Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Самара Самарский районный суд г. Самары в составе судьи АнтоновойЕ.В., при секретаре Иванниковой Н.В., с участием представителя истца Васякина А.А. – Калашникова В.А., действующего на основании доверенности, представителя ответчика Военного комиссариата Самарской области Сачковой Е.В., действующей на основании доверенности, прокурора Темниковой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Васякин А.А. к Военному комиссариату Самарской области МО РФ о перерасчете и взыскании недополученных денежных сумм в возмещение вреда здоровью инвалида ЧАЭС, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с названным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований, указав, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. <данные изъяты> На основании решения Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ истцу была выплачена недополученная ежемесячная денежная компенсация в счет возмещения вреда, причиненного здоровью в размере 5015 руб. 15 коп. за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С учетом утраты степени профессиональной трудоспособности – <данные изъяты>%, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ составляет – 6 252 руб. 33 коп. х 80% = 5 001 рублей 87 коп. Кроме этого, истец считает, что в результате инфляции несвоевременно выплаченные денежные средства утратили свою покупательскую способность и ему причинены убытки, которые должны быть полностью возмещены. Таким образом, индексация несвоевременно выплаченных ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, рассчитанная с применением индекса роста потребительских цен по Самарской области, обеспечит компенсацию потери в результате инфляционных процессов. Истец просил суд взыскать с Военного комиссариата Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ в его пользу задолженность за несвоевременно проиндексированную и назначенную к выплате сумму в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 372 531 руб. 72 коп., расходы за услуги представителя в размере 10000 рублей. Обязать военный комиссариат <адрес> за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ и пожизненно Васякин А.А. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 16 507 рублей 47 коп., с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, кроме того, арифметически оспаривала расчет сумм, подлежащих взысканию. Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить заявленные требования, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами истец, принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. <данные изъяты> На основании решения Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ истцу была выплачена недополученная ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Конституционный Суд РФ в постановлении от 20.12.2010 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина» указал, что часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не может рассматриваться как препятствующая назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации:, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.08.2002г. № 629 «О внесении изменений и дополнений в порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы», утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001г. № 455 выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда осуществляется за период с 02.06.1998г. по 14.02.2001г., исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка в зависимости от степени утраты трудоспособности. «В денежное довольствие, учитываемое при определении размера денежной компенсации, включать оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому (специальному) званию, присвоенному ко дню увольнения со службы, а также процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную исходя из этих окладов. При этом указанное денежное довольствие и месячная стоимость продовольственного пайка принимаются в размерах, действующем на день выплаты». Расчеты истца размера денежного довольствия проверены судом и признаны правильными: - Должностной оклад – 2 600 руб. 00 коп. - Оклад по воинскому званию – 720 руб. 00 коп. - Процентная надбавка за выслугу лет (70 %) – 2 324 руб. 00 коп. - Месячная стоимость продовольственного пайка – 608 руб. 33 коп. Итого: 6 252 руб. 33 коп. С учетом утраты степени профессиональной трудоспособности – 80%, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 15 февраля 2001 года составляет 5001 руб. 87 коп. (6252 руб. 33 коп. х 80%). Частью 1 статьи 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000г. № 35 в редакции от 05.04.2005г. установлено, что в соответствии с частью третьей статьи 2 ФЗ от 12.02.2001г. №5-ФЗ суммы ежемесячных выплат подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15.02.2001г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. Индексация суммы возмещения вреда здоровью пропорционально росту величины прожиточного минимума по Российской Федерации за 2001г. истцу произведена не была, в результате чего выплата оказалась заниженной. Сумму возмещения вреда, причиненного здоровью, суд вправе проиндексировать на величину роста прожиточного минимума по Российской Федерации начиная с 01.01.2002г. Согласно части 3 статьи 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000г. № 35 в редакции от 05.04.2005г. поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определять индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4. Величина прожиточного минимума по Самарской области для пенсионеров в 4 квартале 2001г. составляет 1255,18 рублей, а в 4 квартале 2002г. – 1476,25 рублей. Таким образом, рост величины прожиточного минимума в Самарской области для пенсионеров за период с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. составил 1,205. После применения индекса 1,258 последовательно применяем коэффициенты изменения величины прожиточного минимума по Самарской области, по тому же принципу 4 квартал к 4 кварталу. Величина прожиточного минимума по Самарской области для пенсионеров в 4 квартале 2001г. составляет 1 255 рублей 18 копеек, а в 4 квартале 2002г.- 1 476 рублей 25 копеек. Таким образом, рост величины прожиточного минимума в Самарской области для пенсионеров за период с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. составил 1,205 (1476 руб.25 коп. : 1255 руб.18 коп.). Величина прожиточного минимума по Самарской области для пенсионеров в 4 квартале 2002г. составляет 1476,25 рублей, а в 4 квартале 2003г. – 1680,60 рублей, в связи с чем, рост величины прожиточного минимума для пенсионеров с 01.01.2004г. по 31.12.2004г. составляет 1,139 (1 680,60 руб. : 1476,25 руб.) Далее применяются индексы инфляции: с 01.01.2005г. - 1,11 с 01.01.2006г. - 1,09, с 01.01.2007г. - 1,08, с 01.01.2008г. - 1,105, с 01.01.2009г. - 1,13, с 01.01.2010г. - 1,10, с 01.01.2011г. - 1,065. Суд полагает основанными на законе требования истца об индексации убытков, причиненных несвоевременной выплатой суммы в счет возмещения вреда здоровью, по следующим основаниям. Суд считает, что вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, подлежит возможно более полному по объему возмещению, которое с учетом специфики обстоятельств причинения такого вреда осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Положениями части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31 -ФЗ) предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат. В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 35 от 14 декабря 2000 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. № 7 и от 11 мая 2007 г. № 23, также указано, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате истцу, в установленном порядке с 2002 г. своевременно проиндексированы не были, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полное и своевременное возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, как следствие, к причинению истцу имущественного вреда (убытков). Учитывая, что суммы возмещения вреда здоровью не были своевременно выплачены в надлежащем объеме, суд полагает, что истец вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда. Данная индексация повторной не является, поскольку коэффициенты МРОТ, индекс роста прожиточного минимума и коэффициенты уровня инфляции, использованы в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности, то есть в пользу истца подлежит взысканию сумма убытков, причиненных несвоевременным начислением и выплатой суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью истца. Расчеты задолженности, представленные сторонами, судом проверены и суд полагает, что при расчете подлежащих взысканию убытков необходимо руководствоваться расчетом, предоставленным Военным комиссариатом Самарской области, в связи с тем, что истцом в своих расчетах допущены арифметические ошибки при расчете сумм недоплаты, связанные с применением процентов инфляции, не соответствующих месяцу исчисления задолженности. В пользу истца подлежит взысканию задолженность за несвоевременно проиндексированную и назначенную к выплате сумму в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 370978,37 рублей. Кроме этого, в соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. С учетом сложности данного гражданского дела, количества судебных заседаний по нему, суд считает необходимым снизить сумму оплаты услуг представителя до 5 000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Васякин А.А. к Военному комиссариату Самарской области МО РФ о перерасчете и взыскании недополученных денежных сумм в возмещение вреда здоровью инвалида ЧАЭС удовлетворить частично. Взыскать с Военного комиссариата Самарской области за счет средств Федерального бюджета РФ (казны РФ) в пользу Васякин А.А. задолженность за несвоевременно проиндексированную и назначенную к выплате сумму в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 370978 рублей 37 коп. Взыскать с Военного комиссариата Самарской области за счет средств Федерального бюджета РФ (казны РФ) в пользу Васякин А.А. расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей. Обязать Военный комиссариат Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ и пожизненно Васякин А.А. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 16507 рублей 45 коп., с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд в течение 10 дней со дня го принятия в окончательной форме. Председательствующий: Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.