Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Саломатина А.А. при секретаре Никоновой И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Меркуловой Г.Н. к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Департаменту социальной поддержки и защиты населения городского округа Самара об индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и взыскании недополученной суммы, у с т а н о в и л: Меркулова Г.Н. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области и Департаменту социальной поддержки и защиты населения городского округа Самара об индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и взыскании недополученной суммы, в обоснование заявленных требований указав, что, муж истицы – М. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986г. и в 1994г. ему была установлено <данные изъяты> бессрочно. Причина инвалидности - увечье, связанное с аварией на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ муж истицы умер и причина его смерти связана с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС. На основании справки паспортной службы от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что истица на день смерти мужа находилась на его иждивении. С ДД.ММ.ГГГГ органами социальной защиты начали производить истице выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью по случаю потери кормильца в размере 10873,55 рублей как долю на иждивенца исходя из заработка мужа. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ назначенная истице ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью по случаю потери кормильца составляла также 10873,55 рублей. На основании ч.5 ст.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. № 35 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005г. №7), суды вправе проиндексировать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью следующим образом: с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,581 раза; с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,515 раза, то есть на коэффициенты роста минимального размера оплаты труда. Истица просит суд проиндексировать недополученную сумму в возмещение вреда здоровью в следующем порядке: С июля 2000 года и с января 2001 года в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда соответственно 1.581 и 1.515, с июня 2002 года и с января каждого последующего года - исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год: с июня 2002 г исходя из индекса 1.0192, с июля 2002 г. - 1.12, с января 2003 г. - 1.12, с января 2004г. - 1.1, с января 2005 г. -1.11, с января 2006 г. -1.09, с января 2007 г. - 1.08, с января 2008 г. - 1.105, с января 2009г. - 1.13, с января 2010 г. - 1.1, с января 2011 г. - 1.065. Учитывая, что суммы возмещения вреда здоровью по случаю потери кормильца не были своевременно выплачены в надлежащем объеме, истица просит суд возместить убытки, причиненные несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда. Размер недополученной ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом инфляции и ранее выплаченных сумм составил 3219583,91 рубль. Просит суд (с учетом уточненных требований) взыскать с Министерства здравоохранения : социального развития Самарской области за счет средств Федерального бюджет (казны) РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 3219583,91 рубль. единовременно. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ и пожизненно просит выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 71988,37. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Представитель истца Калашников В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Представитель министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был надлежащим образом уведомлен, ранее суду предоставлял письменный отзыв, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель ответчика – Департамента социальной поддержки и защиты населения городского округа Самара в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был надлежащим образом уведомлен, причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела на момент рассмотрения заявленного спора в суд не заявлял, в связи с чем, суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель Управления социальной защиты населения Ленинского района г.о. Самара, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в иске отказать. Также суду пояснила, что ей в судебное заседание предоставлена доверенность, выданная Департаментом здравоохранения и социального развития городского округа Самара, однако, в данном процессе она выступает от имени Управления социальной защиты населения Ленинского района г.о. Самара, поскольку поручения от Департамента на представление его интересов в суд у нее отсутствует. Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению. Судом при рассмотрении дела установлено, что муж истицы – М. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986г. и в 1994г. ему была установлено <данные изъяты> бессрочно. Причина инвалидности - увечье, связанное с аварией на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ муж истицы умер и причина его смерти связана с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС. На основании справки паспортной службы от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что истица на день смерти мужа находилась на его иждивении. С ДД.ММ.ГГГГ органами социальной защиты начали производить истице выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью по случаю потери кормильца в размере 10873,55 рублей как долю на иждивенца исходя из заработка мужа. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ назначенная истице ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью по случаю потери кормильца составляла также 10873,55 рублей. С данного времени ежемесячные денежные суммы в возмещение вреда здоровью не индексировались. Положениями ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда здоровью и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат. Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы, как относящийся к вреду реально восполнимому и неисчислимому, подлежат, возможно, более полному по объему возмещению, которое c учетом специфики обстоятельств причинения такого вреда осуществляется в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской AЭC» На основании ч.5 ст.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. № 35 (в редакции Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации от 05.04.2005г. №7), суды вправе проиндексировать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью следующим образом: с 01.07.2000г. - в 1,581 раза (132 руб. 00 коп. : 83 руб. 49 коп.); с 01.01.2001г. - в 1,515 раза (200 руб.00 коп.: 132 руб. 00 коп.), то есть на коэффициенты роста минимального размера оплаты труда, указанного в статье 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального Закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ суммы возмещения вреда здоровью подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Суд полагает установленным и доказанным отсутствие индексации назначенных истице сумм в возмещение вреда здоровью по случаю потери кормильца за весь период получения ей данных выплат. Кроме того, отсутствие индексации данных сумм сторонами в судебном заседании не оспаривалось. Суд полагает, что сумма, назначенная истице в счет компенсации вреда здоровью подлежит индексации. Федеральным законом РФ от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был установлен новый критерий индексации сумм возмещения вреда здоровью для этой категории граждан РФ, согласно которому размеры выплат ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ вместо применявшегося ранее минимального размера оплаты труда. Несмотря на то, что указанная норма вступила в действие с ДД.ММ.ГГГГ; первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 г. Конституционный Суд РФ, признав в своем Постановлении № 11-П от 19 июня 2002 г. этот критерий не противоречащим Конституции РФ, вместе с тем указал, что отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда как критерия индексации, федеральный законодатель в то же время не установил какой-либо иной индекс, а лишь указал, что названные выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть третья ст. 5 базового Закона в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), и тем самым данная норма приобрела неопределенный по сравнению с прежним регулированием характер. В связи с этим Конституционный суд установил, что до внесения изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции - исходя из прямого действия Конституции Российской Федерации и правовых позиций, изложенных Конституционным Судом РФ в настоящем Постановлении, - при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решение о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте Российской федерации. Таким образом, в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. и Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. индексация сумм возмещения вреда здоровью чернобыльцев с 01 января 2002 г.должна осуществляться в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте РФ. Вместе с тем Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС», вступившим в законную силу 29 мая 2004 г. был установлен новый критерий индексации - ежегодная индексация исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год в порядке, определенном Правительством РФ. При этом согласно статье 3 данного закона, размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 или пунктом 11 части первой статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции Закона РФ от 18.06.1992 № 3061-1) и частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12.02.01 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в редакции данного закона, индексируются с ДД.ММ.ГГГГ исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30.12.01г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 г.» и Федеральным законом от 24.12.2002г. № 176 ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 г.» в порядке, определяемом Правительством РФ. Выплата гражданам недополученных сумм за 2002-2004 годы производится в течение 2005-2006 годов. Порядок и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством РФ. Таким образом, Федеральный закон от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ, устанавливая новый критерий индексации (исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год, и ее периодичность - ежегодно), придал этому закону обратную силу, предусмотрев индексацию с применением этого критерия с 19.06.2002 г. и установив, что выплата гражданам недополученных сумм за 2002-2004 годы должна быть произведена в течение 2005-2206 годов. На Правительство РФ возложена обязанность определить порядок и условия возврата недополученных сумм. Принимая во внимание, что Федеральный закон от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ не признан утратившим силу и не изменен, суд полагает, что при разрешении спора в сентябре 2011 года необходимо руководствоваться данным законом, а не утратившим силу положениями закона об индексации с применением индекса роста величины прожиточного минимума. С учетом изложенного ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, назначенная истцу в размере 10873,55 рублей, с июля 2000 года и с января 2001 года подлежала индексации в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда соответственно 1.581 и 1.515, с июня 2002 года и с января каждого последующего года - исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год: с июня 2002 г исходя из индекса 1.0192, с июля 2002 г. - 1.12, с января 2003 г. - 1.12, с января 2004г. - 1.1, с января 2005 г. -1.11, с января 2006 г. -1.09, с января 2007 г. - 1.08, с января 2008 г. - 1.105, с января 2009г. - 1.13, с января 2010 г. - 1.1, с января 2011 г. - 1.065. С учетом названных индексов подлежащая выплате истице ежемесячная денежная, компенсация в возмещение вреда здоровью составляет 71988,37 рублей. Недоплаченная ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом роста потребительских цен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 3 21 9583,91 рублей. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате истице, в установленном порядке с 2000 года своевременно проиндексированы не были, недополученная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полное и своевременное возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, как следствие, к причинению истцу имущественного вреда (убытков). Суд также полагает, что к спорным правоотношениям не подлежат применению сроки исковой давности, поскольку правоотношения по своей правовой природе являются длящимися. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Меркуловой Г.Н. к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области, Департаменту социальной поддержки и защиты населения городского округа Самара об индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и взыскании недополученной суммы удовлетворить в полном объеме. Единовременно взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств Федерального бюджет (казны) РФ в пользу Меркуловой Г.Н. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью по случаю потери кормильца в размере 3219583,91 рубль. Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ в пользу Меркуловой Г.Н. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ и пожизненно в размере 71988,37 рублей с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней. Председательствующий: Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ