о признании права собственности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                          г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Антоновой Е.В.,

при секретаре Мангушевой Ю.Р.,

истицы Аглеева Р.Х.,

представителя ответчика Гаражно-строительного кооператива «Берег» - Карасева С.Н., действующего на основании устава и протокола собрания ГСК «Берег»,

представителя Администрации городского округа Самара – Саловой А.С., действующей на основании доверенности,

представителя Департамента строительства и архитектуры Самарской области – Янкович С.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аглеева Р.Х. к Гаражно-строительному кооперативу «Берег» о признании права собственности на гараж в объекте незавершенного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Аглеева Р.Х. обратилась в суд с иском к гаражно-строительному кооперативу «Берег» о признании права собственности на гараж в объекте незавершенного строительства, указав, что решением Горисполкома Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ организован кооператив по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для автомобилей владельцев индивидуального пользования ГСК «Берег». Постановлением Главы г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ ГСК «Берег» был предоставлен в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> на период строительства с правом выкупа в собственность после завершения строительства и разрешено строительство 2-х этажного гаража-стоянки на 162 мест. Здание гаража-стоянки в настоящее время полностью построено, подключено к существующим городским коммуникациям и эксплуатируется членами ГСК; истцу передан в собственность гараж , который он использует по назначению. Здание гаража-стоянки, а также гараж, используемый истцом, не являются самовольной постройкой, соответствуют требованиям строительно-технических, противопожарных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, однако, истец не может зарегистрировать право собственности в связи с тем, что гараж не принят в эксплуатацию в установленном порядке.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать за ним право собственности на нежилое помещение - гараж , площадью <данные изъяты>., расположенный в незавершенном строительством объекте – многоэтажном гараже-стоянке ГСК «Берег» по адресу: <адрес>, Стрелка реки Самара и речной порт.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще.

Представитель ответчика ГСК «Берег» признал иск полностью, суду пояснил, что здание гаража-стоянки возведено на земельном участке, отведенном кооперативу для строительства гаража-стоянки в установленном порядке, здание гаража полностью построено, передано в собственность членам кооператива, в том числе, истцу, которые эксплуатируют гаражи по назначению. В связи с истечением срока разрешения на строительство введение здания в эксплуатацию не представляется возможным. При проектировании планировалось построить гараж на 162 места, однако, фактически построен гараж на большее количество мест - 178. Увеличение количества мест произошло за счет уменьшения площади гаражей, при этом здание гаража осталось в разрешенных границах.

Представители третьих лиц – Управления Росреестра по Самарской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата по Самарской области», Министерство имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежаще.

Представитель Министерства имущественных отношений представил письменный отзыв, в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица - Администрации городского округа Самара в судебном заседании возражала против удовлетворения иска на том основании, что гараж является самовольной постройкой, не принят в эксплуатацию и не передан кооперативу или истцу в установленном порядке; не представлены доказательства, подтверждающие получение кооперативом разрешения на строительство 178 гаражей и принадлежности гаража, которым пользуется истец, к числу разрешенных для строительства гаражей.

Представитель третьего лица Департамента строительства и архитектуры Самарской области просила отказать в удовлетворении иска по аналогичным основаниям.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы данного гражданского дела и гражданского дела , суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно ч. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (ч. 1 ст. 222 ГК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.    

    В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что решением Горисполкома Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ организован кооператив по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для автомобилей владельцев индивидуального пользования.

Постановлением Главы г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ ГСК «Берег» предоставлен в аренду земельный участок, площадью 0,5289 га, на период строительства с правом его выкупа в собственность после завершения строительства и разрешено строительство 2-х этажного гаража-стоянки автомашин на 162 места. Согласно указанному постановлению площадь земельного участка подлежала уточнению геосъемкой.Строительство здания гаража-стоянки осуществлялось на основании разрешения на выполнение строительно-монтажных работ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного начальником инспекции Госархстройнадзора, со сроком действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ, и по проекту, выполненному проектно-сметным Бюро м.п. Самараремстройбыт, (гражданское дело .11, л.д.116-121).

Стороны не оспаривают тот факт, что здание гаража-стоянки построено и эксплуатируется по назначению.

Окончание строительства здания гаража и его фактическое использование подтверждаются письмом председателя правления ГСК «Берег» Алферова Ю.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора Департамента строительства и архитектуры г. Самары, в котором содержится просьба о назначении Государственной приемочной комиссии по приемке построенного объекта в эксплуатацию, (л.д. 99 гражданского дела ); договором энергоснабжения э от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ОАО энергетики и электрификации «Самараэнерго», (гр. дело , л.д.135-154), договором на техническое обслуживание электросетей от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Объединенная сетевая компания» и ГСК «Берег» (гр. дело , л.д.157-160); техническим паспортом здания (гр. дело , л.д. 220-236), техническим паспортом гаража, принадлежащего истцу, (л.д. 13-16).

В соответствии с техническим заключением по результатам обследования строительных конструкций здания, экспертным заключением о соответствии требованиям противопожарной безопасности конструктивных решений здания, экспертным заключением по результатам санитарно-гигиенической экспертизы возведенное здание гаража-стоянки соответствует требованиям строительно-технических, противопожарных норм и правил, санитарного законодательства.

Довод представителей третьих лиц о том, что указанные заключения не подтверждают соответствие спорного гаража строительно-техническим, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, поскольку выданы в отношении всего здания, необоснованны, так как при проведении соответствующих исследований принимались во внимание все строительные конструкции, как внешние, так и внутренние, фундамент, а также оснащение инженерными системами электроснабжения и вентиляции, пожаропрочность строительных материалов, соблюдение необходимых расстояний как в отношении здания в целом, так и в отношении внутренних помещений.

Доказательств, подтверждающих наличие существенных нарушений градостроительных норм и правил при возведении гаража-стоянки, третьи лица, оспаривающие право истца на гараж, не представили.

Представитель ответчика не оспаривает тот факт, что фактически было построено большее количество гаражей, чем предусмотрено разрешением на строительство.

Вместе с тем, данное обстоятельство также не свидетельствует о самовольности постройки, поскольку здание гаража возведено в границах отведенного земельного участка, что подтверждается договором аренды земельного участка (л.д. 93 гражданского дела ), паспортом земельного участка (л.д. 75-92 гражданского дела ), техническим заключением по обследованию конструкций здания, техническим паспортом здания, в соответствии с которыми основная площадь здания гаража-стоянки составляет <данные изъяты> что не превышает площади земельного участки, предоставленного под строительство данного объекта.

Количество внутренних помещений, к каковым относится гараж истца, само по себе не является юридически значимым обстоятельством для установления признаков самовольности постройки.

Доказательств, подтверждающих фактическое расположение здания гаража-стоянки на земельном участке, не предоставленном для строительства гаража-стоянки с большим количеством внутренних помещений, третьими лицами не представлено.

Ссылка представителей третьих лиц на необоснованность иска в связи с тем, что здание гаража не принято в эксплуатацию в установленном порядке, несостоятельна, поскольку отсутствие надлежащих документов о вводе здания гаража-стоянки в эксплуатацию подтверждает лишь тот факт, что здание является объектом незавершенного строительства. Данное обстоятельство не свидетельствует о самовольности постройки и не является основанием к отказу в иске, поскольку истец просит признать за ним право собственности на гараж в объекте незавершенного строительства, который соответствует градостроительным, пожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.

Таким образом, суд считает установленным, что здание гаража-стоянки, в котором находится гараж истца, построено с разрешения уполномоченного органа на земельном участке, отведенном для указанных целей в установленном порядке, без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил; его эксплуатация не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что свидетельствует об отсутствии признаков самовольности постройки.

Истец является членом ГСК «Берег», полностью оплатил паевой взнос, принял от ГСК «Берег» гараж , что подтверждается справкой кооператива, (л.д. 19), реестром членом ГСК «Берег» (л.д. 161-166 гражданского дела ), сведениями об уплате паевого взноса членами ГСК «Берег» (л.д. 157-158 гражданского дела ), выпиской из протокола правления ГСК «Берег» о распределении мест по факту за каждым членом кооператива, (л.д.176-181 гражданского дела ).

Согласно техническому паспорту гараж, которым пользуется истец, имеет площадь <данные изъяты>

С учетом изложенных обстоятельств суд считает установленным, что истец имеет право на приобретение гаража в собственность.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В силу Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» судебные решения являются основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Аглеева Р.Х. к Гаражно-строительному кооперативу «Берег» о признании права собственности удовлетворить.

Признать за Аглеева Р.Х. право собственности на гараж , площадью <данные изъяты> расположенный в незавершенном строительством объекте – многоэтажном гараже-стоянке ГСК «Берег» по адресу: <адрес>, Стрелка реки Самара и речной порт.

Решение является основанием для государственной регистрации права собственности истца в Управлении Росреестра по Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                      Е. В. Антонова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ