РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Судья Самарского районного суда г. Самары Сивохин Д.А. с участием представителя истца Билецкой М.В., ответчиков, представителя третьего лица Саловой А.С., при секретаре Кучиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Туговой Т.С., Аванесян А.Г., Петровой С.В. о возложении обязанности по регистрации права общей долевой собственности и проведении оценки рыночной стоимости жилого помещения и доли земельного участка, УСТАНОВИЛ: Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с иском к ответчикам об обязывании зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок и произвести оценку рыночной стоимости занимаемого жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности земельного участка, в обоснование заявленных требований указав, что распоряжением и.о. первого заместителя Главы городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный жилой дом также включен в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на территории <адрес>» на 2009-2011гг, утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Ответчики являются сособственниками квартир, расположенной по адресу: <адрес> Истец указал, что ответчикам, в целях реализации вышеуказанной программы, было предложено заключить договор мены квартиры, согласно которому ответчикам взамен принадлежащей на праве собственности квартиры, было предложено иное жилье Туговой Т.С. – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, Аванесян А.Г. – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, Петровой С.В. - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, однако, ответчики от предложенного жилого помещения отказались. Также истец указал, что собственниками жилых помещений <адрес> не осуществлен снос многоквартирного жилого дома, что препятствует исполнению вышепоименованной областной программы. Кроме того, Департаментом управления имуществом городского округа Самара указано, что в целях изъятия жилого помещения, принадлежащего ответчику, путем выкупа, необходимо осуществить выкуп земельного участка, на котором расположено данное жилое помещение. Однако, в настоящее время собственниками <адрес> не зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок, занимаемый указанным домом, в связи с чем, истец просил суд обязать ответчиков зарегистрировать свое право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен жилой <адрес>, а также обязать ответчиков произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> а также принадлежащей им доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, занимаемый домом № по <адрес>. В судебном заседании представитель истца требования поддержала, суду пояснила, что государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок необходима для принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. Также представитель истца затруднилась пояснить суду сформирован ли спорный земельный участок, утвержден ли в установленном законом порядке проект его границ, какова площадь спорного земельного участка, а также какая доля в праве общей долевой собственности земельного участка соответствует принадлежащему ответчикам жилому помещению, спорный земельный участок на кадастровый учет не поставлен. Ответчики в судебном заседании иск не признали, просили в его удовлетворении отказать, полагая их не основанными на законе. Представитель третьего лица – Администрации городского округа Самара в судебном заседании требования поддержала, просила суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом при рассмотрении дела установлено, что распоряжением и.о. первого заместителя Главы городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный жилой дом также включен в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на территории <адрес>» на 2009-2011гг, утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Как следует из материалов дела, ответчики являются сособственниками квартир, расположенной по адресу: <адрес> Согласно доводам истца, ответчики отказались заключать договор мены принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в связи с чем, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с вышеназванным иском. Суд полагает исковые требования об обязывании ответчиков зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок и провести оценку рыночной стоимости жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок не подлежащими удовлетворению, поскольку данные доводы основаны на неправильном толковании норм права. Согласно ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд; решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд; решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем, суд полагает, что указанная норма закона не предполагает обязанность субъекта гражданско-правовых отношений приобрести в собственность какое-либо имущество. Так, общие основания возникновения права собственности, в том числе на объекты недвижимого имущества, предусмотрены положениями ст.ст. 218-222 ГК РФ. Суд считает, что действующим гражданским законодательством не предусмотрена обязанность граждан приобретать в собственность то имущество, на получение которого отсутствует их прямое волеизъявление, то есть ни одно лицо не может быть понуждено к приобретению в собственность какого-либо имущества, в том числе земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных законом. Каких-либо изъятий из данного правила в отношении спорного правоотношения законом не предусмотрено. Суд полагает, что волеизъявление приобретателя является обязательным основанием для возникновения у субъекта права собственность на что-либо, поскольку иное абсурдно с правовой точки зрения, так как в императивном порядке ограничивало бы свободу хозяйствующих субъектов в гражданско-правовых отношениях, тогда как в силу положений ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Суд также считает несостоятельной ссылку истца на положения ст. 32 ЖК РФ как на основание для удовлетворения заявленных требований, поскольку из искового заявления следует и представителем истца в судебном заседании не оспаривалось, что в настоящее время решение органа местного самоуправления об изъятии спорного земельного участка для муниципальных нужд не принято. Также суд признает несостоятельными доводы истца о необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. В силу положений ст. ст. 11.1, 11.2 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса. В силу положений ч. 1, 2 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. Таким образом, в соответствии с вышеперечисленными требованиями закона, земельный участок как объект гражданско-правовых отношений возникает с момента его образования, то есть формирования и определения его границ на местности, проведения межевания земельного участка, утверждения уполномоченным органом местного самоуправления (Департаментом управления имуществом либо Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара) проекта его границ, согласования границ со смежными землепользователями, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Как следует из пояснения представителя истца, данных ей в судебном заседании, в настоящее время земельный участок под домом, в котором расположено жилое помещение ответчицы, фактически не сформирован, его границы на местности не определены и земельный участок на государственный кадастровый учет не поставлен, что также подтверждается соответствующими сведениями, предоставленными ФГУ «Земельная кадастровая палата по Самарской области». При таких обстоятельствах, суд полагает, что в рассматриваемом споре отсутствует его предмет, поскольку фактически истцом заявлены требования в отношении несуществующего объекта недвижимого имущества, в связи с чем, требования истца не основаны на законе. Суд также принимает во внимание, что представитель истца в судебном заседании затруднилась пояснить в отношении какого земельного участка, с какой площадью, какими границами на местности Департаментом управления имуществом городского округа Самара заявлены требования. Согласно ч. 2 ст. 5.1 Закона Самарской области «О земле» распоряжение земельными участками на территории городского округа Самара Правительством Самарской области либо уполномоченным им органом исполнительной власти, в компетенцию которых входит предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории городского округа Самара. Суд считает, что требование о понуждении к государственной регистрации права собственности на несформированный земельный участок, который в настоящее время ответчику не предоставлен в порядке, установленным Законом Самарской области «О земле» не может быть принято судом во внимание, поскольку в настоящее время соответствующее решение органа государственной власти субъекта РФ о предоставлении ответчице на каком-либо праве земельного участка отсутствует, в связи с чем, государственная регистрации права собственности не представляется возможной. Суд также учитывает, что право гражданина на получение в собственность земельного участка в соответствии с положениями ст. 36 ЗК РФ не предполагает само по себе возникновение у данного лица права собственности на земельный участок, поскольку законом для реализации данного права на получение в собственность предусмотрен ряд условий, обязательных к выполнению. Также суд признает необоснованными требования истца о понуждению ответчиков к производству оценки рыночной стоимости жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на спорные жилое помещение и земельный участок, поскольку данные доводы не обоснованы. Так, судом уже было установлено, что спорный земельный участок как объект гражданско-правовых отношений не существует, в связи с чем, невозможно провести оценку его рыночной стоимости. Требования же истца об оценке рыночной стоимости квартиры ответчиков не основаны на законе, поскольку положениями Жилищного Кодекса РФ не установлена обязанность проведения таковой оценки собственником выкупаемого помещения, в связи с чем, суд считает, что понуждение ответчиков к совершению таковых действий противоречит требованиям закона. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Департаменту управления имуществом городского округа Самара в иске к Туговой Т.С., Аванесян А.Г., Петровой С.В. об обязывании совершения действий отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято и изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья: Д.А. Сивохин