решение вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи КривицкойО.Г.,

при секретаре Мурыгиной О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Самарского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению Гимназия , администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации городского округа Самара, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Самарского района г.Самары, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению Гимназия , администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации городского округа Самара, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, утверждая, что прокуратурой Самарского района г.Самары проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МОУ гимназия законодательства об образовании.

Проверкой в МОУ гимназия выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Закона РФ «Об образовании».

Система противопожарной защиты здания МОУ гимназия (являющегося муниципальной собственностью) не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности, как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости.

Источником формирования финансовых ресурсов МОУ гимназия являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Выявленные в МОУ гимназия нарушения пожарной безопасности, допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности МОУ является объектом постоянного контроля Отдела государственного пожарного надзора района, в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить МОУ средства на устранение нарушений пожарной безопасности.

Без привлечения дополнительных средств МОУ гимназия самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.

На основании изложенного истец (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ л.д.129) просил суд:

Признать бездействие Администрации г.о. Самара. Департамента образования администрации г.о. Самара в части непринятия мер к устранению нарушений пожарной безопасности МОУ Гимназия незаконным.

Обязать администрацию г. Самара, Департамент образования администрации г. Самара. МОУ Гимназия провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния зданий школы в соответствие с действующим законодательством, а именно:

по адресу <адрес> выполнить второй эвакуационный выход со второго, третьего, четвертого этажа здания; выполнить второй эвакуационный выход из помещения спортивного зала; ширину дверного проема запасного эвакуационного выхода из помещения столовой выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов (0,77м); выход из подвального помещения выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов; в коридорах без естественного освещения, предназначенных для эвакуации 50 и более человек установить систему дымоудаления; монтаж электропроводов выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (соединение электрического кабеля проводов выполнить без «скрутки»); становить электрические светильники с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

по адресу: <адрес> ширину дверного проема эвакуационного выхода из помещения столовой выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов (0,73м); в полу на путях эвакуации (запасной выход из помещения толовой) выполнить перепад высоты пола не менее 45 см с числом ступеней мене трех.

В судебном заседании представитель прокуратуры Самарского района г.Самары Чужая Е.В. исковые требования поддержала.

Представитель Администрации г. Самара Еремина Е.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.

Представитель ответчика – Департамента образования администрации городского округа Самара Поставная Л.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Муниципального образовательного учреждения Гимназия Шайхулисламова Г.И., действующий на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель Министерства культуры Самарской области Голубкина О.А., действующая на основании доверенности, не возражала в удовлетворении требований.

Представитель Государственной противопожарной службы Лукьянов А.В. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Судом установлено, что прокуратурой Самарского района г.Самары проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МОУ гимназия законодательства об образовании.

Из материалов дела усматривается, что проверкой в МОУ гимназия выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Закона РФ «Об образовании».

Так, в нарушение требований Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения по адресу: <адрес> имеются следующие нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации:

-отсутствует второй эвакуационный выход со 2-го, 3-го, 4-го этажа здания, чем нарушен ППБ 01-03 п.З, п.51, СНиП 21-01-97* п.6.13;

-отсутствует второй эвакуационный выход из помещения спортивного зала, ППБ 01-03 п.З. СНиП 21-01-97* п.6.12;

-ширина дверного проема запасного эвакуационного выхода из помещения столовой не соответствует требования нормативных документов (0.77м), ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.16;

-выход из подвального помещения совмещен с 1-м этажом, ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.7.23*;

-в коридорах без естественного освещения, предназначенных для эвакуации 50 и более человек (2-й, 3-й, 4-й этажи) отсутствует система дымоудаления, ППБ 01-03 п.З, СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-89* п.1.158; подвальное помещение:

-монтаж электропроводов выполнен с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике ( соединение эл.кабеля проводов выполнено при помощи «скрутки»), ППБ 01-03 п.З, 57, ПУЭ ДД.ММ.ГГГГ;

-электрические светильники эксплуатируются со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильника, ППБ 01-03 п.З, п.60;

В здании по <адрес>:

-ширина дверного проема эвакуационного выхода из помещения столовой не соответствует требованиям нормативных документов (0,73м), ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.16:

-в полу на путях эвакуации (запасной выход из помещения столовой) допускается перепад высоты пола менее 45 см с числом ступеней менее трех, ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.28.

Наличие указанных нарушений подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, представленными в материалы дела.

Согласно ст. 37, 38 Федерального Закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации, учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов согласно ст. 19 Федерального Закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Система противопожарной защиты здания МОУ гимназия (являющегося муниципальной собственностью) не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости.

Источником формирования финансовых ресурсов МОУ гимназия являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится:

1)                                                обеспечивает составление проекта бюджета городского округа и разрабатывает и представляет документы и материалы, составляемые одновременно с проектом бюджета;

2)                       готовит предложения по внесению изменений в решение о бюджете городского округа.

Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации городского округа Самара.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара. Решение вопросов местного значения в соответствии со ст. 25 Устава относится к компетенции администрации г.о. Самара.

На основании п. 3.9 Положения о Департаменте образования администрации города Самары, утвержденного постановлением Главы города Самара от ДД.ММ.ГГГГ , Департамент образования учреждает, реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные учреждения, а также иные организации муниципальной системы образования от имени муниципального образования города Самара, утверждает их учредительные документы, изменения и дополнения в них. Согласно п. 3.16 названного Положения в функции Департамента входят также прогноз потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений и иных организаций муниципальной системы образования.

Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О техническом регулировании», и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федераций.

Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, в соответствии с документацией, согласованной органом охраны объектов культурного наследия. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Как следует из акта 180-08?1803 от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Министерством культуры Самарской области и представленного в материалы дела, указанное здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия «Дом Гринберга. Учительский институт».

Здания на территории домовладения построены в 1911 году. В здании размещался Учительский институт.

Усматривается, что на территории домовладения расположены четырехэтажное каменное здание литера А, расположенное по красной линии застройки <адрес>, четырехэтажное каменное здание, имеющее аналогичное архитектурное решение литера Б и хозяйственные постройки.

Гимназия расположена в здании литера А и занимает часть подвальных помещений здания литера Б. Здание каменное четырехэтажное с подвалом, прямоугольное в плане с проездной аркой, расположенной в южной части здания. Общее техническое состояние неудовлетворительное. Здание литера А неоднократно реконструировалось и ремонтировалось. В местах опирания деревянных балок на наружные стены здания видны следы гнили. На день осмотра при проведении работ по устройству несгораемых перегородок и замене утеплителя междуэтажных перекрытий на несгораемый материал металлические листы подшивного потолка и утеплитель демонтированы. Состояние здания фундамента удовлетворительное. Стены облицованы керамической плиткой, цоколь главного фасада облицованы природным камнем. Стены дворовых фасадов выполнены из силикатного кирпича. В местах замачивания под карнизом наблюдается структурное разрушение кирпичной кладки. В результате следует, что первоначальный внешний архитектурный облик здания, композиционное построение и декоративное оформление фасадов здания, внутренние лестницы являются предметом охраны и подлежат сохранения и реставрации. Общее состояние внутренних элементов неудовлетворительное. Имеются деревянные балки перекрытий, полы демонтированы. Необходимо проведение обследования технического состояния стен. Имеются две лестницы: парадная и черная, ступени скрыты по облицовкой. Также усматривается, что необходимо проведение работ по реставрации оконных заполнений. В здании имеется электрическое и естественное освещение. Необходимо проведение ремонтно-реставрационных работ в соответствии с проектом.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Министерством культуры Самарской области и представленного в материалы дела, усматривается, что здание, расположенное по адресу: <адрес>/Венцека, 32. является объектом культурного наследия «Дом Назарова-Челышева. Гостиница Корнилова. Здание, в котором останавливался художник ФИО8».

Усматривается, что угловая часть здания построена в 1840-1850 годах. Общее состояние внешних элементов здания удовлетворительное. Цоколи из известняка, оштукатурены мозаичным раствором, имеется обрушение штукатурного слоя. Стены из глиняного кирпича, требуются реставрационные работы. Крыша двускатная, кровля из оцинкованного листа, местами имеются следы ржавчины. Требуется ремонт. Общее техническое состояние помещение удовлетворительное, на момент осмотра помещения отремонтированы, в них располагаются учебные классы. Помещения подвала не эксплуатируются. Стены кирпичные, полы покрыты линолеумом, лестницы отсутствуют. В помещении имеется центральное отопление, имеется водопровод, канализация.

Таким образом, с учетом представленных документов суд полагает, что проведение мероприятий, указанных в исковом заявлении, по проведению необходимых организационных мероприятий с целью приведения зданий школы в соответствие с действующим законодательством, технически возможно.

Указанные обстоятельства подтверждается доводами представителя Государственной противопожарной службы в судебном заседании, а также актом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства культуры Самарской области, из которого следует, что дверной проем эвакуационного выхода из помещений столовой размещен в поздней ненесущей деревянной перегородке, которая предметом охране не является, поэтому приведение ширины указанного дверного проема в соответствии с требованиями нормативных документов возможно.

Возможно также устранение следующего нарушения требований Правил пожарной безопасности: в полу на путях эвакуации (запасной выход из помещений столовой) допускается перепад высоты пола менее 45 см с числом ступеней менее трех, поскольку указанные ступени предметом охраны не являются.

Указанные обстоятельства подтверждаются также фотографиями, представленными в материалы дела.

Таким образом, установлено, что проведение указанных работ не окажет влияния на сохранность объекта культурного наследия и не затронет предмет его охраны.

В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится:

1)             обеспечивает составление проекта бюджета городского округа и разрабатывает и представляет документы и материалы, составляемые одновременно с проектом бюджета;

2)      готовит предложения по внесению изменений в решение о бюджете городского округа.

Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации городского округа Самара.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара. Решение вопросов местного значения в соответствии со ст. 25 Устава относится к компетенции администрации г.о. Самара.

Суд полагает, что выявленные в МОУ Гимназия нарушения пожарной безопасности, допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности МОУ является объектом постоянного контроля ОГПН района, в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить МОУ Гимназия средства на устранение нарушений пожарной безопасности.

Доводы представителей ответчиков о том, что истцом не доказана техническая возможность выполнения второго эвакуационного выхода со второго, третьего, четверного этажа и выполнения второго эвакуационного выхода из помещения спортивного зала, не соответствует действительности.

Для выяснения указанного обстоятельства допрашивался представитель Отдела надзорной деятельности Лукьянов А.В. который пояснил, что выполнение эвакуационного выхода со второго, третьего и четверного этажа здания возможно не только внутри этого здания, но и путем установления лестницы снаружи, внутри двора, что не будет нарушать целостность восприятия фасада здания, и тем самым указанное нарушение будет устранено. Выполнение второго эвакуационного выхода из помещения спортзала, находящегося в подвале здания, возможно и не нарушит целостность здания.

Доводы представителя Гимназии о том, что часть нарушений устранена, а именно, установлены электрические светильники с колпаками, проверялись, для жэтой цели судебное заседание откладывалось

Учитывая, что выявленные нарушения посягают на права неограниченного круга лиц (обучающихся в данном образовательном учреждении, преподавательского состава, лиц, случайно оказавшихся в здании лицея) на охрану здоровья, гарантированные ст.ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Самарского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению Гимназия , администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации городского округа Самара, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

Признать бездействие Администрации г.о. Самара. Департамента образования администрации г.о. Самара в части непринятия мер к устранению нарушений пожарной безопасности МОУ Гимназия незаконным.

Обязать администрацию г. Самара, Департамент образования администрации г. Самара. МОУ Гимназия провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния зданий школы в соответствие с действующим законодательством, а именно:

по адресу <адрес> выполнить второй эвакуационный выход со второго, третьего, четвертого этажа здания; выполнить второй эвакуационный выход из помещения спортивного зала; ширину дверного проема запасного эвакуационного выхода из помещения столовой выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов (0,77м); выход из подвального помещения выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов; в коридорах без естественного освещения, предназначенных для эвакуации 50 и более человек установить систему дымоудаления; монтаж электропроводов выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (соединение электрического кабеля проводов выполнить без «скрутки»); становить электрические светильники с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

по адресу: <адрес> ширину дверного проема эвакуационного выхода из помещения столовой выполнить в соответствии с требованиями нормативных документов (0,73м); в полу на путях эвакуации (запасной выход из помещения толовой) выполнить перепад высоты пола не менее 45 см с числом ступеней менее трех.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: КривицкаяО.Г.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.