решение вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи КривицкойО.Г.,

при секретаре Мурыгиной О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Самарского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский са<адрес>, администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации городского округа Самара, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Самарского района г.Самары, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский са<адрес>, администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации городского округа Самара, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, утверждая, что прокуратурой Самарского района г.Самары проверено соблюдение муниципальным дошкольным образовательным учреждением Детский сад ; законодательства об образовании.

В МДОУ детский са<адрес> выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Закона РФ «Об образовании».

Система противопожарной защиты здания МДОУ детский са<адрес> (являющегося муниципальной собственностью) не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости.

Источником формирования финансовых ресурсов МДОУ детский са<адрес> являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Выявленные в МДОУ детский са<адрес> нарушения пожарной безопасности, допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности МДОУ является объектом постоянного контроля ОГПН района, в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить МДОУ средства на устранение нарушений пожарной безопасности.

Учредителем МДОУ детский са<адрес> являются муниципальное образование городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара.

Учредитель осуществляет полномочия по финансированию затрат на коммунальные услуги, ремонт зданий, приобретение оборудования длительного пользования.

Без привлечения дополнительных средств МДОУ детский са<адрес> самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.

На основании изложенного истец (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ) просил суд:

Признать бездействие администрации городского округа Самара, департамента образования администрации городского округа Самара в части непринятия мер к устранению нарушений пожарной безопасности МДОУ детский са<адрес> незаконным.

Обязать администрацию г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара, департамент управления имущества г.о. Самара, МДОУ детский са<адрес> провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния зданий МДОУ в соответствие с действующим законодательством, а именно (по адресу: <адрес>): выполнить ступени лестничного марта одинаковой высотой; на полу на путях эвакуации выполнить перепад высот в соответствии с требованиями ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.28* (установить пандус с уклоном 1:6); выполнить ширину эвакуационного выхода не менее 1,2 м; лестничную клетку (здание 3 степени огнестойкости) выполнить в соответствии с требованиями ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.43; (по адресу: <адрес>), установить двери складских помещений, бельевой с требуемым пределом огнестойкости, противопожарным 2-го типа; выполнить высоту запасного эвакуационного выхода более 1,9 м; осуществить выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному радиоканалу на ЦУС («01») Государственной службы.

В судебном заседании представитель прокуратуры Самарского района г.Самары Чужая Е.В. исковые требования поддержала.

Представитель Администрации г. Самара Еремина Е.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель ответчика – Департамента образования администрации городского округа Самара Поставная Л.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский са<адрес> Афаеасьева Е.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель Министерства культуры Самарской области Голубкина О.А., действующая на основании доверенности, не возражала в удовлетворении требований.

Представитель Государственной противопожарной службы Лукьянов А.В. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Судом установлено, что прокуратурой Самарского района г.Самары проверено соблюдение муниципальным дошкольным образовательным учреждением Детский сад ; законодательства об образовании.

Из материалов дела усматривается, что в МДОУ детский са<адрес> выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Закона РФ «Об образовании».

Так, в нарушение требований Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения по адресу: <адрес> пожарной безопасности в Российской Федерации:

-ступени лестничного марта имеют различную высоту, ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.28*;

-на полу на путях эвакуации допускается перепад высот (установлен пандус с уклоном более 1:6), ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.28*;

- ширина эвакуационного выхода менее 1,2 м, ППБ 01-03 п.З, СниП 21-01-97 п.6.16;

- имеется открытая лестничная клетка (здание 3 степени огнестойкости) ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.43*.

В здании расположенном по адресу: <адрес>:

-двери складских помещений, бельевой не имеют требуемого предела огнестойкости, не выполнены противопожарным, 2-го типа, ППБ 01-03 п.З, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* п. 1.82;

-высота запасного эвакуационного выхода не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности- менее 1,9 м, ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.16;

-выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации не осуществлен по выделенному радиоканалу на ЦУС («01») Государственной службы, ППБ 01-03 п.З, НПБ 88-2001 п. 13.4, НПБ 110-03 п.12;

Наличие указанных нарушений подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, представленным в материалы дела.

Согласно ст. 37, 38 Федерального Закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации, учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов согласно ст. 19 Федерального Закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Система противопожарной защиты здания МДОУ детский са<адрес> (являющегося муниципальной собственностью) не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности, как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости.

Источником формирования финансовых ресурсов МДОУ детский са<адрес> являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится:

1)                                                обеспечивает составление проекта бюджета городского округа и разрабатывает и представляет документы и материалы, составляемые одновременно с проектом бюджета;

2)                       готовит предложения по внесению изменений в решение о бюджете городского округа.

Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации городского округа Самара.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара. Решение вопросов местного значения в соответствии со ст. 25 Устава относится к компетенции администрации г.о. Самара.

На основании п. 3.9 Положения о Департаменте образования администрации города Самары, утвержденного постановлением Главы города Самара от ДД.ММ.ГГГГ , Департамент образования учреждает, реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные учреждения, а также иные организации муниципальной системы образования от имени муниципального образования города Самара, утверждает их учредительные документы, изменения и дополнения в них. Согласно п. 3.16 названного Положения в функции Департамента входят также прогноз потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений и иных организаций муниципальной системы образования.

Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О техническом регулировании», и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федераций.

Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, в соответствии с документацией, согласованной органом охраны объектов культурного наследия. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Как следует из акта технического состояния объекта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного Министерством культуры Самарской области и представленного в материалы дела, здание, расположенное по адресу: <адрес>, литеры А.В. является объектом культурного наследия «Усадьба Шепелевых – полукаменный дом по улице, – полукаменный флигель во дворе, - ворота».

Усматривается, что здание двухэтажное, кирпичное. Общее состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов здания удовлетворительное. Стены кирпичные, окрашены, деформаций и отклонений от плоскости при осмотре не зафиксировано. Имеются трещины подоконных и надоконных простенком бокового фасада. Имеется трещина по перемычке на уровне второго этажа. Крыша вальмовая со стальным перекрытием, состояние удовлетворительное. Оконные и дверные проемы первого этажа неоднократно изменялись, оконные проемы второго этажа лучковые, сохранность удовлетворительная. Общее состояние внутренних элементов удовлетворительное, перекрытия плоские, деревянные. Прогибы не обнаружены. Полы отремонтированы с применением современных материалов. Потолки плоские, подвесные. Стены кирпичные, перегородки деревянные, частично облицованы плиткой, состояние удовлетворительное. Имеются две лестницы с бетонными маршами и простыми ограждениями. В помещении имеется центральное отопление.

Таким образом, с учетом представленных документов суд полагает, что проведение мероприятий, указанных в исковом заявлении, по проведению необходимых организационных мероприятий с целью приведения зданий школы в соответствие с действующим законодательством, технически возможно.

Указанные обстоятельства подтверждаются также фотографиями, представленными в материалы дела.

Указанные обстоятельства подтверждается доводами представителя Государственной противопожарной службы в судебном заседании, а также актом от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что устранение нарушений, указанных в исковых требованиях, возможно при условии обеспечения сохранности предмета пожары данного объекта культурного наследия.

Таким образом, установлено, что проведение указанных работ не окажет влияния на сохранность объекта культурного наследия и не затронет предмет его охраны.

В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится:

1)             обеспечивает составление проекта бюджета городского округа и разрабатывает и представляет документы и материалы, составляемые одновременно с проектом бюджета;

2)      готовит предложения по внесению изменений в решение о бюджете городского округа.

Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации городского округа Самара.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара. Решение вопросов местного значения в соответствии со ст. 25 Устава относится к компетенции администрации г.о. Самара.

Выявленные в МДОУ детский са<адрес> нарушения пожарной безопасности, допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности МДОУ является объектом постоянного контроля ОГПН района, в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить МДОУ средства на устранение нарушений пожарной безопасности.

Доводы представителей ответчиков о том, что истцом не представлено доказательств возможности выполнения ширины эвакуационного выхода не менее 1,2 м., не соответствуют действительности.

Как следует из заключения Министерства культуры Самарской области, и пояснений представителя Министерства в судебном заседании, выполнение второго выхода возможно, более того, такие мероприятия даже будут отвечать интересам памятника культуры, которым является указанное здание, если выход сделать в том же месте, где он был и ранее, как это усматривается из фотографий и архивных данных.

Учитывая, что выявленные нарушения посягают на права неограниченного круга лиц (обучающихся в данном образовательном учреждении, преподавательского состава, лиц, случайно оказавшихся в здании лицея) на охрану здоровья, гарантированные ст.ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Самарского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский са<адрес>, администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации городского округа Самара, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

Признать бездействие администрации городского округа Самара, департамента образования администрации городского округа Самара в части непринятия мер к устранению нарушений пожарной безопасности МДОУ детский са<адрес> незаконным.

Обязать администрацию г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара, департамент управления имущества г.о. Самара, МДОУ детский са<адрес> провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния зданий МДОУ в соответствие с действующим законодательством,

а именно

(по адресу: <адрес>, <адрес>): выполнить ступени лестничного марта одинаковой высотой; на полу на путях эвакуации выполнить перепад высот в соответствии с требованиями ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.28* (установить пандус с уклоном 1:6); выполнить ширину эвакуационного выхода не менее 1,2 м; лестничную клетку (здание 3 степени огнестойкости) выполнить в соответствии с требованиями ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.43;

(по адресу: <адрес>), установить двери складских помещений, бельевой с требуемым пределом огнестойкости, противопожарным 2-го типа; выполнить высоту запасного эвакуационного выхода более 1,9 м; осуществить выход сигнала о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному радиоканалу на ЦУС («01») Государственной службы.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: КривицкаяО.Г.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.