решение вступило в законную силу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Кривицкой О.Г., при секретаре Мурыгиной О.Е..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Самарской области к Андреенко Д.А. о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная Инспекция ФНС России № 16 по Самарской области обратилась в суд с заявлением к Андреенко Д.А., указав, что Андреенко Д.А. является плательщиком земельного налога на Земельные участки адрес: <данные изъяты>

Согласно налогового уведомления , выставленного налоговым органом на уплату земельного налога за 2008 год, Андреенко Д.А. ИНН предлагалось уплатить: за 2008 год начислен налог в сумме 121 237,20 руб.,

На основании изложенного просили суд взыскать с ответчика задолженность по уплате земельного налога за 2008 год в сумме: налог в размере 119 726,77 рублей, пени в размере 33 405,22 рублей.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика по доверенности просила в удовлетворении исковых требований отказать как не основанных на законе.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 388 налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В силу норм ч.1, ч. 3 ст. 396 НК РФ, ч.1 ст. 393 НК РФ сумма земельного налога, подлежащего уплате физическим лицом, исчисляется налоговым органом по истечении налогового периода, определяемого календарным годом.

Таким образом, физические лица, являющиеся плательщиками земельного налога, уплачивают земельный налог исходя из расчёта, представленного налоговым органом. В соответствии с ч.4 ст. 397, ч. 4 ст. 57 НК РФ земельный налог подлежит уплате физическим лицом на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом и, соответственно, обязанность по уплате налога возникает у плательщика не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговым законодательством РФ регулируется порядок, сроки и содержание налогового уведомления, направляемого налоговым органом налогоплательщику, в случаях предусмотренных законом. Исходя из содержания ч.2, 3 ст. 57 НК РФ при возложении обязанности по исчислению налога, подлежащего уплате, на налоговый орган, налоговое уведомление должно быть им направлено не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа.

В связи с чем, истец должен был самостоятельно определить сумму земельного налога, подлежащего уплате Ответчиком, и направить Ответчику налоговое уведомление не позднее декабря 2008 г. - начала января 2009 г.

В соответствии с положениями ст.69, 70 ч.2 ст. 11 НК РФ после выявления недоимки по уплате налога и/или сбора налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога и сбора, причём требование должно быть направлено в срок, не превышающий трёх месяцев с момента выявления недоимки и содержать указание на срок исполнения данного требования, в среднем составляющий 8 (восемь) дней после получения данного требования.

Таким образом, выявив наличие недоимки по уплате земельного налога Ответчиком, Истец должен был направить Ответчику соответствующее требование не позднее мая 2009 г.

Неисполнение требования об уплате налога и сбора налогоплательщиком - физическим лицом даёт налоговому органу право на обращение в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица. В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Исходя из изложенного Истец должен был обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств Ответчика не позднее конца августа - начала сентября 2009 г. при условии соблюдения сроков, установленных законом для направления требования об уплате налога и сбора.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Однако истцом не представлены доказательства направления Ответчику требования об уплате земельного налога в сроки, указанные выше, доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска сроков для обращения в суд с заявлением о взыскании налога.

Более того, такие доказательства также не представлены в суд и после ознакомления с возражениями на исковые требования, тогда как судом предоставлялось время для обоснования исковых требований с учетом возражений.

В данном случае налоговый орган не принял мер, направленных на своевременное взыскание с Ответчика сумм недоимки по уплате земельного налога, в связи с чем пропустил совокупность сроков принудительного взыскания, установленную статьями 70, 48 НК РФ.

Истец полагает, что Ответчиком также должны быть уплачены пени в размере

33 405,22 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 и пунктом 1 статьи 75 НК РФ, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3 и 5 статьи 75 НК РФ).

Пунктом 6 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.

До взыскания с налогоплательщика задолженности по пеням налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НКРФ.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

В пункте 1 статьи 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Приведенные нормы права позволяют сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога) и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные НК РФ для взыскания задолженности в бесспорном порядке.

Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.

В случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить НК РФ.

Взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, поэтому по истечении срока на принудительное взыскание недоимки налоговый орган лишается права начислять пени за просрочку уплаты налога.

Таким образом истцом не представлены доказательства правомерности обоснованности заявленных требований о взыскании с Андреенко Д.А. задолженности по обязательным платежам – земельному налогу и пени.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Самарской области к Андреенко Д.А. о взыскании обязательных платежей отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: О.Г. Кривицкая

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ