о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд в составе:

председательствующего судьи Титовец М.В.,

при секретаре Беловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Самарского района г.Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад №56, Администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно - эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Самарского района г.Самары обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад №56, Администрации городского округа Самара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно - эпидемиологического законодательства и обязании лицензирования медицинской деятельности, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Самарского района г.Самары проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МДОУ детский сад №56 законодательства об образовании.

В результате проверки установлено, что в нарушение требований установленного законодательства, а также ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ в МДОУ детский сад №56 г.о. Самары медицинский кабинет отсутствует (не предусмотрен проектом) – выделено частично отгороженное от коридора помещение площадью 4 кв.м., не оборудованное раковиной.

В нарушение требований ст. 4 Федерального Закона от 08.08.01 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» МДОУ детский сад №56 осуществляет медицинскую деятельность без специальной лицензии, получение которой обязательно, чем грубо нарушаются права несовершеннолетних воспитанников учреждения.

Просил суд обязать администрацию г.о. Самара, МДОУ детский сад №56 предоставить помещение для работы медицинских работников, соответствующее установленным санитарным правилам и нормам, оснащенное медицинским оборудованием и инструментарием; признать незаконными действия МДОУ детский сад №56 по осуществлению медицинской деятельности в отсутствие лицензии и обязать МДОУ детский сад №56 получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.

В дальнейшем истец исковые требования уточнил. Просит суд обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МДОУ детский сад №56 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью предоставления помещения для работы медицинских работников, соответствующее действующему санитарно-эпидемиологическому законодательству, оснащенное медицинским оборудованием и инструментарием.

В судебном заседании представитель прокуратуры Самарского района г.Самары Мирошниченко Е.Б. уточненные исковые требования поддержала.

Департамент управления имуществом администрации г.о.Самара исключен из числа ответчиков по ходатайству истца.

Представитель ответчика Администрации г.о.Самара Печенов А.И., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Департамента образования администрации г.о. Самара Мироненкова Л.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика заведующий МДОУ детский сад №56 Мартьянова И.Е., исковые требования признала частично. Согласна, что должен быть медицинский кабинет. Имеется помещение, которое могут переоборудовать под медицинский кабинет. Сейчас там находится другой кабинет – логопедический. Ранее в этом помещении была установлена раковина. Заявка подается ежегодно, но денежные средства не выделяются.

Представитель третьего лица Министерства культуры Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был надлежащим образом уведомлен, в связи с чем суд считает возможным дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ст. 10 ФЗ от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» обязательным является обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка. В п. 1 ст. 9 данного закона устанавливается, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении, социальном учебно-воспитательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Статьей 28 Федерального закона 52-ФЗ от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п.4.21. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №91 от 22.07.10 года, в существующих дошкольных организациях (до проведения их реконструкции) допускается набор медицинских помещений в соответствии с проектами, по которым они были построены.

Согласно п.4 устава МДОУ детский сад №56 задачами образовательного процесса является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

В силу п.5.3. устава МДОУ детский сад №56 обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществляющих контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

Судом установлено, что прокуратурой Самарского района г.Самары проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МДОУ детский сад №56 законодательства об образовании.

В результате проверки установлено, что в нарушение требований установленного законодательства, а также ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ в МДОУ детский сад №56 г.о. Самары медицинский кабинет отсутствует (не предусмотрен проектом) – выделено частично отгороженное от коридора помещение площадью 4 кв.м., не оборудованное раковиной. Заведующий детским садом ФИО1 не оспаривает данное обстоятельство.

В соответствии с требованиями п.п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары № 294 от 10.07.06, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится:

1)                        обеспечивает составление проекта бюджета городского округа и разрабатывает и представляет документы и материалы, составляемые одновременно с проектом бюджета;

2)                        готовит предложения по внесению изменений в решение о бюджете городского округа.

Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации городского округа Самара.

На основании п. 3.9 Положения о Департаменте образования администрации города Самары, утвержденного постановлением Главы города Самара от 20.02.04г. №33, Департамент образования учреждает, реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные учреждения, а также иные организации муниципальной системы образования от имени муниципального образования города Самара, утверждает их учредительные документы, изменения и дополнения в них. Согласно п. 3.16 названного Положения в функции Департамента входят также прогноз потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений и иных организаций муниципальной системы образования.

Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара №707 от 26.03.09, является отраслевым функциональным органом администрации г.о, Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О техническом регулировании».

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, техническая безопасность, а также безопасности в целях защиты жизни или здоровья граждан. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации.

Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.

Штатное расписание учреждения предусматривает должность медсестры.

Учредителем МДОУ детский сад №56 являются муниципальное образование городского округа Самара.

Учредитель осуществляет полномочия по финансированию затрат на коммунальные услуги, ремонт зданий, приобретение оборудования длительного пользования.

Без привлечения дополнительных средств МДОУ детский сад №56 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Судом установлено, что здание МДОУ №56, расположенное по адресу: <адрес> на основании Решения Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ относится к объектам культурного наследия.

Объекты культурного наследия в соответствии со ст.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73 –ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подлежат государственной охране, которая направлена на предотвращение их разрушения, а также на осуществление контроля за их сохранением и использованием.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, в соответствии с документацией, согласованной органом охраны объектов культурного наследия. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Согласно п.2.1 Положения о Министерстве культуры Самарской области, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 04.03.2009г. №61 обеспечение сохранения культурных ценностей на территории Самарской области осуществляет Министерство культуры.

Оборудование медицинского кабинета в настоящее время возможно в другом кабинете помещения детского сада, в котором имеются все необходимые коммуникации, необходимые для подсоединения раковины ( ), без проведения реконструкции.

Суд принимает во внимание доводы представителя ответчика МДОУ детский сад №56 о возможности перенести медицинский кабинет из комнаты (согласно технического паспорта) в комнату , оборудовав раковиной, с условием проведения в ней косметического ремонта для соответствия данного кабинета действующему санитарно-эпидемиологическому законодательству.

Оборудование медицинского кабинета требует выделения материальных средств, получить которые МДОУ детский сад № 56 самостоятельно возможности не имеет, а потому ответственность за оборудование кабинета и оснащение его необходимым инструментарием должна быть возложена, в том числе, на администрацию г.о. Самара и Департамент образования администрации г.о. Самара.

С учетом изложенного исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Самарского района г.Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад №56, Администрации городского округа Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно - эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Самара, Департамент образования администрации городского округа Самара, МДОУ детский сад №56 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по обустройству медицинского кабинета в помещении МДОУ детский сад № 56, оснащенного медицинским оборудованием и инструментарием, а также отвечающим требованиям п.4.21 СанПиН 2.4.2.26610 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Самарский районный суд гор. Самары.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ