о взыскании денежных средств



        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                 г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Антоновой Е.В., при секретаре Лукмановой Н.Я.,

с участием:

прокурора Горлова А.Е.,

истца Федоровский А.Н., его представителя Петровой А.С., действующей на основании доверенности,

представители ответчика Военного комиссариата Самарской области – Сачкова Е.В., Куляпин Е.В., действующие на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровский А.Н. к Военному комиссариату Самарской области <данные изъяты> вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

у с т а н о в и л:

Федоровский А.Н. обратился Ленинский районный суд г. Самары с иском к Правительству Российской Федерации, Правительству Самарской области о возмещении вреда здоровью, причиненного вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании ненадлежащие ответчики были заменены надлежащим – Военным комиссариатом Самарской области, дело было передано по подсудности в Самарский районный суд г. Самары.

В обоснование требований истец указал, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ. Причиной инвалидности <данные изъяты> полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; степень утраты профессиональной трудоспособности составила 80%. При переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> остались без изменения.

Федеральным законом от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам установлена ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда (пункт 22 статьи 14); инвалидам 2 группы – ежегодная компенсация в размере пятикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда (часть 1 статьи 39); возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности (пункт 25 статьи 14).

Как полагает истец, все выплаты, предусмотренные указанным законом, должны индексироваться в зависимости от увеличения минимального размера заработной платы, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 179-ФЗ, внесшим изменения в ФЗ от 15.05.1991 года № 1244-1, истец имеет право выбора одной из компенсации и льгот при наличии у него права на получение компенсаций и льгот, предусмотренных Федеральным законом от 15.05.1991 года № 1244-1, по нескольким основаниям.

Однако, при увеличении минимального размера оплаты труда ответчик не производил компенсацию с января 2001 года.

Истец просил взыскать с Правительства Российской Федерации, Правительства Самарской области по п. 22 ст. 14 Федерального закона от 15.05.1991 года в редакции закона № 179-ФЗ от 24.11.1995 года ежемесячно 13833 рубля пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению минимального размера оплаты труда; по ч. 1 ст. 39 – ежегодно в размере 23055 рублей пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению минимального размера оплаты труда; по п. 25 ст. 14 – ежемесячно в размере 25821,60 рубль пожизненно с последующей индексацией пропорционально изменению минимального размера оплаты труда, взыскать единовременно образовавшиеся задолженности по п. 22 ст. 14, по п. 25 ст. 14 и по ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 15.05.1991 года № 1244-1. Размеры единовременных выплат истцом не указаны.

В судебном заседании истец отказался от иска в части требования о взыскании единовременно задолженности по п. 22 ст. 14, по п. 25 ст. 14 и по ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 15.05.1991 года № 1244-1.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по дела в части указанного требования прекращено.

В остальной части истец уточнил иск, представил расчеты требуемых денежных сумм и учетом замены ненадлежащих ответчиков просил взыскать с Военного комиссариата Самарской области в свою пользу с ДД.ММ.ГГГГ по п. 22 ст. 14 ежемесячно и пожизненно 13833 рубля с последующей индексацией при изменении МРОТ; по п. 25 ст. 14 – ежемесячно и пожизненно 87061,50 рубль с последующей индексацией при изменении МРОТ; по ч. 1 ст. 39 – ежегодно и пожизненно 23055 рублей с последующей индексацией при изменении МРОТ.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали иск по изложенным в нем основаниям, истец в письменной форме подтвердил, что просит взыскать с ответчика компенсацию за причиненный вред здоровью только с применением минимального размера оплаты труда.

Представители ответчика Военного комиссариата Самарской области иск не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ссылались на то, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная денежная компенсация за вред здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС индексируется путем установления в законодательном порядке фиксированной денежной суммы; размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью должен индексироваться с ДД.ММ.ГГГГ исходя из уровня инфляции; применение для индексации минимального размера оплаты труда противоречит действующему законодательству. Просили в иске отказать.

Выслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего иск необоснованным, суд не усматривает оснований к удовлетворению иска.

Судом установлено, истец в 1986 год принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГГГ истцу была установлена инвалидность <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> %. Основанием для установления <данные изъяты>) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

При переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и <данные изъяты>

Истец получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 6990,07 рублей, что подтверждается справкой ОВК Самарской области; ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 668,62 рублей и ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере 1114,37 рублей, что истцом не оспаривается, подтверждается материалами дела.

Требования истца о необходимости индексации размера ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ежегодной компенсации за вред здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ежемесячной компенсации за вред здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий этой катастрофы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда в Российской Федерации не основаны на законе.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Федерального закона от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ).

Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью являются социальными выплатами, размер которых устанавливается федеральным законодательством с учетом принципа защиты от инфляции сумм возмещения вреда, закрепленного в статье 5 базового закона.

В соответствии с базовым законом ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров установлена в размере 300 рублей, ежегодная компенсация за вред здоровью составляет 500 рублей.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 847, от 07.05.2005 года № 292, от 25.04.2006 года № 246, от 21.03.2007 года № 171, от 21.12.2007 года № 914, (в редакции законов от 24.12.2008 года и от 07.07.2009 года), от 16.12.2009 года № 1024, от 21.12.2010 года № 1079, от 08.12.2011 года № 1019 размеры ежемесячных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодных выплат за вред здоровью установлены в твердых денежных суммах с учетом коэффициентов инфляции и с 01.01.2012 года установлены в размере 668,62 рублей, подлежащих выплате ежемесячно на приобретение продовольственных товаров и в размере 1114,37, подлежащих выплате ежегодно, за вред здоровью.

Данные выплаты истец получает, какая-либо дополнительная компенсация указанных выплат законом не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 25 статьи 14 базового закона (пунктом 15 статьи 14 базового закона в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС инвалидам 2 группы, каковым является истец, составляет 2500 рублей.

Истец получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью на основании п. 15 ст. 14 базового закона с момента установления <данные изъяты> – с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 3 статьи 5 базового закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

Между тем, данный порядок действовал до 01.07.2000 года, поскольку как указал Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 14.12.2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, в связи с чем суды не вправе с 01.07.2000 года индексировать суммы возмещения вреда здоровью исходя из роста минимального размера оплаты труда. В соответствии с частью 3 статьи 5 базового закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года № 2288), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 01.07.2000 года до 01.01.2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями 1 и 2 этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации; первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении года - с января 2002 года.

На основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 года № 11-П, признавшим применение при индексации сумм возмещения вреда здоровью величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации неконституционным, суд вправе использовать сведении об индексе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с частью третьей статьи 5 базового закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ), начиная с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

    Ссылка истца на то, что во всех случаях заработок, из которого исчисляет сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда, необоснованна.

    Данное правило было установлено в пункте 25 части 1 статьи 14 базового закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ) и действовало до 01.01.2001 года, когда вступила в силу статья 4 Федерального закона от 07.08.2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», которая изменила указанную норму базового закона. Согласно внесенному изменению заработок, из которого исчислялся размер возмещения, не мог быть ниже 700 рублей.

    Несостоятелен и довод истца о его праве на выбор между применением индекса роста МРОТ, прожиточного минимума или инфляции за период с 2002 года по декабрь 2011 года.

    В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005 года № 364-О в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

    Таким образом, закон установил возможность выбора критерия индексации только в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. После ДД.ММ.ГГГГ индексация сумм возмещения вреда производится исключительно с применением индекса инфляции, и требование истца об индексации получаемых им денежных сумм в возмещение вреда здоровью с применением минимального размера оплаты труда за период до ДД.ММ.ГГГГ не основано на законе.

    При этом истец имеет право на индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с применением индексов, соответствующих законодательству, действовавшему в конкретные периоды.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Федоровский А.Н. к Военному комиссариату Самарской области о возмещении вреда, <данные изъяты> вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е. В. Антонова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.