Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Кривицкой О.Г., при секретаре Мурыгиной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ломакин Е.М. к Министерству имущественных отношений, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Ломакин Е.М. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений о признании права собственности на земельный участок, указав, что является собственником нежилого здания площадью 111,3 кв.м. (летний домик) по адресу: <адрес>, <адрес> расположенного на земельном участке площадью 132,00 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ №-е он обратился в МИО СО с заявлением о приватизации данного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ МИО СО отказало ему в приватизации данного земельного участка на основании того, что указанный земельный участок относиться к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам) в квартале № выделе 2 Самарского лесничества, т.е. является территорией общего пользования.
На основании изложенного просит признать незаконным отказ № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства имущественных отношений по <адрес> по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №-е о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 132,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. Признать за ним право на приватизацию земельного участка площадью 132,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Обязать Министерство имущественных отношений <адрес> предоставить ему в собственность за выкуп земельный участок площадью 132,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, предоставив отзывы на исковое заявление, в которых просили в удовлетворении требований отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав истца, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Как установлено в судебном заседании, истец является собственником нежилого здания площадью 111,3 кв.м. (летний домик) по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке площадью 132,00 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ №-е он обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о приватизации данного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений <адрес> отказало ему в приватизации данного земельного участка на основании того, что указанный земельный участок относиться к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам) в квартале № выделе 2 Самарского лесничества, т.е. является территорией общего пользования.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец обращался в министерство с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 132 кв.м., используемого под летний домик № и территорию, необходимую для его использования, в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка.
На основании указанной нормы министерством был направлен запрос, в частности, в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в целях получения сведений, относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам).
В ответ на указанный запрос, ДД.ММ.ГГГГ в министерство поступило заключение министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, согласно которому земельный участок является лесным участком и находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий на землях иных категорий в квартале № выделе 2 Самарского лесничества.
На основании изложенного, руководствуясь нормами статей 3, 7, 11, 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), статьей 3, пунктом 4 статьи 28, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, министерство письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказало заявителю в предоставлении земельного участка в собственность (копия письма министерства - в материалах дела).
Решение министерства об отказе в предоставлении земельного участка в собственность является законным и обоснованным в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Согласно статье 9 Лесного кодекса лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, Лесной кодекс четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.
В соответствии с пунктом статьи 262 Гражданского кодекса граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В силу положений пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса, пункта 2 статьи 3 Лесного кодекса для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
В силу пункта 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Пункт 1 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации гласит, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается (п. 6 той же статьи Кодекса).
Кроме того, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса устанавливает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Таким образом, данная норма закона содержит открытый перечень земельных участков, которые не подлежат приватизации, и определяет наиболее значимые признаки таких участков, соответствующие основам правового режима земельных участков общего пользования, определенных в пункте 1 статьи 262 Гражданского кодекса.
Из анализа п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, п.п. 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса во взаимосвязи с п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса следует, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации.
Какие-либо документы, устанавливающие основания возникновения имущественных прав на земельный участок в соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса истцом не представлены, следовательно, единственно возможным основанием возникновения прав собственности истца на земельный участок в соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьи 29 Земельного кодекса может быть решение министерства.
В соответствии с п. 3 ст. 129 Земельного кодекса земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Статья 71 Лесного кодекса устанавливает ограниченный перечень вещных и обязательных прав на лесные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключая возможность предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам на праве частной собственности.
При этом пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса устанавливает в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», земельный участок как объект недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, существует после проведения его государственного кадастрового учета.
В силу пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Однако кадастровый паспорт спорного земельного участка не представлялся в министерство и не представлен в материалы дела, из чего следует, что государственный кадастровый учет указанного участка не осуществлен. Указанное обстоятельство не оспаривалось в суде и представителем истца.
Довод истца о том, что в настоящее время из государственного лесного реестра исключены из состава лесных участков лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, и фактически истец просит предоставить ему в собственность лесной участок, но не земель лесного фонда, а лесной участок земель населенных пунктов не исключает возможность применения указанных выше правовых норм в обоснование правильности отказа по обращению Ломакин Е.М., поскольку указанный участок продолжает относиться к землям рекреационного назначения.
На основании изложенного суд считает, что исковые требования Ломакин Е.М. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ломакин Е.М. к Министерству имущественных отношений о признании права собственности на земельный участок площадью 132,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья:
О.Г. Кривицкая