РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Бочкова Л.Б. при секретаре Шарафутдиновой Г.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Самарского района г. Самары в защиту неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад №55, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности Установил: Прокурора Самарского района г. Самары обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад №55, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, указывая в иске, что Прокуратурой Самарского района г.Самары проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МДОУ детский сад №55 законодательства об образовании. Проведенной проверкой в МДОУ детский сад №55 выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Закона РФ «Об образовании». Так, в нарушение требований Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения по адресу: <адрес> пожарной безопасности в Российской Федерации: -зазор между маршами лестниц и между поручными ограждений лестничных маршей менее 75 мм, ППБ 01-03 п.З. СНиП 21-01-97* п.8.9; -на путях эвакуации для отделки стен и полов допускается применение горючие материала (масляная краска, линолеум), ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.25; -не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака ППБ 01.03 п.36. Система противопожарной защиты здания МДОУ детский сад №55 (являющегося муниципальной собственностью) не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости. Выявленные в МДОУ детский сад №55 нарушения пожарной безопасности, допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности МДОУ является объектом постоянного контроля ОГПН района, в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить МДОУ средства на устранение нарушений пожарной безопасности. Без привлечения дополнительных средств МДОУ детский сад №55 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия. Учредителем МДОУ детский сад №55 являются муниципальное образование городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара. Учредитель осуществляет полномочия по финансированию затрат на коммунальные услуги, ремонт зданий, приобретение оборудования длительного пользования. Прокурор ссылаясь на указанные обстоятельства на основании ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» просит обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МДОУ детский сад №55 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания в соответствие с действующим законодательством, а именно: выполнить зазор между маршами лестниц и между поручными ограждений лестничных маршей не менее 75 мм; выполнить отделки стен и полов на путях эвакуации из негорючего материала; произвести проверку состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака. Впоследствии от истца поступило уточненное исковое заявления, в котором прокурор исключил из числа ответчиков по делу Департамент управления имуществом администрации г.о. Самара. В остальной части предмет и основания иска оставил неизменными. В судебном заседании помощник прокурора Самарского района г. Самары Чужая Е.В. требования с учётом вышеуказанных уточнений поддержала полностью и просила удовлетворить, по основаниям изложенным в иске. Представитель ответчика МДОУ детский сад №55 заведующая МДОУ ФИО3 иск не признала, по существу пояснив, что факт выявленных нарушений действительно имеет место быть. Однако, учреждение финансируется из муниципального бюджета. Все необходимые заявки о финансировании мероприятий по устранению данных нарушений поданы. По мере поступления денежных средств необходимые мероприятия будут проведены. Представитель Администрации г.о. Самара, действующая на основании доверенности ФИО4 исковые требования не признал, пояснив, что расходные обязательства исполняются в соответствии с бюджетом, на каждый год. Соответствующее заявление о включении расходов на устранение указанных недостатков по данному учреждению направлены, однако будут ли они включены в бюджет от них не зависит. Представитель Департамента образования администрации г.о. Самара Семёнов А.В. исковые требования так же не признал, пояснив, что все необходимы заявки о финансировании расходов поданы, но их включение в расходную часть бюджета зависит от Городской Думы. Представитель третьего лица привлеченного к участию в деле Министерство культуры Самарской области в судебное заседание не явился представили письменный отзыв на иск, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Заслушав стороны, специалиста ОНД – гос. инспектора по пожарному надзору ФИО5, изучив материалы настоящего гражданского дела, а так же материал проверки №, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Судом установлено, что прокуратурой Самарского района г.Самары было проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением МДОУ детский сад №55 законодательства об образовании. Проведенной проверкой в МДОУ детский сад №55 выявлены нарушения правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.03 № 313. Так, в нарушение требований Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения по адресу: г<адрес> имеются следующие нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации: -зазор между маршами лестниц и между поручными ограждений лестничных маршей менее 75 мм, ППБ 01-03 п.З. СНиП 21-01-97* п.8.9; -на путях эвакуации для отделки стен и полов допускается применение горючие материала (масляная краска, линолеум), ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97* п.6.25; -не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака ППБ 01.03 п.36. Факт выявления данных нарушений подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6) Согласно ст. 37, 38 Федерального Закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации, учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов согласно ст. 19 Федерального Закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Система противопожарной защиты здания МДОУ детский сад №55 (являющегося муниципальной собственностью) не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости. Источником формирования финансовых ресурсов МДОУ детский сад №55 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары № от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: 1) обеспечивает составление проекта бюджета городского округа и разрабатывает и представляет документы и материалы, составляемые одновременно с проектом бюджета; 2) готовит предложения по внесению изменений в решение о бюджете городского округа. Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации городского округа Самара. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара к вопросам местного значения городского округа Самара относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Самара. Решение вопросов местного значения в соответствии со ст. 25 Устава относится к компетенции администрации г.о. Самара. На основании п. 3.9 Положения о Департаменте образования администрации города Самары, утвержденного постановлением Главы города Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент образования учреждает, реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные учреждения, а также иные организации муниципальной системы образования от имени муниципального образования города Самара, утверждает их учредительные документы, изменения и дополнения в них. Согласно п. 3.16 названного Положения в функции Департамента входят также прогноз потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений и иных организаций муниципальной системы образования. Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара №707 от 26.03.09, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений. Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О техническом регулировании», и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера. Выявленные в МДОУ детский сад №55 нарушения пожарной безопасности, допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности МДОУ является объектом постоянного контроля ОГПН района, в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить МДОУ средства на устранение нарушений пожарной безопасности. Без привлечения дополнительных средств МДОУ детский сад №55 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия. Учредителем МДОУ детский сад №55 являются муниципальное образование городского округа Самара. Учредитель осуществляет полномочия по финансированию затрат на коммунальные услуги, ремонт зданий, приобретение оборудования длительного пользования. Довод ответчика - МДОУ детский сад №55 о том, что проведение ряда мероприятий по устранению выявленных недостатков невозможно в связи с тем, что здание, в котором находится учреждение отнесено к культурному наследию, не сможет быть принято во внимание. Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ составленного специалистом Министерства культуры Самарской области, работы которые необходимо провести: - зазор между лестницами, отделка полов и стен, не затрагивают здание как объект культурного наследия. Кроме того из пояснений специалиста ОНД – гос. инспектора по пожарному надзору ФИО5, следует, что вопрос об увеличении зазора между лестницами, возможно решить без реконструкционных мероприятий, а именно монтажом «сухотруб», что допускается СНиП. Отсутствие должного финансирования не освобождает ответчика от соблюдения требований безопасности в том числе и пожарной, так ответчики обязаны гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости. При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Иск прокурора Самарского района г. Самары в защиту неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад №55, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить полностью. Обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, МДОУ детский сад №55 провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания в соответствие с действующим законодательством, а именно: выполнить зазор между маршами лестниц и между поручными ограждений лестничных маршей не менее 75 мм; выполнить отделки стен и полов на путях эвакуации из негорючего материала; произвести проверку состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней. Судья Бочков Л.Б. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ