаточном использовании ответчиками всех организационно-технических мер, направленных на получение необходимых денежных средств. С учетом изложенного исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Самарского района г.Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ СОШ №39, Администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно - эпидемиологического законодательства удовлетворить. Обязать администрацию городского округа Самара, Департамент образования администрации городского округа Самара, муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ № 39 городского округа Самара предоставить медицинский кабинет (для проведения медицинских процедур), оснащенный медицинским оборудованием и инструментарием. Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Самарский районный суд гор. Самары. Председательствующий: Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ